Рабочая тетрадь по изучению родного города: "Мы - первоуральцы" (обобщение опыта работы)

Разделы: Начальная школа


Главная функция регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта Свердловской области в начальной школе - формирование общеучебных навыков, обеспечение познания особенностей региона, места проживания и создание условий для успешной адаптации в микросреде.

Важно начинать заниматься изучением истории своего края с младших классов. Поэтому с 2006 года в своей педагогической деятельности мной стали внедряться интегрированные уроки, которые проводились именно с первого года обучения.

Следует отметить, что интеграция краеведения в учебные предметы общеобразовательного цикла на уроках и во внеурочной воспитательной работе ставит перед собой цель обеспечения познания истории и особенностей региона, места проживания и является важным фактором воспитания личности с гражданских и патриотических позиций.

Работа над выбором форм, методов и способов организации и проведения интегрированных занятий привела нас к необходимости применения системного подхода в разрешении данной проблемы. Были выработаны четыре этапа ее проведения, которые соответствовали возрастным и познавательным особенностям развития детей в младших классах. Поэтому первый этап был репродуктивным. Второй этап посвящался развитию творческих способностей учеников. На третьем этапе (продуктивном) развивались исследовательские навыки детей. Четвертый этап являлся эвристическим.

Этапы Тема Класс Предмет
I этап: "Введение в краеведение" "Моя малая Родина".

Рассказ о городе, в котором живу. Первоначальные сведения о родном городе.

1 - 2 Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство.
II этап: развитие творческих способностей, которое происходит через различные творческие работы: мини-сочинения, сообщения, рисунки. "Мы - первоуральцы!"

"А начиналось так";

2 - 3 Математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение
"Первоуральск сегодня"; Русский язык, математика, изобразительное искусство
"Предприятия нашего города"; Окружающий мир, математика
III этап: развитие исследовательских навыков. 3 - 4
"Улицы нашего города"; Русский язык, литературное чтение
"Водоемы Первоуральска"; Окружающий мир, русский язык
"Растительность Первоуральска"; Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство
"Животный мир Первоуральска"; Окружающий мир, изобразительное искусство
"Моя семья". Окружающий мир, русский язык, литературное чтение
IV этап: создание исследовательских и творческих проектов "Я в городе славном живу"

Создание рукописных книг, учебных пособий и т.д.

3 - 4 Междисциплинарные проекты

На первом этапе проводились уроки, на которых детям предлагались упражнения и задания, содержащие информацию о нашем городе. Формирование познавательного интереса к изучению родного края начинается в начальной школе с первого класса, с первой странички "Букваря" или "Азбуки". Традиционно каждое 1 сентября в любой школе нашей страны начинается с урока Знаний, на котором учитель говорит о любви к Отчизне, о любви к малой Родине. Чтобы эти ценные минутки первого в их жизни урока не пропали даром и не стали формальными, необходимо выстроить систему краеведческих знаний, навыков, посильных младшему школьнику.

На последующих уроках обучения грамоте необходимо ориентировать учащихся и этим пополнять лексический запас ребенка на краеведческие термины "Родина", "Отчизна", "малая Родина", "родная сторона", "семья", "родня", "родители" и т.д. В этом помогает и учебник. В нем даются задания составить рассказ по картинке ("Азбука"). Дети составляют рассказы, но если им предложить принести фотографии своей семьи, то это же самое задание не будет выполнено формально. Ведь ребенку надо достать семейный альбом, а перелистывая его, возникают вопросы, подключаются другие члены семьи, это воспитывает гордость и ответственность за свою семью, повышает качество самого рассказа, развивается речь. При изучении темы "Звуки и буквы У, у" в "Азбуке" используется текст, который можно предложить ребятам просто пересказать, а можно предложить дополнить его представив, что речь идет о нашем городе. Например, перечислить по каким улицам нашего города движется транспорт и т.п. Практически каждый урок можно превратить в маленькое путешествие по Первоуральску. Важно только, чтобы это не было навязчивым, нудным и слишком назидательным. Как продолжение такие уроки проводятся и в курсе русского языка. Здесь можно использовать следующие упражнения:

Прочитай отрывок стихотворения. О каком городе идёт речь? Спиши текст.

