Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников "Люби и знай родной свой край"

Разделы: Работа с дошкольниками


Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе, я считаю, должны занять мы, педагоги.

Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным, что можно сорвать цветок или сломать ветку дерева ради минутного удовольствия взрослого или ребенка; бросить на дорогу или тротуар использованные баночки, обертки и т.д., хотя совсем недалеко стоит мусорный ящик; разрешать детям гулять по газонам и т.д. И мы принимаем это: кто-то с удовольствием, кто-то как норму, кто-то с безразличием. Как сохранить нашу духовность, как разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, как научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, понимаешь и знаешь.

Актуальность проблемы обусловлена всё возрастающей социальной значимостью гражданского самосознания в обществе и отсутствием достаточно эффективных средств, способствующих повышению результативности воспитательного процесса.

Динамика формирования гражданских чувств имеет медленный, сложный, многоступенчатый характер. Поэтому каждый вновь найденный компонент её интенсификации заслуживает внимания и детального апробирования.

В течение шести лет я веду в ДОУ работу в данном направлении, сочетая отработанные методики с поиском новых путей и средств их реализации.

Анализ данных предварительно проведённой экспресс - диагностики по выявлению знаний детей о родном крае, в начале моей работы, показал довольно низкий их уровень, который в последующем мог бы значительно затруднить процесс социализации детей (52 % из опрошенных дошкольников не знали названия своего города, его улиц, символики, 82 % детей не имели представления об особенностях растительного и животного мира своего края).

Я считаю, что такие результаты в значительной мере обусловлены доминированием когнитивной линии в воспитательном процессе и недооценкой его эмоциогенности.

Для воспитания нравственных и патриотических чувств чрезвычайно важно, чтобы взрослые передали детям свою любовь к родным местам, свое представление о том, чем они знамениты и неповторимы. И активную позицию в этом вопросе, я считаю, должны занять мы, педагоги.

В результате я пришла к необходимости разработки собственного проекта, ориентированного на приоритетную эмоциогенную направленность всего воспитательного процесса. При этом акцент я поставила на максимальное развитие творческого потенциала, как педагога, так и воспитанников в процессе эстетического восприятия природной среды.

Данный проект предполагает к себе средовый подход. Поэтому в ДОУ и в группе была создана необходимая развивающая среда, способствующая зарождению и конструированию у детей будущего гражданского самосознания. Это детский краеведческий музей г. Отрадного, зимний сад с фонтаном и макетами природных ландшафтов, детская научно - экспериментальная лаборатория, природная мастерская с наборами различных материалов, центр речевых дидактических игр, библиотека авторских книг, серия специально подобранной методической и художественной литературы, фотоальбомы.

Разработанный мною проект предопределяет решение следующих задач:

  1. Воспитывать чувство глубокой привязанности и любви к родному городу.
  2. Воспитывать нравственное, эстетическое и действенное отношение к природе родного края.
  3. Развивать художественное и образное мышление, любовь к произведениям поэзии, способность чувствовать интонированный текст стихотворения.
  4. Воспитывать познавательный интерес к окружающему: звукам, цвету, запахам.
  5. Развивать детский творческий потенциал, творческий опыт и трудовые навыки.
  6. Способствовать воспитанию художественного вкуса и эстетической культуры.

Решение поставленных задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и новых форм работы через взаимосвязь разных видов деятельности: познавательной, речевой, художественно - продуктивной, игровой (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4)

Содержание воспитательного процесса осуществляется в следующих формах:

I. Познавательно-эстетическая деятельность:

  1. Занятия-беседы о родном городе.
  2. Экскурсии по городу, в парк, в лес, на водоёмы.
  3. Вечера - досуги, посвящённые красоте родной природы (“Люблю берёзку русскую”, “Клён, ты мой опавший”, “Ивушки плакучие”, “Чудное раздолье”).
  4. Экологические викторины.
  5. Коллекционирование.

