От правильной организации урока, уровня его гигиенической направленности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Основная задача школы не только дать необходимое образование, но и сохранить в процессе обучения здоровье детей.
В своей педагогической деятельности я реализую современные здоровье сберегающие технологии. Моя цель – поддержать интерес к учебе, снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность учащихся на уроке.
Для создания здоровьесберегающего пространства на уроке применяю индивидуальный подход с учётом психофизических возможностей ребёнка, проведение оздоровительно-профилактических мероприятий (пропаганда здорового образа жизни), отбор содержания материала учебных предметов, стимулирующих развитие познавательных процессов и сенсорной сферы, групповые и индивидуальные занятия.
Уроки провожу в режиме динамических поз по технологии В.Ф. Базарного. На уроках дети неоднократно переходят из одной позы в другую, как по просьбе учителя, так и по своему желанию. Применяется поза “стоя” при объяснении учителя, ответах учеников, при проведении устных и письменных упражнений. В классе использую настольные конторки, и письменные работы дети выполняют стоя за ними (приложение 1).
По методике В. Ф. Базарного провожу упражнения для глаз по специальной схеме “зрительно-двигательных траекторий”. Специально для этого изготовила офтальмотренажёр для зрения (висит на стене класса), и упражнения выполняются стоя под музыку (приложение 2).
Организацию обучения осуществляю в условиях расширения зрительно-пространственной активности (режим “зрительных горизонтов”). Для снятия зрительного напряжения после работы с учебником или продолжительного письма в тетради и развития зрительно-пространственных образов даю задания на школьной доске на поиск решения учебной проблемы (проблемные, поисковые задания), развивающие задачи, которые служат средством для получения новых знаний и развития ряда психических процессов: зрительной памяти, внимания, мышления.
Для поддержания интереса к учебе и снижения утомляемости провожу физические упражнения с выполнением учебных заданий, с темой урока, но несущие минимальную нагрузку.
Изучив методику влияния цвета на познавательные процессы, в своей практике использую здоровье сберегающую технологию цветового воздействия при обучении. Таким образом, с помощью цвета активизируется деятельность мозга, возбуждаются нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, а также внимание и память.
1. Над доской в классе висят 4 круга (диаметр 20 см): красный, желтый, зеленый, синий цвет.
Каждый цвет выполняет определённую функцию.
Красный: активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон
Зелёный: цвет гармонии, равновесия; успокаивает.
Жёлтый: цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все физиологические процессы (перед диктантами, изложениями, контрольными работами).
Синий: тормозит физиологические процессы, но активизирует химические.
Рекомендуется восприятие этого цвета перед решением задач.
2. Во время учебных занятий также использую цветные квадратики (для каждого ученика хранятся в дневнике, учебнике). Если посмотреть на них в течение нескольких минут, то легко снимается переутомление и активизируется работа мозга.
Цветные квадраты
3. На стене классной комнаты висит стенд “Круг цветов Гете” Предлагается его созерцать перед началом урока (школа быстрого чтения О.Андреева).
Созерцание различных цветов повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне.
Главной моей целью является обучение целостного ребенка (обращаю внимание на то, что школьник научается гораздо большему, когда он вовлечен полностью: эмоционально, визуально, аудиально и кинестетически).
В своей работе реализую посадку детей по ведущей модальности.
Дети обследованы по методике определения ведущего канала, в связи, с чем осуществлен принцип посадки учащихся в классе. Тем самым правильное определение психофизиологического места каждого ученика в кабинете активизирует учебный процесс, предупреждает возникновение невроза и стресса, снимает неосознанную реакцию защиты от новой информации. Этой методикой определяю группу риска детей и планирую в дальнейшем с ними работу.
Принцип посадки детей
№ п/п |
Ф.И. |
Ведущий глаз |
Ведущее ухо |
Ряд, парта № |
1 |
Большакова Л | П |
Л |
2 ряд, парта № 3 |
2 |
Волошин П | П |
П |
1 ряд, парта № 3 |
3 |
Ермаков Р | П |
П |
1 ряд, парта № 3 |
4 |
Зацаринный Ан. | Л |
Л |
3 ряд, парта № 1 |
5 |
Злодеева Е | П |
П |
1 ряд, парта № 2 |
6 |
Киселева В. | П |
Л |
2 ряд, парта № 2 |
7 |
Коротаева Е. | П |
Л |
2 ряд, парта № 2 |
8 |
Курайтис А. | П |
П |
1 ряд, парта № 2 |
9 |
Лобода Д. | П |
П |
1 ряд, парта № 1 |
10 |
Лютиков В. | П |
П |
1 ряд, парта № 4 |
11 |
Макович М. | П |
Л |
2 ряд, парта № 1 |
12 |
Овчинников Д. | П |
Л |
2 ряд, парта № 1 |
13 |
Розанов А. | Л |
Л |
3 ряд, парта № 2 |
14 |
Сальник Т. | П |
П |
1 ряд, парта № 1 |
15 |
Слепенко Т | Л |
Л |
3 ряд, парта № 1 |
16 |
Шарпак Н. | Л |
П |
2 ряд, парта № 3 |
Учитель |
Волкова Т.А. | Л |
Л |
Посадка детей
Таблица психо-физической совместимости учитель–ученик
ПП, ЛЛ, ЛП, ПЛ - учитель
Девочки | П П |
+ |
N |
N |
- |
Л Л |
N |
N |
- |
- |
|
Л П |
N |
+ |
+ |
+ |
|
П Л |
N |
N |
+ |
+ |
|
Мальчики | П П |
+ |
+ |
N |
+ |
Л Л |
- |
N |
N |
N |
|
Л П |
N |
N |
- |
N |
|
П Л |
+ |
N |
N |
N |
- учатся плохо, + отличники, N хорошисты (норма)
И задачи, и содержание урока, и структуру, и методы обучения - всё это направляю на то, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение в процессе учебной работы.
Полноценного взаимодействия учителя с учениками добиваюсь, излагая учебный материла во всех трех модальностях (многосенсорное обучение). Такое обучение дает возможность раскрыть способности детей, создать ситуацию успеха, что, в свою очередь, формирует устойчивую мотивацию учащихся к обучению.
Данные технологии в обучении способствуют сохранению и укреплению здоровья и обеспечивают успешность обучения учащихся младших классов. Дети активно включаются в учебную деятельность, достигают в ней успехов, формируются необходимые учебные и психологические предпосылки к переходу на вторую ступень школьного обучения.