Там, где встали хребты Уральские
Над красавицей Чусовой -
Ты цветёшь с каждым годом прекраснее,
Город древний и молодой.

Как ты понимаешь слова: "Город древний и молодой"?

Прочитай текст. Объясни написание слов с заглавной буквы. Спиши.

Первоуральск возник в 1732 году недалеко от впадения в Чусовую реки Шайтанки. В 1759 году на той же речке по соседству с первым был построен второй - Верхне-Шайтанский завод. На этих заводах выпускали кровельное и сортовое железо и чугунное литьё. (из энциклопедии)

В первом предложении подчеркни главные члены предложения.

Для изложения может использоваться подобный текст.

Как появился город Первоуральск

Неподалеку от границы Европы с Азией, на реке Чусовой расположен один из крупнейших промышленных центров Среднего Урала - город Первоуральск.

В начале восемнадцатого века возле горы Волчихи было открыто месторождение железной руды. Василилий Демидов начал строительство завода на реке Шайтанке.

1 декабря 1732 года был пущен первый чугун. С этого дня началась история еще одного уральского поселения.

(59 слов)

(Слова для справок: месторождение, поселение, 1732 год)

На уроках литературного чтения при изучении такого литературного жанра как сказка мы занимаемся сказкотворчеством или создаем свои маленькие мифы. Вот задание, внесенное в тетрадь "Мы - первоуральцы!":

Как в любом городе, у Первоуральска есть легенды. Например, легенда о том, как появилось название нашего города. Вот какую историю придумала ученица 3 класса.

История одного горда

В тридесятом царстве, в тридесятом государстве жил-был великий путешественник. Он объехал все царства и государства. Побывал на всех горах, во всех морях. Итак, он объехал весь свет. Осталось у него одно неизвестное место, граница Европы и Азии. Поехал он туда, а когда приехал - смотрит нет границы! И решил он установить сам границу. А пока он строил, понаехало людей, и построили они город. Назвали его Первоуральском в честь первого памятника, обозначавшего границу между Европой и Азией. А так же, потому что это был первый город при въезде в Европу из Азии.

Рита Герасимова

На карте нашего города ещё много других интересных названий (гора Тёплая, Волчиха, река Чусовая, Шайтанка и другие), возможно, у тебя появились идеи, как возникли эти слова и выражения. Попробуй придумать свою легенду, а возможно взрослые подскажут свои истории.

На этих материалах отрабатывались общеучебные навыки. У ребят заметно выросла учебная мотивация, повысился интерес к уроку, возник интерес к изучению родного края.

Второй этап предполагал развитие творческих способностей, которое происходило через различные творческие работы: "Мой дедушка. Моя бабушка", позднее преобразовалась в проект, и участвовала в городском конкурсе "Память города: Шайтанка" и в областном конкурсе "Моя судьба в судьбе Урала", подтверждение тому благодарность краеведческого отдела ЦГБ диплом уральского отделения Академии наук РФ.

На третьем этапе началась работа по развитию навыков исследовательской работы. Дети учились находить нужную информацию в разных источниках, анализировать ее, строить собственные гипотезы, предлагать свои формы заданий для уроков.

На уроках окружающего мира мы изучаем предприятия нашего города и здесь проводим такую игру:

Чем занимаются предприятия нашего города? Попробуй определить. Соедини линией предприятие и его продукции.

Возьми интервью у своих родителей, старших братьев и сестёр, бабушек и дедушек, о том на каких предприятиях города они трудились или трудятся сейчас, чем занимается это предприятие, есть ли трудовые династии в вашей семье.

Тема: "Улицы Первоуральска".

Улица будущей весны:

Одной из старейших улиц Первоуральска по праву считается улица Ленина. Рядовая застройка времён строительства железоделательного завода-одноэтажные домики мастеровых, положили начало первой улице заводского посёлка. В конце 70-х годов 20 века она подверглась коренной реконструкции, изменила старый облик. Она стала длиннее, изменила направление. Для лучшего использования городской территории и повышения выразительности городской застройки на улице были построены девяти- двенадцатиэтажные крупнопанельные дома с магазинами и прочими обслуживающими помещениями.

