Цели
учебные:
- углубление, обобщение и систематизация знаний учащихся по основным понятиям: алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель, блок-схема;
- тренировка в составлении блок-схем алгоритмов;
- стимулирование интереса учащихся к изучаемой на уроке теме и предмету "Информатика" в целом;
развивающие:
- развитие алгоритмического и логического мышления учащихся;
- развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;
- развитие памяти, внимания;
- развитие познавательного интереса;
- активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы;
воспитательные:
- воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива.
- развивать умение отстаивать свою точку зрения, аргументировано вести диалог с одноклассниками.
Оборудование урока:
- Компьютеры, объединённые в локальную сеть;
- Мультимедийный проектор;
- Интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный момент - 2 мин.
Учитель сообщает тему и цели урока.
2. Актуализация умений и навыков.
Групповая форма работы.
Одна группа учащихся готовят ответы на вопросы.
- Определение алгоритма и его свойства.
- Виды алгоритмов.
- Способы записи алгоритмов.
- Основные фигуры блок-схемы и их назначение.
Вторая группа учащихся по листам отвечают на вопросы:
Задания для второй группы:
Третья группа учащихся составляют задачу по готовой блок-схеме:
(задания дублируются через слайды)
После проверки выполнения заданий обобщаются знания по видам алгоритма и фигурам, применяемых в блок-схемах. (через слайды)
2 задание.
Работа в парах
- 1 группа (чётные номера пар). Нам необходимо попасть в Пекин на Летние олимпийские игры. От Иркутска есть два поезда: скорый и проходящий. Необходимо купить билеты в купе или плацкарт. Если же билетов нет, то придётся ехать на самолёте, т.е. приобретать билет в авиакассе. (На слайде показана карта дорог между Иркутском и Пекином)
- 2 группа. (нечётные номера пар). По результатам Летних олимпийских игр спортсменам общественность приготовило хорошие подарки (48 шт) . Необходимо их рассортировать. Если автомобили - мужчинам, всё другие товары - женщинам (На слайде показаны группа российских спортсменов - олимпийцев. Коллаж ).
3 задание
Фронтальный опрос
- Универсальная машина, работающая на основе программ.
- Графическое изображением алгоритма.
- Команда, которую должен выполнять компьютер, реализуя программу.
- Свойство алгоритма, обозначающее, что алгоритм строго определен.
- Название величины, значение которой меняется в процессе выполнения алгоритма.
- Последовательность строк, каждая из которых содержит некоторую команду для компьютера.
- Свойство алгоритма, обозначающее, к чему приводит выполнение алгоритма.
- Действие, при выполнении которого числовое значение будет записано в ячейку в памяти компьютера с определенным именем.
- Отдельное указание исполнителю выполнить некоторое законченное действие.
- Последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или решение поставленной задачи.
Ответы (Компьютер. Блок-схема. Оператор. Точность. Переменная, Программа. Результативность. Присвоить. Команда. Алгоритм.)
4 задание: "Пословицы и поговорки в блок-схемах"
На слайдах показаны блок-схемы пословиц и поговорок. Задача ребят - назвать их.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Упражнение 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мыщцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 2. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
Контроль знаний по теме "Алгоритм и его свойства"
Ребята выполняют тест "Алгоритм и его свойства" , записанный в электронном виде с помощью программы "Редактор тестов".
Тестовые задания по теме "Алгоритм и его свойства"
1. Алгоритм - это:
а) правила выполнения определенных действий;
б) ориентированный граф, указывающий порядок исполнения некоторого набора команд;
в) понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей;
г) набор команд для компьютера;
д) протокол вычислительной сети.
2. Укажите наиболее полный перечень способов записи алгоритмов:
а) словесный, графический, псевдокод, программный;
б) словесный;
в) графический, программный;
г) словесный, программный;
д) псевдокод.
3. Суть такого свойства алгоритма как результативность заключается в том, что:
а) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов);
б) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд;
в) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа;
г) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату;
д) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма.
4. Суть такого свойства алгоритма как массовость заключается в том, что:
а) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов);
б) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд;
в) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа;
г) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату;
д) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма.
5. Суть такого свойства алгоритма как дискретность заключается в том, что:
а) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов);
б) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд;
в) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа;
г) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату;
д) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма.
6. Суть такого свойства алгоритма как понятность заключается в том, что:
а) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов);
б) записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд;
в) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа;
г) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату;
д) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма.
7. Суть такого свойства алгоритма как детерминируемость заключается в том, что:
а) алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов);
б) записывая алгоритм для конкретного исполнителя можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд;
в) алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа;
г) при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату;
д) исполнитель алгоритма не должен принимать решения, не предусмотренные составителем алгоритма.
8. Алгоритм называется линейным:
а) если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;
б) если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;
в) если его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;
г) если он представим в табличной форме;
д) если он включает в себя вспомогательный алгоритм.
9. Алгоритм называется циклическим:
а) если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;
б) если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;
в) если его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;
г) если он представим в табличной форме;
д) если он включает в себя вспомогательный алгоритм.
10. Алгоритм включает в себя ветвление, если:
а) если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;
б) если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;
в) если его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;
г) если он представим в табличной форме;
д) если он включает в себя вспомогательный алгоритм.
Домашнее задание. Для сказки "Репка" составить блок-схему.
Итог урока.