Цели деятельности педагога:
- создание комфортных психологических условий для обучения школьников;
- развитие, поощрение и стимулирование интересов у школьников к самостоятельной творческой деятельности;
- практическое применение знаний;
- систематизация знаний и умений учащихся по теме “Логика”.
Задачи:
1. Образовательные:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
- привитие интереса к приобретению новых знаний, умений и навыков;
- изучение основных исторических этапов развития логики и знакомство с историческими личностями, связанными с развитием данной науки с Древних времен и по сей день.
Оборудование урока:
- Интерактивная доска.
- Компьютер, проектор.
- Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся.
- Презентации по теме урока.
План урока:
- Организационный момент – 3 мин.
- Презентация № 1 – 5 мин.
- Тестирование – 5 мин.
- Презентация № 2 – 5 мин.
- Задача у доски – 5 мин.
- Работа по карточкам на ПК – 12 мин.
- Логическая задача – 7 мин.
- Рефлексия – 3 мин.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
"Мысль - начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями" Л.Н.Толстой
“…Употребляйте с пользой время:
Учиться надо по системе.
Сперва хочу Вам в долг вменить
На курсы логики ходить.
Ваш ум, не тронутый доныне,
На них приучат к дисциплине,
Чтоб взял он направленья ось,
Не разбредаясь вкривь и вкось”. В.Гете “Фауст”
ч. I “Ночь”
Логика есть искусство верно направлять разум в познании вещей, к коему прибегают как для того, чтобы обучиться самим, так и для того, чтобы обучить других…
2. Актуализация знаний учащихся по теме “Логика”.
В повседневной жизни мы очень часто употребляем выражения типа: “с точки зрения логики”, “у него логическое мышление”, “логично”, “железная логика”. Ученикам предлагается ответить на вопрос: “Как вы понимаете фразу “логическое мышление?”
Работа с презентацией № 1.
Термин “логика” происходит от древнегреческого logos – “слово, мысль, понятие, рассуждение, закон”.
Логика является одной из дисциплин, образующих математический фундамент информатики. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о правильном мышлении. Так как мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частным случаем которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.
А где используются понятия логики?
В вычислительной технике и автоматике используются логические схемы – устройства, которые преобразуют двоичные сигналы.
Анализ и проектирование логических схем опираются на законы алгебры логики.
Любой язык программирования содержит логические переменные и средства для описания и вычисления логических выражений.
Логические методы применяются и при работе с базами данных.
Так что же такое логика?
Логика – это наука о законах и формах мышления. Она изучает абстрактное мышление как средство познания объективного мира.
Основные этапы развития логики. (Приложение 1)
Первые учения о формах и способах рассуждений возникли в странах Дальнего Востока (Китай, Индия), но в основе современной логики лежат учения, созданные древнегреческими мыслителями. Основы формальной логики заложил Аристотель (384–322 гг. до н.э.), который впервые отделил логические формы речи от ее содержания.
В XVII веке немецкий ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) попытался построить первые логические исчисления, усовершенствовал и уточнил логические символы.
На фундаменте, заложенном Лейбницем, другой великий математик, англичанин Джордж Буль (1815-1864) воздвиг здание новой области науки – математической логики. Начальный раздел математической логики называют алгеброй логики или Булевой алгеброй.
Мышление всегда осуществляется в каких-то формах.
Основными формами мышления являются понятие, высказывание и умозаключение.
Ответьте на вопросы:
- Что такое понятие?
- Что называют высказыванием?
- Какие виды высказываний вы знаете?
- Что называют логическими переменными?
- Что такое логическое выражение?
- Что такое логические величины?
Все эти понятия связываются между собой логическими законами.
Знание законов мы проверим на ПК.
Тестирование на компьютере.
Программа-тестер. Тест “Логика”
(Текстовый вариант теста представлен в Приложении 2)
Зная законы логики, можно решать различные типы задач.
А какие основные логические операции вы знаете? Сформулируйте определение, форму записи, вспомните таблицу истинности для этих операций.
Учащимся предлагаются слайды, представленные с помощью интерактивной доски, на которых учащимся предлагается дописать результаты логических операций. (Приложение 3).
- Конъюнкция.
- Дизъюнкция.
- Инверсия.
- Импликация.
На интерактивной доске представлено логическое выражение. Давайте составим таблицу истинности для него.
Учащимся предлагается разбить по действиям данный пример, и составить таблицу истинности для них с использованием интерактивной доски.
Решение задач.
Каждому учащемуся предлагается карточка с заданием на составление таблицы истинности для выражения с использованием редактора MS Excel. (Приложение 4)
А теперь рассмотрим решение логических задач.
Какими способами можно решить логическую задачу?
- Методом рассуждений.
- Составлением логических выражений.
- Графическим методом.
Рассмотрим пример.
В процессе составления расписания уроков, учителя высказали свои пожелания. Учитель математики хочет иметь 1-й или 2-й урок, учитель информатики – 1-й или 3-й, а учитель физики – 2-й или 3-й. Сколько существует возможных вариантов расписания и каковы они?
Решим задачу графически:
Ответ № 1:
1. Математика
2. Физика
3. Информатика
Ответ № 2:
1. Информатика
2. Математика
3. Физика
Решим задачи с помощью логических выражений:
М1+М2=1
И1+И3=1
Ф2+Ф3=1
Умножим первое высказывание на второе, получим М1И1+М2И1+М1И3+М2И3=1
Умножим полученное выражение на третье высказывание: М2И1Ф2+М1И3Ф2+М2И3Ф2+М2И1Ф3+М1И3Ф3+М2И3Ф3=1
Подчеркнутые не удовлетворяют условию задачи. Остается два решения.
Данное решение подтверждает предыдущее.
Далее каждый учащийся получает индивидуальную карточку с заданием для решения логической задачи разными способами. Учащиеся могут продолжить решение этих задач дома. (Приложение 5)
3. Обобщение, подведение итогов урока.
4. Рефлексия.
Наш урок подошел к концу. Я хочу, чтобы вы выразили свои ощущения после урока с помощью пословиц. Выберите из предложенных на доске ту, которая соответствует вашему настроению.
- Всякому овощу свое время.
- Смелость города берет.
- Червяк должен быть вкусным для рыбы, а не для рыбака.
- Через тернии к звездам.
- Человек предполагает, а господь располагает.
- Перепрыгивающему пропасть не следует делать два шага.
- О монах, ты идешь трудной дорогой.
- Без труда не вытащишь рыбку из пруда.