Особенное место занимает на улице Ленина набережная. Многие-многие года она любимое место отдыха первоуральцев.

Дается текст, после которого проводится работа:

А на какой улице ты живёшь? Узнай у взрослых, сходи в библиотеку и напиши мини-сочинение по плану:

  1. Название улицы.
  2. Почему улица носит такое название?
  3. Когда началась застройка улицы?
  4. Какие достопримечательности находятся на этой улице? (учреждения, памятники архитектуры и природы и т.д.)
  5. Кто из известных людей жил или живёт на твоей улице? Чем он известен?
  6. Какие ещё улицы, площади, проспекты и бульвары нашего города ты знаешь? Запиши.

За последнее время площадь, занятая лесами, существенно сократилась. Как ты думаешь, почему это произошло? Какое влияние на окружающий мир оказывает вырубка леса? Что ты знаешь об экологической проблеме нашего города?

Следующим четвертым этапом для совместной работы педагога и учащихся стало создание учебного пособия, которое впоследствии стало рабочей тетрадью по изучению родного города для начальных классов для начальных классов "Мы - первоуральцы!". У нас уже был успешный опыт создания рукописной книги "Мой дедушка. Моя бабушка". Идея составить пособие возникла вследствие того, что накопился интересный материал по краеведению, который требовал своего применения. Дети активно включились в проект. Сначала спланировали основные разделы и вопросы, которые были бы интересны их ровесникам. Потом был отобран необходимый материал, придумывались творческие и исследовательские задания. Моя задача заключалась в редактировании и оформлении рабочей тетради. Такая форма учебного пособия наиболее интересна детям младшего школьного возраста, потому что включает не только познавательные статьи, но и предлагает детям выполнить посильные творческие работы и исследования. Вот такое задание учащиеся по своему сообщению для уроков окружающий мир и математика подготовили своим ровесникам:

Тема: "Водоемы"

"В окрестностях нашего города много рек. Главная река-это Чусовая. У неё много притоков: Талица, Шайтанка, Каменка, Черемша и другие.

А вот озёр очень мало, больших и глубоких нет совсем. В болотистой местности на юго-востоке от города есть мелководные озёра-Глухое и Половинное. Озеро Глухое является памятником природы областного значения.

В самом Первоуральске сохранились старые заводские пруды: Пильнинский, Шайтанский. Когда-то давно в 18-19 веках реки Шайтанку и Ельничную перекрыли плотинами. Образовавшиеся пруды использовали для нужд горных заводов. Есть пруды в Билимбае, Новоуткинске. Каменке.

Сейчас эти пруды стали местом отдыха горожан."

Прочитай ещё раз текст и попробуй разгадать кроссворд (разгадка в рассказе), впиши названия водоёмов в пустые клетки.

 

(ответы: по горизонтали: Глухое, Черемша, Пильнинский, Талица, Шайтанка; по вертикали: Ельничная, Шайтанский)

Урок математики. Тема "Нумерация многозначных чисел"

Запиши числа, которые тебе встретятся в рассказе:

  • В одна тысяча семьсот втором году рудознатец Фёдор Росов открыл месторождение руды у Волчьей горы.
  • Васильевско-Шайтанский завод был построен в одна тысяча тридцать втором году.
  • В Шайтанке в одна тысяча восемьсот тридцать седьмом году была открыта первая школа.
  • В одна тысяча девятьсот одиннадцатом году была пущена первая мартеновская печь на Васильевско-Шайтанском заводе.
  • Шайтанский завод переименован в Первый уральский завод цельнотянутых труб в одна тысяча девятьсот двадцатом году.

Составь числовые выражения, чтобы узнать, сколько лет прошло с тех пор.

