Комплексный анализ текста на уроке русского языка

Разделы: Русский язык


(1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались ещё кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (З)Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, - да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его?, просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый, орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (9)В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (10)«Да это не Иван Петрович, - говоришь, глядя на него. - Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеётся, а этот чёрт знает что: пищит птицей и все смеётся». (11)Подходишь ближе, глядишь - точно Иван Петрович! (12)«Эхе-хе!» - думаешь себе...
(Н.В. Гоголь)

Словарная работа:

Прометей - персонаж греческой мифологии, Титан, который принес людям огонь и был наказан за это богами.

Овидий - Публий Овидий Назон (43 до н.э. – 17 или 18 н.э.), римский поэт, автор поэтического шедевра «Метаморфозы», где повествуется о различного рода мифических превращениях

Задания к тексту:

1. Что вызывает авторский смех?

А) Человеческая глупость.
Б) Чинопочитание.
В) Социальное неравенство.
Г) Преклонение перед иностранной культурой.

2. Определите тип(ы) речи текста.

А) Повествование, рассуждение.
Б) Рассуждение, описание.
В) Повествование, описание.
Г) Описание.

3. Значение какого из слов указано неверно?

А) Подличать - обманывать.
Б) Помещик - землевладелец, относящийся к привилегированному сословию.
В) Канцелярия - отдел, ведающий делопроизводством.
Г) Чин - служебный разряд.

4. Из предложения 3 выпишите синонимы.

5. Из предложений 8-9 выпишите фразеологизм.

6. Из предложения 2 выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв.

7. Какие типы словосочетаний встречаются в предложении 7?

8. Определите способ словообразования слова приближается (предложение 8).

9. Из предложения 2 выпишите слово с чередованием гласной в корне, правописание которой зависит от суффикса, следующего за корнем.

10. Из предложения 6 выпишите существительное, образованное переходом из другой части речи.

11. Среди предложений 1-4 найдите такие, в которых есть вводные слова. Запишите их номера.

12. Выберите верное объяснение постановки двоеточия в предложении 4.

  • У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки.

А) Простое предложение, обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов.
Б) Бессоюзное сложное предложение, вторая часть дополняет первую.
В) Бессоюзное сложное предложение, вторая часть указывает на причину.
Г) Бессоюзное сложное предложение, вторая часть раскрывает смысл первой

13. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

14. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

15. Определите типы придаточных предложений в предложении 1.

16. Среди предложений 6-10 найдите неполное. Запишите его номер.

17. Выберите верное определение синтаксической функции выделенного слова (предложение 6).

  • Прошу посмотреть на него ...

А) Сказуемое.
Б) Определение.
В) Дополнение.
Г) Обстоятельство.

18. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Запишите его номер.

19. Определите тип сказуемого в предложении.

  • ... которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе ...

20. Соотнесите средства выразительности с предложениями текста.

А) Гипербола.
Б) Сравнение.
В) Литота.
Г) Контекстные антонимы.

Предложения: 2, 8, 9, 10.

Работа над сочинением-рассуждением по предложенному тексту.

I. Напишите вступление к сочинению. Какие чувства вызывает у вас текст?

Когда читаешь текст, восхищаешься ... манерой автора, его умением ...
Этот текст вызывает у читателя смех, потому что ...

II. Определите тему текста. Какое человеческое качество Гоголь называет «тонкостями обращения»?

Чинопочитание, низкопоклонство - вот ...
Автор рассказывает нам о том, каким двуличным может быть человек, когда ...

III. Сформулируйте проблему текста

Так что же происходит с человеком, который ...? Над этим вопросом задумывается автор.

IV. Прокомментируйте проблему, учитывая следующие вопросы:

  1. Почему для создания образа чиновника Ивана Петровича автор прибегает к антитезе (противопоставлению)?
  2. Какие лица Ивана Петровича видит читатель? Какими лексическими средствами создаются разные лица Ивана Петровича?
  3. В чем смысл обращения Гоголя к образу персонажа античной мифологии Прометея? В какой ситуации Иван Петрович является орлом, Прометеем?
  4. Что происходит с ростом и голосом Ивана Петровича, когда он находится в обществе людей «чуть немного повыше его»? Какие языковые средства помогают сделать Ивана Петровича еле заметным?