II. Речевая, словотворческая деятельность.

  1. Чтение и разучивание стихотворных произведений о родном крае (Приложение 5)
  2. Игра в рифмы “Сочинялки о природе”.
  3. Составление мини-рассказов, этюдов о родной природе.
  4. Составление коллективных рассказов.
  5. Экологические сказки.

III.  Художественно-продуктивная деятельность:

  1. Изготовление скульптур, эстампов, панно, коллажей, поделок из природного материала.
  2. Конструирование макетов.
  3. Составление карт-схем.
  4. Мини-выставки детских работ.
  5. Фотовыставки.

IV. Игровая деятельность:

  1. Игровые проблемные ситуации (“Юный экскурсовод”, “Природа любит чистоту”, “В гостях у леса”, “Где мы были?” и т.д.).
  2. Игры - драматизации

Моя работа проводится по блокам:

Познавательный блок дает детям следующий объем знаний:

1. Растительный мир на территории детского сада.

2. Природные объекты города.

3. Растительный мир лесов и лугов.

4. Достопримечательные объекты природы в окрестностях города.

Экологический блок предполагает приобретение детьми знаний о правилах поведения в природе, охране растительного и животного мира, о “Красной книге” Самарской области.

Продуктивные виды деятельности предполагают составлению карты-схемы “Природа вокруг нас”, создание книг-самоделок “Наш родник”, “Наша река”, “Наши озера”, “Природа рядом с нами”; составление творческих рассказов о природных объектах города, изготовление поделок и панно из природного материала.

Для реализации проекта мне было необходимо создать развивающую среду. Прежде всего я собрала фотоматериал по темам “Природа в нашем городе”, “Наши леса”, “Наши озера” (Приложение 6) Этот фотоматериал я разместила в папках-передвижках и в альбоме “Край ты мой родной”. Кроме этого я собрала гербарий не только лиственных пород, но и растений лесов и лугов, а также первоцветов (хохлатка, гусиный лук).

В группе подобраны дидактические игры: “Ботаническое лото”, “Зоологическое лото”, “Экологический светофор”, “С какого дерева лист?”, “Букет для друга”, “Цветы”.

Необходимый демонстрационный материал был собран и систематизирован:

  • Деревья в картинках.
  • Насекомые в картинках.
  • Цветы в картинках.
  • Лекарственные растения.
  • Птицы зимующие и кочующие.

Расширение воспитательного пространства определило необходимость постоянного контакта с родителями, для чего мною составлен помесячный план-программа работы с родителями своих воспитанников, который помог заинтересовать и привлечь родителей к организации воспитательного процесса. План-программа с родителями (Приложение 7) предполагает следующие формы: консультации, сбор краеведческого и познавательного материала, составление с детьми творческих рассказов, изготовление поделок и панно из природного материала, конкурсы рисунков и творческих работ, прогулки к природным объектам города.

Срок реализации проекта – один учебный год.

В сентябре я провожу с детьми беседу “Что такое природа?” Мы рассматриваем иллюстрации и фотографии по этой теме. Затем я провожу экскурсию по территории ДОУ, показываю дошкольникам природные объекты и рассказываю об их своеобразии. В группе мы составляем коллективный рассказ о том, что увидели на экскурсии и проводим конкурс рисунков “Природа рядом с нами”.

На следующей прогулке мы наносим на схему буквенные обозначения природных объектов с тем, чтобы в группе наклеить на них символические изображения деревьев и кустарников.

Таким образом, в сентябре дети должны получить представления о природных объектах на территории ДОУ. В дальнейшем полученные представления и знания будут закрепляться и расширяться на прогулках и в группе с помощью карты-схемы “Природа рядом с нами”. На схеме можно будет проводить дидактические игры “Где сидит синичка?”, “Куда спряталась матрешка” и др.