Как уже подчеркивалось, тетрадь "Мы - первоуральцы!" предназначена для учащихся начальной школы, с которой лучше всего работать, начиная со 2 - 3 класса. Она включает в себя изучение восьми тем: "А начиналось так", "Первоуральск сегодня", "Предприятия нашего города", "Улицы Первоуральска", "Водоемы Первоуральска", "Растительность Первоуральска", "Животный мир Первоуральска", "Моя семья". Я думаю, что этого материала достаточно для первого года обучения краеведению, так как темы достаточно обширны и допускают использование дополнительного материала учителем или даже учащимися. К примеру, на занятии, посвященном Демидовым (первым владельцам и строителям Васильевско-Шайтанского завода), можно дать информацию об этих людях, изучить исторические факты, связанные со строительством завода. Также можно посетить музей истории народного образования, где на экскурсии я рассказываю об устройстве заводской школы того времени и так далее. При изучении предприятий нашего города, аналогично можно посетить музеи предприятий ОАО "ЧПНТЗ", АО "Динур", краеведческий музей поселка "Хромпик". Интересное занятие можно провести совместно с родителями "Все работы хороши:". Большой блок занятий связан с темой "Моя семья". Эта тема несет в себе большой воспитательный потенциал. Здесь и составление генеалогического древа, сообщения о замечательных представителях своей семьи, проведение различных творческих конкурсов. Это дает возможность сблизиться семье, а в детях воспитывается гордость за славные семейные традиции.

Данная работа дополняется работой со словарями, с различными информационными источниками.

Помимо уроков ведется внеклассная работа, которая обогащает учебный процесс экскурсиями, встречами с интересными людьми, просмотром видеопродукции, внеклассным чтением.

Например, музейный урок для первоклассников:

"Здравствуй, музей!" (знакомство с музеем)

1. Вводная беседа.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие: музейный урок. Какие уроки бывают в школе? (рус.яз, матем., музыка)

- Правильно, а у нас музейный урок, на котором мы с вами познакомимся с музеем истории народного образования города Первоуральска.

- Скажите, можно ли на уроки ходить неподготовленными? Вот и для того чтобы пойти в музей нам надо подготовиться.

- Кто из вас был в музее когда-нибудь? А ваши мамы и папы? Что это такое? (Слово "музей", знакомое нам с детства, очень древнее. Оно происходит от слова "музы", как называли греки богинь, которые покровительствовали искусствам и наукам. Поэтому музей - это дом, или храм Муз. Первый музей появился в городе Александрии, в Египте, когда там правили греческие цари, в 3 веке до н.э.)

- Что там можно увидеть?

- Давайте поиграем. Я вам буду показывать картинки, а вы говорите, да или нет, можно ли это увидеть в каком-нибудь музее.

Мы в музее были утром,
Там увидели: (самовар).
Мама с бабушкой сказали:
"Мы в музее увидали: (самолёт).
Нам в музее показали
Преогромного : (слона).

Игра "Кто быстрее соберет экспонат?" (Игра проводится между 2 командами. Задание: собрать изображенный на картине экспонат (по типу пазлов))

- Молодцы! Правильно в музее можно увидеть всё что угодно. Эти предметы называются так - экспонаты. Например, есть музей шоколада в Санкт-Петербурге, или в Туле есть музеи оружия и самоваров. Таким образом, музей - это дом, в котором хранятся и изучаются старые предметы.

- Вспомните, как называется музей, в котором вы сейчас находимся? Музей народного образования. Мы сейчас отправимся на экскурсию. Там вы услышите рассказ об очень далёких событиях.

2. Экскурсия.

- Наш рассказ пойдёт о том, как учились ваши прабабушки и прадедушки.

1) Это было очень давно, почти 300 лет назад. Когда в наших краях был построен Васильевско-Шайтанский завод. Много рабочих понаехало на строительство завода. Только все они были неграмотные: писать и читать не умели, на станках не все могли работать. Пришлось прямо на заводе открыть школу для ребят. Там их учили чтению письму, счёту и чертежи чертить. Учились в той школе одни мальчики. А девочки должны были дома за малышами приглядывать, их так и звали няньками. А мальчишки после учебы оставались на заводе работать.

Время шло. По велению российского царя решено было построить школу в посёлке. Занимались с учениками священники из ближайшей церкви Петра и Павла. На фотографии мы видим учеников и учителей. Среди них - А.А. Топорков. Он ребят учил, наукой занимался, книги писал. Его школа так и называлась Васильевско-Шайтанская церковно-приходская школа. Такие же в школы были и в Новой Утке, и в Билимбае. Начали детей учить, но грамотных в посёлке все равно мало. Считались грамотными даже те, кто только имя своё мог написать. А как читали, нам поможет отрывок из рассказа Л.Н. Толстого "Филиппок". (чтение отрывка)

- А вы хорошо читаете? Сейчас проверим вот страница из старого учебника, прочитайте, что там написано. Так учились ваши прабабушки и прадедушки.

