Открытый урок на тему "Вычитание смешанных чисел"

Разделы: Математика


Основная цель:

  • познакомить детей с правилами вычитания смешанных чисел, когда числитель дробной части уменьшаемого меньше числителя дробной части вычитаемого, привлечь детей к нахождению путей решения этого задания;
  • повторить сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, алгоритмы сравнения дробей;
  • развивать навык самопроверки и работы в парах.

Оборудование: экран, проектор, карточки для оценивания знаний на каждого ученика, карточки с изображениями дробей, наборы кругов, ножницы. Карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

II. Устная работа.

Каждому ребенку дается карточка с блок-схемой на сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. После решения примеров дети меняются карточками и проверяют друг у друга по ответам, написанным на доске. Затем проставляют количество баллов в графу “Устный счет” в оценочную ведомость (см. приложение 1).

III. Устно-фронтальная работа.

Начало урока посвящается повторению. В парах выполняется задание теста с последующей проверкой. Ответы высвечиваются на экране.

1. Сравнение дробей. Сравнить дроби и соединить линиями соответствующее название алгоритма сравнения с соответствующим заданием. (Задание на экране, у детей листочки с заданиями)

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями
…с одинаковыми числителями
…перекрестным умножением
Сравнение с 1
Сравнение правильной и неправильной дробей
Сравнение смешанных чисел

Примеры: 5 и   6 ;

4 и  4.

На экране высвечивается задание, дети меняются листочками, проходит быстрая проверка с комментариями. Дети выставляют себе оценки в оценочном листе. (Задание оценивается в пять баллов, критерии оценок на доске)

2. Вычислите удобным способом:

Следующее задание на экране, задание выполняется устно с пояснениями.

= 1+1=2

= 5+1+ =

=

IV. Повторение сложения и вычитания смешанных чисел и актуализация новых знаний: вычитание смешанных чисел, когда числитель дробной части уменьшаемого больше числителя дробной части вычитаемого. В ходе выполнения заданий дети закрепляют правила сложения и вычитания смешанных чисел. (На столах листки с заданиями.(Приложение), некоторые упражнения на слайдах.)

Вычислите:

1.

2. Чему равна сумма?

3. Вычислите разность:

4. Представьте каждое натуральное число в виде смешанного числа.

Образец:

5=… 8=

5. Преобразуйте смешанное число по образцу:

; ;

VI. Новая тема.

1. Задание. (Требует творческого решения)

Выполните действия:

(Беседа учителя с детьми, подводящая их к осмыслению решения этой задачи: единицу необходимо представить в виде дроби с одинаковыми числителем и знаменателем, который стоит у дроби уменьшаемого. На экране высвечивается наглядное решение этой задачи при помощи деления кругов на части.

А теперь посмотрим, как записывается решение этого примера:

Учитель на доске дублирует эту запись.

2. Детям предлагается следующий пример:

(На столах у детей 2 целых круга и четвертинка.) При помощи этих кругов дети выполняют вычитание и делают вывод. Работают в парах.

3. Следующий пример опять ставит перед детьми задачу найти решение самостоятельно с помощью учителя.

Учитель предлагает детям воспользоваться правилом вычитания смешанных чисел , которое уже сформулировали. Но они замечают, что числитель уменьшаемого меньше числителя вычитаемого. На помощь приходят наглядные схемы.

Посмотрите, как выполняется запись решения этого примера.

(Учитель на доске делает запись)

Решим еще один пример:

Дети пытаются с помощью учителя сформулировать алгоритм вычитания.

4. Первичное закрепление и проверка . Детям раздаются листки с заданиями. Те дети, которые могут выполнять без помощи учителя. работают самостоятельно, с остальными выполняем по образцу по два-три примера у доски, а затем самостоятельно с последующей проверкой.

(Игра “Отгадай слово”). В ответах закодировано слово “Доля” - 1 вариант, “Круг”- 2 вариант.

1 вариант: 1- ; ; ; .

2 вариант: ; ; ; .

Готовые ответы высвечиваются на экране.

1 вариант.

1
У Г М К О Р

2 вариант.

2
Р Л П Д Я О

По итогам проверки дети выставляют оценки в свою ведомость. Если не хватит времени на выполнение самостоятельной работы, то необходимо нацелить детей на то, что проведем эту игру на следующем уроке.

VII. Итог урока:

  1. Чму новому вы сегодня научились?
  2. Как поняли правила вычитания смешанных чисел?
  3. Можете ли применять их при решении примеров?
  4. Какие примеры вызывают у вас наибольшее затруднение?

Поднимите руки, кто из вас справился с самостоятельной работой на “4” и “5”, кто справился на “3”, кто не справился?

Дети сдают листки с оценками, итоговую оценку учитель выставляет в журнал. (Время выставления учитель выбирает сам)

VIII. Домашняя работа.  № 1109, № 1102 ( для тех, кто получил “5”, “4”. Для тех, кто получил “3”: раб. Тетрадь,  № 134 (1-5),  № 135.

Краткое обсуждение домашней работы. Несколько примеров предлагается сопровождать схемами, при помощи кругов (примеры на вычитание, приложение 2).