Антитеза-ведущий прием создания характера ...
Автор противопоставляет разные лица ...
Контекстные антонимы ... помогают показать
Находясь рядом со своими подчиненными, Иван Петрович ...
Чтобы подчеркнуть превосходство чиновника над ... автор обращается к образу ...
Когда ситуация меняется и Иван Петрович оказывается в обществе людей «чуть немного повыше его» или в кабинете начальника, с ним происходит неожиданная метаморфоза: ...
Литота ... и слова с уменьшительными суффиксами делают чиновника ...

V. Сформулируйте идею текста, опираясь на следующие вопросы:

  1. Как автор решает поставленную проблему?
  2. Какое отношение повествователя к чиновнику, утратившему себя, выражено междометием «эхе-хе»?

Решая проблему, автор приходит к такому выводу: человек, который ... лишается собственного ...
Презрительное отношение повествователя к ... выражено ...

VI. Напишите о своем отношении к авторской позиции. Вспомните произведения Чехова «Толстый и Тонкий», «Маска». Как в этих рассказах звучит гоголевская мысль о том, что человек, для которого существуют только чины, утрачивает себя как личность?

Ключ к заданиям по тексту 6:

  1. Б.
  2. Б.
  3. А.
  4. Смекнет - поймет.
  5. Мочи нет.
  6. Пересчитать, нельзя, оттенков.
  7. Управление, примыкание.
  8. Суффиксальный.
  9. Пересчитать.
  10. Подчиненных.
  11. 3, 4.
  12. Г.
  13. Нельзя пересчитать.
  14. 2.
  15. Изъяснительное, обстоятельственное условное.
  16. 7.
  17. В.
  18. 4.
  19. Простое глагольное.
  20. А-2, Б-8, В-9, Г-10.

Примерное сочинение-рассуждение по тексту 6:

«Читая текст Гоголя, восхищаешься ироничной манерой автора и его умением передать все нюансы человеческого поведения.

Рассказывая о «тонкостях обращения» (так автор называет чинопочитание), Гоголь задается вопросом: что же происходит с человеком, который постоянно лицемерит, подличает перед вышестоящими и демонстрирует власть перед подчиненными? Создавая образ чиновника Ивана Петровича, автор пытается дать ответ на этот вопрос.

Антитеза – ведущий прием создания образа чиновника. Контекстные антонимы («орел» - «куропатка», «выступает» - «спешит», «басит» - «пищит») помогают показать разные лица Ивана Петровича. Находясь рядом с теми, кто ниже его по чину, герой ощущает себя титаном Прометеем, внушающим уважение и страх. (Сопоставление чиновника с героем античной мифологии подчеркивает превосходство Ивана Петровича над другими людьми).

Но этот Прометей, орел, оказавшись возле кабинета начальника или в обществе людей «чуть немного повыше его», превращается в куропатку, муху песчинку. Литота «уничтожился в песчинку» и слова с уменьшительными суффиксами («низенький», «худенький») делают чиновника незаметным, не похожим на себя самого.

Таким образом, человек, представая перед разными людьми в разных ролях, теряет свое лицо: он может быть Прометеем, орлом, куропаткой, мухой, но только не самим собой - в этом убеждает нас автор текста. И презрительное отношение повествователя к чиновнику, утратившему себя, выражено междометием «эхе-хе».

С автором трудно не согласиться, и не случайно мысль о том, что человек, для которого нет людей, а есть только чины и состояния, утрачивает себя как личность, развивали другие писатели.

Вспомним рассказ Чехова «Толстый и Тонкий». Как только Тонкий узнает о чине Толстого, он перестает быть школьным товарищем, смеющимся вместе с другом над детскими шалостями, и превращается (к неприятному недоумению Толстого) в чиновника, трепещущего перед начальником.

В другом чеховском рассказе «Маска» «интеллигенты», люди, обладающие чувством собственного достоинства, знающие нормы поведения в обществе, убедившись в том, что человек в маске – известный миллионер, начинают вести себя совершенно по-иному: смеются над неприличным поведением человека и стараются всячески добиться его расположения. При этом они, становясь развлечением сильно выпившего богача, сами теряют человеческое лицо.»