2) Самое трудное время настало во время войны. Было очень трудно не только учиться и работать, но и жить. Продуктов не хватало. Хлеб, макароны и другие продукты давали по карточкам. Взрослые ушли на войну, а детям пришлось пойти на завод, чтобы заменить своих отцов, помогать фронту. На наших заводах делали снаряды для катюш, детали для танков, испытывали двигатели для боевых самолетов. Другие ребятишки ухаживали за ранеными солдатами в госпитале, который разместился в школе № 10, а заработанные деньги отправили на строительство танковой колонны. Послушайте стихотворение учительницы о том времени.

3) После войны на школьных скамьях оказались не только девочки и мальчики, но взрослые ученики. Они, не окончив школу, добровольцами уходили на фронт, и теперь им пришлось вновь сесть за парту. Кроме того, на заводах опять требовались квалифицированные рабочие. Поэтому прямо в школах стали открываться мастерские, где ребята получали разные профессии: токаря, плотника, швеи, воспитателя детского сада. Это время помнят не только бабушки и дедушки, но и ваши родители.

Посмотрите, за какими партами сидели ученики, попробуйте сами. Такую форму носили школьники. Они были пионерами, комсомольцами. Такими ручками писали в тетрадочках. Мы попробуем это проделать сейчас. Возвращаемся в предыдущую комнату.

Отгадайте загадки:

Я в линейку, я и в клетку,
Жду хорошую отметку.
На уроках я молчу,
Быть отличницей хочу. (тетрадь)

Отгадай, что за вещица:
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет, сеет семена
Не на поле, не на грядке -
На листах твоей тетрадки. (ручка)

Синяя водица
Только для грамоты годится. (чернила)

Соревнование: 1 ученик пишет пером, а другой современной ручкой. Кто быстрее напишет слово "школа" ("мама", своё имя). (проводим несколько раз).

3. Подведение итогов.

Что можно увидеть в музее истории народного образования?

- Есть ли у вас вопросы?

- Повторим, как называются музейные предметы? Рассказ?

Классный час в День Знаний (2 класс), посвященный юбилею города:

- Дорогие ребята! От всей души поздравляю вас с первым учебным днем нового учебного года.

Этот год для нас знаменательный - юбилейный. Кто знает, что такое юбилей? Юбилей - это круглая дата со дня какого-либо события.

- Кто знает, какое событие отмечает наш город в этом году? 275 лет со дня освоения города Первоуральска.

- А всегда ли наши места назывались городом? И откуда появилось название - Первоуральск?

Когда-то давным-давно в наших местах крестьянин Уткинской слободы Федор Росов, наткнулся у Волчьей горы на месторождение железной руды. Была бы руда, а хозяин найдется. Тут и налетел Демидов, смекнув, что такой лакомый кусочек негоже упускать из рук.

Земли по течению речки Шайтанки принадлежали в те стародавние времена башкирам. Тут и там торчали поросшие лесом, вершины Уральских гор, а у подножья лежало заросшее чахлой травой бездонное болото с непроходимой трясиной - пойдешь не воротишься. Черт ногу сломит, одним словом.

Но Демидова чертом не испугаешь, он еще и выиграл на этом, убедив башкир, что 100 рублей за такое гиблое место - красная цена. И готово! В июне 1724 года пришел разрешительный указ на "строение железного завода", который получил название Васильево-Шайтанский или Нижнее-Шайтанский. А вскоре из домны (печка для выплавки железа) был выпущен первый чугун. Это случилось 1 декабря 1732 года. Эта дата и считается днем рождения нашего города. Поселение для рабочих стало называться по имени завода - Васильевско-Шайтанский. Но лишь 20 июня 1933 года этому поселку был присвоен статус города и название Первоуральск.

- Подумайте, пофантазируйте и попробуйте назвать свою версию, почему Первоуральск получил свое название.

