Обобщающий урок по теме "Логика"

Разделы: Информатика


Цели деятельности педагога:

  • создание комфортных психологических условий для обучения школьников;
  • развитие, поощрение и стимулирование интересов у школьников к самостоятельной творческой деятельности;
  • практическое применение знаний;
  • систематизация знаний и умений учащихся по теме “Логика”.

Задачи:

1. Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Логика”;
  • подготовить учащихся к контрольной работе;
  • продолжить развитие навыков логического анализа;
  • выработать умение корректно и логически безупречно формулировать определение понятий;
  • продолжить решение логических задач;
  • продолжить вычисления по логическим схемам, и строить логические выражения.

2. Развивающие:

  • развитие внимания, наблюдательности, критичности;
  • развитие активности и самостоятельности;
  • развитие умений и навыков работы при решении логических задач.

3. Воспитательные:

  • привитие интереса к приобретению новых знаний, умений и навыков;
  • изучение основных исторических этапов развития логики и знакомство с историческими личностями, связанными с развитием данной науки с Древних времен и по сей день.

Оборудование урока:

  1. Интерактивная доска.
  2. Компьютер, проектор.
  3. Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся.
  4. Презентации по теме урока.

План урока:

  1. Организационный момент – 3 мин.
  2. Презентация № 1 – 5 мин.
  3. Тестирование – 5 мин.
  4. Презентация № 2 – 5 мин.
  5. Задача у доски – 5 мин.
  6. Работа по карточкам на ПК – 12 мин.
  7. Логическая задача – 7 мин.
  8. Рефлексия – 3 мин.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

"Мысль - начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями" Л.Н.Толстой

    “…Употребляйте с пользой время:
    Учиться надо по системе.
    Сперва хочу Вам в долг вменить
    На курсы логики ходить.
    Ваш ум, не тронутый доныне,
    На них приучат к дисциплине,
    Чтоб взял он направленья ось,
    Не разбредаясь вкривь и вкось”. В.Гете “Фауст” ч. I “Ночь”

Логика есть искусство верно направлять разум в познании вещей, к коему прибегают как для того, чтобы обучиться самим, так и для того, чтобы обучить других…

2. Актуализация знаний учащихся по теме “Логика”.

В повседневной жизни мы очень часто употребляем выражения типа: “с точки зрения логики”, “у него логическое мышление”, “логично”, “железная логика”. Ученикам предлагается ответить на вопрос: “Как вы понимаете фразу “логическое мышление?”

Работа с презентацией № 1.

Термин “логика” происходит от древнегреческого logos – “слово, мысль, понятие, рассуждение, закон”.

Логика является одной из дисциплин, образующих математический фундамент информатики. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о правильном мышлении. Так как мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частным случаем которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.

А где используются понятия логики?

В вычислительной технике и автоматике используются логические схемы – устройства, которые преобразуют двоичные сигналы.

Анализ и проектирование логических схем опираются на законы алгебры логики.

Любой язык программирования содержит логические переменные и средства для описания и вычисления логических выражений.

Логические методы применяются и при работе с базами данных.

Так что же такое логика?

Логика – это наука о законах и формах мышления. Она изучает абстрактное мышление как средство познания объективного мира.

Основные этапы развития логики. (Приложение 1)

Первые учения о формах и способах рассуждений возникли в странах Дальнего Востока (Китай, Индия), но в основе современной логики лежат учения, созданные древнегреческими мыслителями. Основы формальной логики заложил Аристотель (384–322 гг. до н.э.), который впервые отделил логические формы речи от ее содержания.

В XVII веке немецкий ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) попытался построить первые логические исчисления, усовершенствовал и уточнил логические символы.

На фундаменте, заложенном Лейбницем, другой великий математик, англичанин Джордж Буль (1815-1864) воздвиг здание новой области науки – математической логики. Начальный раздел математической логики называют алгеброй логики или Булевой алгеброй.

Мышление всегда осуществляется в каких-то формах.

Основными формами мышления являются понятие, высказывание и умозаключение.

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое понятие?
  2. Что называют высказыванием?
  3. Какие виды высказываний вы знаете?
  4. Что называют логическими переменными?
  5. Что такое логическое выражение?
  6. Что такое логические величины?

Все эти понятия связываются между собой логическими законами.

Знание законов мы проверим на ПК.

Тестирование на компьютере.
Программа-тестер. Тест “Логика”

(Текстовый вариант теста представлен в Приложении 2)

Зная законы логики, можно решать различные типы задач.

А какие основные логические операции вы знаете? Сформулируйте определение, форму записи, вспомните таблицу истинности для этих операций.

Учащимся предлагаются слайды, представленные с помощью интерактивной доски, на которых учащимся предлагается дописать результаты логических операций. (Приложение 3).

  1. Конъюнкция.
  2. Дизъюнкция.
  3. Инверсия.
  4. Импликация.

На интерактивной доске представлено логическое выражение. Давайте составим таблицу истинности для него.

Учащимся предлагается разбить по действиям данный пример, и составить таблицу истинности для них с использованием интерактивной доски.

Решение задач.

Каждому учащемуся предлагается карточка с заданием на составление таблицы истинности для выражения с использованием редактора MS Excel. (Приложение 4)

А теперь рассмотрим решение логических задач.

Какими способами можно решить логическую задачу?

  1. Методом рассуждений.
  2. Составлением логических выражений.
  3. Графическим методом.

Рассмотрим пример.

В процессе составления расписания уроков, учителя высказали свои пожелания. Учитель математики хочет иметь 1-й или 2-й урок, учитель информатики – 1-й или 3-й, а учитель физики – 2-й или 3-й. Сколько существует возможных вариантов расписания и каковы они?

Решим задачу графически:

Ответ № 1:

1. Математика

2. Физика

3. Информатика

Ответ № 2:

1. Информатика

2. Математика

3. Физика

Решим задачи с помощью логических выражений:

М1+М2=1

И1+И3=1

Ф2+Ф3=1

Умножим первое высказывание на второе, получим М1И1+М2И1+М1И3+М2И3=1

Умножим полученное выражение на третье высказывание: М2И1Ф2+М1И3Ф2+М2И3Ф2+М2И1Ф3+М1И3Ф3+М2И3Ф3=1

Подчеркнутые не удовлетворяют условию задачи. Остается два решения.

Данное решение подтверждает предыдущее.

Далее каждый учащийся получает индивидуальную карточку с заданием для решения логической задачи разными способами. Учащиеся могут продолжить решение этих задач дома. (Приложение 5)

3. Обобщение, подведение итогов урока.

4. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу. Я хочу, чтобы вы выразили свои ощущения после урока с помощью пословиц. Выберите из предложенных на доске ту, которая соответствует вашему настроению.

  1. Всякому овощу свое время.
  2. Смелость города берет.
  3. Червяк должен быть вкусным для рыбы, а не для рыбака.
  4. Через тернии к звездам.
  5. Человек предполагает, а господь располагает.
  6. Перепрыгивающему пропасть не следует делать два шага.
  7. О монах, ты идешь трудной дорогой.
  8. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.