Ученику внимательно изучить положение о научно-исследовательской работе школьников. Обратить внимание на структуру научно-исследовательской работы и изучить все рекомендации по оформлению работы и критерии оценки.
Изучить, что собой представляют по содержанию основные части научно-исследовательской работы: краткая аннотация, оглавление, вводная часть, главы основной части, заключение, библиографический список, приложение, и руководствоваться в своей деятельности данной информацией.
Выбрать тему научно-исследовательской работы, учитывая ее актуальность, изученность, доступные методы для разработки темы; перспективность в профессиональном становлении учащегося, востребованность; заинтересованность в изучении темы, как ученика, так и научного руководителя. Учитывать такой фактор, как возможная корректировка темы в период сбора материала, разработки плана и т.д.
Обосновать актуальность темы; сформулировать проблему, т.е. учащийся должен ответить на вопросы: зачем изучаю, какую цель поставил(а), задачи исследования, проблема (которую буду решать), какими методами, и самое главное - каким будет результат? На этом этапе учащийся составляет предварительно план исследования, идет корректировка темы, методов, задач, целей и т.д.
Все внимание на следующем этапе рекомендовано уделить обзору литературы по теме, работая в библиотеке с алфавитным и систематическим каталогами, имеющейся литературой, Интернетом. Идет окончательное оформление темы, постановки целей, задач, проблемы, выбора методов, уточняются предполагаемые результаты работы и практическая часть работы (исследование), составляется план. Учащийся обязательно должен во введении сделать анализ изученности данного вопроса (проблемы) различными авторами в литературе и выделить аспекты темы, недостаточно рассмотренные в научной литературе.
После того, как ученик составит библиографический список литературы, он должен ее просмотреть, чтобы "взять" интересующий его материал. Возможности изучить тщательно все источники и литературу - нет, следовательно, надо научиться быстро их просматривать и оставлять для тщательного ознакомления только самую необходимую. Советы ученику: обрати внимание на название книги, статьи и т.д.; прочитай аннотацию (из нее ты узнаешь, затрагивается в данной книге твой вопрос или нет); посмотри оглавление книги (монографии), что поможет ответить на поставленный вопрос - следует ее изучить внимательно или нет. После беглого просмотра, тщательно изучи, вдумчиво прочитай выбранные главы из монографий, статьи. Сделай необходимые выписки (копии) с указанием страницы и полной информации по книге (автор (Ф.И.О.), название, место, год издания), так как эта информация необходима для правильного и грамотного составления библиографического списка и для подстрочной ссылки.
После такой предварительной подготовки можно приступать к выполнению работы. Не рекомендуется, как бы "составлять" свою работу из отобранных материалов. Надо их проанализировать и использовать для подтверждения собственных мыслей, которые обязательно появятся при анализе и обработке материалов. Собранная информация систематизируется в соответствии с планом основной части работы, используется для формирования гипотезы. Гипотеза помогает раскрыть сущность исследования и установить причинно-следственные связи какого-либо явления ("если:, то:", "при условии, что:").
Цели и задачи работы уточняются при систематизации материалов, при формулировке гипотезы. Очень важно, чтобы учащийся четко представлял структуру деятельности и, соответственно, свободно оперировал такими понятиями как цель, задача, методы, результат, иначе он не сможет качественно выполнить работу. Цель можно поставить, используя привычные глаголы: выявить:, установить :, обосновать :, разработать :, уточнить : и т.д.; Задачи формируются в виде утверждения того, что надо сделать для достижения цели. После определения методов для достижения цели, учащийся выполняет основную часть работы.
Исследование, предположения подтверждаются или опровергаются практической частью работы: анализом источников (документов); информацией полученной при обработке тестов, опросов общественного мнения, предположений; анализом интервью, практическими результатами и т.д.
Прочитать внимательно работу и написать аннотацию с кратким описанием содержания работы (цель, задачи, методы, результат, выводы).
На завершающем этапе рекомендуется:
После выполнения основной и практической части работы, оформить ее в соответствии с требованиями по оформлению научно исследовательской работы учащегося. Особое внимание уделить наличию подстрочных сносок и библиографическому списку.
Продумать, в какой форме будет проведена защита результатов исследования (участие в конкурсе, выступлении на научно-практической конференции любого уровня и т.д.). В зависимости от формы защиты подготовиться к ее процедуре.
Роль научного руководителя должна заключаться в том, что он играет роль ведущего, более опытного участника совместной с учеником исследовательской работы. Очень важно научить ученика работать с библиографией по теме, быстрому просмотру научной литературы, умению выделять главное; постоянно контролировать выполнение учеником всех требований к научно-исследовательской работе учащихся, в том числе, к ее оформлению и защите; четкости формулировок, ясности мысли, завершенности в работе, умению правильно распределять свое время.
Результативность: приложение1.