- Молодцы. Даже среди коренных жителей и сторожил нет единого мнения по вопросу о происхождении названия. Иные говорят: "Потому "перво", что заложен был город в числе первых на Уральской земле". Другие объясняют иначе: "Завод наш числился под первым номером среди трубопрокатных:". Третьи без всяких сомнений считают, что город и нельзя было по-другому назвать, ведь он всегда стремился быть впереди.

У поэта В. Сумного есть такое стихотворение - "Имя города"

Вот в январь знаменитый,
Тот самый, двадцатого года.
Месяц, который решил
Захудалой Шайтанки судьбу:
Двадцать восьмого -
Упрямые мастеровые завода
Цели добились своей -
Прокатали стальную трубу!
Радость победы - всегда как второе рожденье.
А лишь вчера безработным,
Им радостно было вдвойне:
Зримым становится власти родной возрожденье -
Будет работать завод
И подняться поможет стране!
С первой трубой перестройка завода
Прибавила хода.
Ладилось новое дело
Средь новых тревог и забот.
И, пережив еще долгих и трудных,
Голодных полгода,
До дымогарных -
Заветных! - добрался
Шайтанский завод.
Только теперь,
Уже вписанный в план Совнархоза,
Трубным заводом
Он смог называться вполне.
С новым, шайтанским нутром запыхтели
Опять паровозы
По обновленной Руси,
Из разрухи встающей стране.
Тут же пришло
Из высоких инстанций признанье:
Над воротами завода
Взвилось на сентябрьском ветру
Звонкое, к новым свершеньям
Зовущее званье:
"Первый Уральский завод
Цельнотянутых труб".
Бывший Шайтанский!
Отныне он -
Первый Уральский!
Первый Уральский завод!
Вот откуда он - Первоуральск!

Много славных страниц пережил он за свою историю. Это и гражданская война, и разруха, Великая Отечественная война, на которую ушли первоуральцы, а многие и не вернулись, пав смертью храбрых на полях сражений. Это и годы, когда город рос, строился, развивался, появлялись новые заводы и предприятия. Это и сегодняшние дни, когда вы сами можете наблюдать, каким стал наш город.

Давайте сейчас проведем викторину и узнаем кто из вас самый внимательный.

1. Кто нашел месторождение железной руды?

а) Федор Росов;

б) Виталий Вольф;

в) Петр I.

2. В каком году был выпущен первый чугун?

а) 31 декабря 2007 года;

б) 1 декабря 1732 года;

в) 5 мая 1945 года.

3. В каком году Первоуральску был присвоен статус города?

а) 2000;

б)1732;

в) 1933.

4. Какой юбилей отмечает наш город в этом году?

а) 250;

б) 275;

в) 1000.

Молодцы! Вы настоящие знатоки истории родного города.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что организация занятий по краеведению, его интеграция в другие предметы позволила не только в некоторой степени решить проблему ограниченного кругозора у детей, привить школьникам навыки творческого, самостоятельного мышления, активизировать их познавательную и исследовательскую деятельность, но и вылилось в созданное совместно с учениками пособие. В результате, учащиеся постепенно начинают осознавать необходимость изучения истории, культуры, природных особенностей родного края, своей малой Родины и проявляют к этому интерес.

Проведенное анкетирование среди учащихся показало, что детям наиболее интересны те уроки, на которых необходимо выполнять творческие задания, когда решается какая-то проблема, есть возможность реализовать себя через определенную значимую роль (автор, исследователь, актер, режиссер, художник, критик). Эффективность таких уроков усиливается эмоциональным, личностным и социальным аспектами. Это позволяет раскрыть личность юного автора (исследователя, художника и так далее), развивает ответственность перед обществом за выполнение порученной работы.

Таким образом, рабочая тетрадь "Мы - первоуральцы!" стала результатом проведения интегрированных занятий по краеведению, продуктом многолетней, организованной по принципу "учитель - ученик" совместной педагогической деятельности. Ее соответствие принципам доступности, научности, наглядности, природосообразности, и дает учащимся достаточные представления о родном городе, развивает их творческие способности, формирует их первоначальные исследовательские навыки, гражданские и личностные качества. Это не только готовит почву для очередных серьезных краеведческих исследований, но и воспитывает любовь к своему городу, краю, Отечеству.

Приложение.