Разработка урока по математике (9-й класс). Тема: "Сумма членов конечной арифметической прогрессии"

Разделы: Математика

Класс: 9


Тип урока: "открытие нового знания".

Цели урока:

- образовательные:

  • ввести формулу суммы членов конечной арифметической прогрессии,
  • научить пользоваться формулой,
  • тренировать способность решать задачи на нахождение суммы арифметической прогрессии.

- деятельностные:

  • формировать способность построения алгоритма для нахождения суммы членов конечной арифметической прогрессии.

Ход урока

Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте!

- Что мы рассматривали на прошлых уроках? (Рассматривали понятие арифметической прогрессии, нахождение n- го члена арифметической прогрессии).

- Сегодня на уроке мы продолжим работу с арифметическими прогрессиями.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Что такое арифметическая прогрессия?

- Что называют разностью арифметической прогрессии?

- В каком случае арифметическая прогрессия является возрастающей (убывающей) ?

- Назовите формулу n- го члена арифметической прогрессии, заданной с первого члена.

- Назовите формулу n- го члена арифметической прогрессии, заданной с к - го члена.

- Найдите первые четыре члена арифметической прогрессии:

xn = 3n + 1 (4;7;10;13);
a1 = 12, d = - 4 (12;8;4;0);
b1 = 2, bn = bn-1 + 1 (2;3;4;5);
c1 = 1, c4 = 10 (1,4;7;9);
z2 = 5, z4 = 9 (3;5;7;9).

- Найти сумму всех членов каждой из прогрессий. (S4 = 34, S4 = 24, S4 = 14, S4 = 22, S4 = 24).

- Найти сумму всех четных двузначных чисел (за 2 мин.).- Затруднение.

3. Выявление причин затруднения.

- Почему не смогли выполнить последнее задание?

- В чём затруднение?

- Какая проблема встала перед нами?

- Сформулируйте тему урока.

Записать тему на доске и в тетрадях.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Сколько всего членов в данной последовательности? ((99 - 9) :2 = 45)

- Выпишите 4 первых и 4 последних члена последовательности. (10; 12; 14; 16; :; 92; 94; 96; 98)

- Является ли эта последовательность арифметической прогрессией?

- Посмотрите на члены прогрессии в начале и в конце.

- Какую закономерность вы замечаете? (Суммы первого и последнего, второго и предпоследнего и т.д. - равны)

- Сколько таких сумм получиться?

- Как можно посчитать сумму данной прогрессии?

- S = (10 + 98) x 22,5 = 2430.

- Сформулируйте формулу суммы в общем виде. (Записать на доске и в тетрадях)

5. Первичное закрепление во внешней речи.

№ 438 (а)

Один ученик у доски выполняет задание с комментированием.

№ 439 (а) - выполняют каждый самостоятельно, затем выполняется проверка вслух одним из учащихся.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Выполнено учителем на откидной доске, либо на планшете)

- Выяснить, какие ошибки были допущены, причины их появления.

№ 440 (а)

7. Рефлексия.

- Подведем итоги.

- Что нового мы сегодня узнали?

- Ваша оценка своей работы на уроке.

8. Домашнее задание. Учебник: параграф 15, стр.126 - 127; задачник: №441 (а), 442 (г), 444.

Литература.

  1. А.Г. Мордкович "Алгебра 9". Москва, Мнемозина, 2004.
  2. Л.Г.Петерсон. Технология деятельностного метода. Москва 2003. "Школа - 2000", стр. 14.