В октябре целесообразно провести экскурсию в городской сквер. Здесь дети знакомятся с понятием “аллея”, учатся различать березовую, липовую, еловую аллеи. В группе мы составляем коллективный рассказ об увиденном “Наши аллеи”, рассматриваем фотографииразличать березовую, липовую, еловую аллеи. родской сквер. ься и расширяться на прогулках и внруппе с помощью карты-схемы "план, учим наизусть стихотворения. На занятии выполняем аппликацию “Березовая аллея”.

С помощью родителей начинаем готовить выпуск газеты “Осень в нашем городе”, подбираем фотоматериал, стихи, пословицы, загадки.

В ноябре я провожу с детьми беседу “Лес – наше богатство”. Я показываю им фотографии, читаю стихи, рассказываю о растениях леса и лесных обитателях. В свободное от занятий время провожу дидактические игры “Ботаническое лото”, “Зоологическое лото”.

Во время беседы я выясняю, кто из детей ездил с родителями на родник за водой. Эти дети делятся своими впечатлениями со всеми, мы рассматриваем фотографии, проводим конкурс рисунков “Родничок”.

В декабре у меня запланировано занятие-путешествие “Течет река”. Мы рассматриваем с детьми карту Самарской области, я показываю детям, где течет река Б. Кинель, показываю фотоматериал с видами реки, читаю стихи.

В течение месяца мы создаем книгу-самоделку “Наша река”. В книгу входят детские рисунки и мини-рассказы “На реке”, в которых дети делятся своими впечатлениями о пребывании на реке. В это же время целесообразно провести экотренинг “Чистая река”. В игровой ситуации дети учатся выполнять правила поведения в природе.

В следующем месяце я показываю детям фотоматериал с видами наших озер, рассказываю об их растительном мире и обитателях. Мы составляем коллективный рассказ “Наше озеро” и проводим конкурс рисунков “Голубые озера”. С помощью родителей в это время готовится выпуск газеты “В гости к нам пришла зима”, отбирается для нее фотоматериал, стихи, загадки, пословицы.

В феврале в группе проводится беседа “Цветы и травы – земной красы начало”. Дети получают первые представления о самых распространенных луговых травах и цветах, о лекарственных растениях и их предназначении. Мы рассматриваем иллюстрации, фотографии, выполняем рисунки “Наши цветы”, проводим игровой тренинг “Зеленая аптека”.

В марте дети получают знания об охране природы. Я провожу с ними беседу “что нравится природе?”, экотренинг “Встречи с природой”.

Родители помогают мне выпустить газету “Весна пришла”. Как всегда подбирается фотоматериал, стихи, загадки, пословицы.

В апреле я рассказываю детям о “Красной книге”, о редких растениях и животных нашего края. Чтобы закрепит полученные знания, мы создаем коллаж “Берегите нас”, проводим экотренинг “Хорошо-плохо”.

В мае проводится эковикторина “Знаете ли вы природу родного края?”. Дети решают кроссворды, отгадывают загадки о природных объектах края.

Коллективно мы составляем рассказ “За что люблю я это край”. В этом же месяце готовим выпуск газеты “Скоро лето”.

Расширение воспитательного пространства определило необходимость постоянного контакта с родителями, для чего мною составлен помесячный план-программа работы с родителями своих воспитанников, который помог заинтересовать и привлечь родителей к организации воспитательного процесса.

По результатам проделанной работы в конце первого года была проведена экспресс–диагностика, которая показала (выявила) достаточно широкий запас знаний детей о родном крае. У 65 % дошкольников были сформированы представления о природном своеобразии своего края, его растительном и животном мире, о природной среде города, его редких дендрологических экземплярах. Результаты показали, что мой проект действует, что он познавателен и полезен.

Дошкольники получили возможность другими глазами посмотреть на знакомые места, осознать их необычность.

Таким образом, через взаимосвязь различных видов творческой деятельности с опорой на развитие совместного творческого потенциала процесс формирования у детей патриотических чувств к своей малой родине значительно интенсифицируется.