Прежде всего, рассмотрим понятия “интерес” и “мотивация” и основные её виды, определим профессионально-педагогические качества педагога, педагогические способности, а также предметное содержание педагогической деятельности способствующие сохранности контингента обучающихся как в системе общего образования, так и в системе дополнительного образования детей.
Интерес – эмоциональное переживание познавательной потребности (Приложение 1).
Интерес определятся “как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной среды”
Важность создания условий возникновения интереса к педагогу, к учению и формирование самого интереса отмечалось многими исследователями.
На основе системного анализа С.М.Бондаренко были названы факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для воспитанника.
Важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание её смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.
Необходимое условие для создания у воспитанников интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими воспитанников.
Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от воспитанников активной поисковой деятельности.
Мотивация – важный компонент регуляции любой деятельности человека. Для подростка необходима учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе. Следовательно, необходимо развитие мотивации обучения.
Основой успешной учебной деятельности воспитанника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.
Структура мотивации:
Существует 4 вида мотивации (по Додонову).
- Удовольствие от самой деятельности
- Значимость для личности непосредственно её результат
- Мотивирующая сила вознаграждения за деятельность
- Принуждающее давление на личность
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённый в учебную деятельность.
- Мотивация определяется образовательным учреждением
- Организацией образовательного процесса
- Особенностями воспитанника (возраст, пол, способности, самооценка, взаимодействие с другими воспитанниками)
- Особенностями педагога (возраст, пол, педагогические способности)
- Специфика учебного предмета.
Остановимся на профессионально-педагогических качествах педагога.
К важным педагогическим качествам относятся:
- Педагогическая эрудиция.
- Педагогическое (практическое и теоретическое) мышление.
- Педагогическая наблюдательность.
- Педагогическая импровизация.
- Педагогический оптимизм.
- Педагогическая находчивость.
- Педагогическое предвидение.
- Педагогическая рефлексия.
Педагогические способности (по В.А. Крутецкому):
Дидактические способности – способность передавать учебный материал, делая его доступным для воспитанников. Преподносить им проблему ясно и понятно.
Вызывать интерес к предмету. Возбуждать у воспитанников активную самостоятельную мысль.
Академические способности – способности к соответствующей области наук (математике, истории и т.д.)
Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир воспитанника. Психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности воспитанника и его временных психических состояний.
Речевые способности – способности ясно и чётко выражать свои мысли чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь способного педагога на занятиях всегда обращена к воспитанникам.
Организаторские способности – это способности организовать коллектив воспитанников, сплотить его, воодушевить на решение важных задач.
Способность правильно организовать свою педагогическую работу.
Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на воспитанников.
Коммуникативные способности – способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к воспитанникам, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
Педагогическое воображение (прогностические способности) - способность предвидеть последствия своих действий в воспитательном проектировании личности воспитанника. Умение прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы педагога.
Предметное содержание педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность определяется предметным содержанием, в которое включаются: мотивация, цели, предмет, средства, способы и результат.
Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности воспитанников, направленной на освоение предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.
Средствами педагогической деятельности являются научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируются знания воспитанников.
Способами передачи социокультурного опыта в педагогической деятельности являются объяснения показ (иллюстрация), совместная работа с воспитанниками по решению учебных задач, непосредственная практика воспитанников (лабораторная, пленеры), тренинги.
Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт воспитанника в совокупности нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных выставках, конкурсах, олимпиадах.
II. Исследование мотивов учебной деятельности.
Исследование мотивов учебной деятельности на воспитанниках было проведено с помощью анкетирования.
В исследовании приняло участие 79 респондентов в возрасте от 9 до 17 лет.
Таблица 1. Методика “Мотивы учебной деятельности” (анкета)
Мотивы учебной деятельности | |
1 | Занимаюсь потому, что интересно |
2 | Занимаюсь потому, что заставляют родители |
3 | Занимаюсь потому, что хочу получать хорошие отметки |
4 | Занимаюсь потому, что подготовиться к будущей профессии |
5 | Занимаюсь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя |
6 | Занимаюсь потому, что завоевать авторитет у товарищей по учёбе |
7 | Занимаюсь потому, что нравится узнавать новое |
8 | Занимаюсь потому, что нравится педагог |
9 | Занимаюсь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей |
10 | Занимаюсь потому, что хочу больше знать |
11 | Занимаюсь потому, что люблю мыслить, думать, соображать |
12 | Занимаюсь потому, что быть первым учеником |
Цель: выявить мотивы учебной деятельности воспитанников методом анкетирования.
Ход работы: педагог ставит перед воспитанником задачу: “Внимательно прочитай анкету и подчеркни те пункты, которые соответствуют твоим стремлениям и желаниям”
Таблица 2. Результаты анкеты
Место | № вопроса |
Степень значимости | Респондентов % |
I | 1 | Занимаюсь потому, что интересно | 92 |
II | 8 | Занимаюсь потому, что нравится педагог | 89,8 |
III | 7 | Занимаюсь потому, что нравится узнавать новое | 62 |
IV | 11 | Занимаюсь потому, что люблю мыслить, думать, соображать | 46,8 |
V | 10 | Занимаюсь потому, что хочу больше знать | 44,3 |
VI | 4 | Занимаюсь потому, что подготовиться к будущей профессии | 33 |
VII | 5 | Занимаюсь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя | 21 |
VIII | 3 | Занимаюсь потому, что хочу получать хорошие отметки | 17,8 |
IX | 6 | Занимаюсь потому, что завоевать авторитет у товарищей по учёбе | 11,3 |
X | 12, 9 | Занимаюсь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей Занимаюсь потому, что быть первым учеником | 7,6 |
XI | 2 | Занимаюсь потому, что заставляют родители | 5 |
Таблица 3. Классификация мотивов участия воспитанников в деятельности отдела ДПТ
1 место |
2 место |
3 место |
4 место |
5 место |
6 место |
Мотивация благополучия |
Узкие социальные мотивы |
Мотивация содержания |
Широкие социальные мотивы |
Престижная мотивация |
Мотивация прессом |
1,11 |
3,8 |
7,10 |
4, 5 |
6, 12 |
2,9 |
111 выборов |
85 выборов |
84 выборов |
42 выборов |
12 выборов |
11 выборов |
Итог: Результатом педагогической деятельности как выполнение её основной цели является личностное, интеллектуальное развитие воспитанника, совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.