Урок арифметики в 5-м классе "Делимость натуральных чисел"

Разделы: Математика


Тип урока: оргдеятельностный, урок применения знаний и умений, повторительно-обобщающий.

Цели урока:

  • систематизация знаний учащихся по данной теме;
  • научить учащихся оценивать свои знания и знания одноклассников;
  • привитие интереса учащихся к изучению математики;
  • воспитание чувства коллективизма, умение работать в группах.

Виды работы:

  • устная;
  • коллективная;
  • групповая;
  • дидактическая игра “Математическое лото”.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Девиз урока: Ум без догадки гроша не стоит.

Ход урока

  1. Организационный момент: сообщение темы урока, целей урока.
  2. Устная работа (задания проецируются с мультимедийного проектора).
  1. Верно ли, что 1008 делится на 2;
  • 512 делится на 9;
  • 2970 кратно 3, 9 и 10.
  1. Используя свойства делимости докажите, что
  • 30+58 не делится на 30;
  • 25*18*34 делится на 5.
  1. Между какими двумя последовательными числами, кратными 9, заключено число 289?
  1. Коллективная работа. (Работа с учебником).

Задача № 664. Для участия в эстафете нужно разделить 36 девочек и 24 мальчика на команды с одинаковым числом участников, состоящие только из мальчиков или только из девочек. Какое наибольшее число человек может быть в каждой команде? Сколько команд получится?

Решение. Найдем наибольший общий делитель 36 и 24. НОД(36;24)=12. Значит, наибольшее число человек в каждой команде может быть 60 : 12 = 5.

Ответ: 12 человек, 5 команд.

  1. Работа в группах.

Используя алгоритм Евклида, найти НОД (3300; 2775).

Суть алгоритма Евклида: Делится большее число на меньшее. Затем меньшее делится на первый остаток. При этом получается второй остаток. Дальше первый остаток делится на второй и процесс продолжается. Он конечен и последний неравный нулю остаток будет наибольшим общим делителем.

Решение.

1. 2. 3. 4.

Значит, НОД (3300;2775)=75.

(Работая в группах, ребята совещаются и помогают друг другу. В каждой группе есть консультант, который руководит работой и оценивает вклад каждого. Работу консультанта оценивает группа).

  1. Физкультминутка.
  2. Закрепление изученной темы. Игра “Математическое лото”.

Правила игры. Учитель готовит три большие карты, разделенные на прямоугольники с записанными на них ответами, и соответственное количество маленьких карточек с вопросами. Большие карты раздаются группам учащихся. Учитель вынимает карточку, читает вопрос. Учащиеся думают над вопросом и та группа, которая обнаружила на большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клетку. Выигрывает та группа, которая раньше всех накрыла все клетки своей карты.

Одни и те же числа или выражения повторяться не должны. Когда игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки и тогда, если все ответы верны, должны получиться фамилии известных математиков, которые предварительно написаны на каждом комплекте перевернутых маленьких карточек: Пифагор, Эйлер, Архимед.

Большая карта № 1. (с ответами).

1 36
2 102

Маленькие карточки (с заданиями).

Чему равен наибольший общий делитель взаимно простых чисел? НОК(18;36)= Наименьшее  простое число? Наименьшее трехзначное число , делящееся на 3?

Большая карта № 2.

29 8
996 243

Маленькие карточки

Наибольшее  простое число в ряде чисел от1 до 30? НОК(32;24)= Наибольшее трехзначное  число, делящиеся на 4? Чему равна пятая степень числа 3?

Большая карта № 3.

10 25
7 17

Маленькие карточки

Чему равен остаток от деления 49 на 13? Числа 32 представьте в виде степени? Известно, что число делится на 9, на одно из цифр стерта. Найдите её. 406..9 Найдите частное от деления 156 на 8
  1. Заключение урока.

(У ребят на карточках получились фамилии великих ученых - математиков: Пифагора, Эйлера, Архимеда. Учитель проецирует на экран портреты этих ученых и знакомит с основными фактами из их биографий).

Пифагор – великий греческий ученый. Он родился в 580 году до нашей эры. Его известность связана с названием теоремы Пифагора. Хотя сейчас мы уже знаем, что эта теорема была известна в Древнем Вавилоне за 1200 лет до Пифагора, а в Египте за 2000 лет до него был известен прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4, 5.

По сохранившимся преданиям Пифагор много путешествовал: жил в Египте, Вавилоне, побывал даже в далекой Индии, где основал общество философов – пифагорейский союз – или как его по-другому называют – пифагорейская школа.

Архимед – (жил около 287 – 212 г.г. до н. эры). Более 2000 лет прошло с тех пор, как погиб Архимед, но и сегодня память людей хранит его слова: “Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю”. Так сказал этот выдающийся древнегреческий ученый – математик, физик, изобретатель. Разработав теорию рычага и поняв его возможности. На глазах правителя Сиракуз Архимед, воспользовавшись сложным устройством, в одиночку спустил на воду корабль. И сегодня как бы девизом каждого, кто нашел новое, служит слово “Эврика!”. Так воскликнул ученый, открыв закон, известный каждому школьнику – как закон Архимеда.

Легенда гласит: когда римский легионер занес меч над ученым, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: “Не трогай моих чертежей!”. В миг гибели Архимед решал геометрическую задачу.

Эйлер – (1707 – 1783 г.г.) – величайший математик мира. Долгое время жил и работал в России, был действительным членом Петербургской Академии наук, оказал большое влияние на развитие русской математической школы. Уделял большое внимание вопросам делимости. Леонард Эйлер более 200 лет назад сформулировал гипотезу, называемую проблемой Эйлера: “Доказать, что каждое четное число, начиная с четырех, можно представить в виде суммы двух простых чисел”. Проблема Эйлера не решена до настоящего времени.

Может быть, ребята, кому-то из вас это удастся сделать! Так что дерзайте!

  1. Домашнее задание.
  1. Повторить пункт 3.5., № 665.
  2. Творческое задание: используя алгоритм Евклида, найти НОД двух четырехзначных натуральных чисел.
  1. Подведение итогов.

Спасибо за урок, дети!