Интерес и мотивация учения как фактор сохранности контингента обучающихся в системе дополнительного образования детей

Разделы: Администрирование школы


Прежде всего, рассмотрим понятия “интерес” и “мотивацияи основные её виды, определим профессионально-педагогические качества педагога, педагогические способности, а также предметное содержание педагогической деятельности способствующие сохранности контингента обучающихся как в системе общего образования, так и в системе дополнительного образования детей.

Интерес – эмоциональное переживание познавательной потребности (Приложение 1).

Интерес определятся “как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной среды”

Важность создания условий возникновения интереса к педагогу, к учению и формирование самого интереса отмечалось многими исследователями.

На основе системного анализа С.М.Бондаренко были названы факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для воспитанника.

Важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание её смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.

Необходимое условие для создания у воспитанников интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими воспитанников.

Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от воспитанников активной поисковой деятельности.

Мотивация – важный компонент регуляции любой деятельности человека. Для подростка необходима учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе. Следовательно, необходимо развитие мотивации обучения.

Основой успешной учебной деятельности воспитанника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.

Структура мотивации:

Существует 4 вида мотивации (по Додонову).

  1. Удовольствие от самой деятельности
  2. Значимость для личности непосредственно её результат
  3. Мотивирующая сила вознаграждения за деятельность
  4. Принуждающее давление на личность

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённый в учебную деятельность.

  1. Мотивация определяется образовательным учреждением
  2. Организацией образовательного процесса
  3. Особенностями воспитанника (возраст, пол, способности, самооценка, взаимодействие с другими воспитанниками)
  4. Особенностями педагога (возраст, пол, педагогические способности)
  5. Специфика учебного предмета.

Остановимся на профессионально-педагогических качествах педагога.

К важным педагогическим качествам относятся:

  1. Педагогическая эрудиция.
  2. Педагогическое (практическое и теоретическое) мышление.
  3. Педагогическая наблюдательность.
  4. Педагогическая импровизация.
  5. Педагогический оптимизм.
  6. Педагогическая находчивость.
  7. Педагогическое предвидение.
  8. Педагогическая рефлексия.

Педагогические способности (по В.А. Крутецкому):

Дидактические способности – способность передавать учебный материал, делая его доступным для воспитанников. Преподносить им проблему ясно и понятно.

Вызывать интерес к предмету. Возбуждать у воспитанников активную самостоятельную мысль.

Академические способности – способности к соответствующей области наук (математике, истории и т.д.)

Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир воспитанника. Психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности воспитанника и его временных психических состояний.

Речевые способности – способности ясно и чётко выражать свои мысли чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь способного педагога на занятиях всегда обращена к воспитанникам.

Организаторские способности – это способности организовать коллектив воспитанников, сплотить его, воодушевить на решение важных задач.

Способность правильно организовать свою педагогическую работу.

Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на воспитанников.

Коммуникативные способности – способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к воспитанникам, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

Педагогическое воображение (прогностические способности) - способность предвидеть последствия своих действий в воспитательном проектировании личности воспитанника. Умение прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы педагога.

Предметное содержание педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность определяется предметным содержанием, в которое включаются: мотивация, цели, предмет, средства, способы и результат.

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности воспитанников, направленной на освоение предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средствами педагогической деятельности являются научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируются знания воспитанников.

Способами передачи социокультурного опыта в педагогической деятельности являются объяснения показ (иллюстрация), совместная работа с воспитанниками по решению учебных задач, непосредственная практика воспитанников (лабораторная, пленеры), тренинги.

Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт воспитанника в совокупности нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных выставках, конкурсах, олимпиадах.

II. Исследование мотивов учебной деятельности.

Исследование мотивов учебной деятельности на воспитанниках было проведено с помощью анкетирования.

В исследовании приняло участие 79 респондентов в возрасте от 9 до 17 лет.

Таблица 1. МетодикаМотивы учебной деятельности” (анкета)

  Мотивы учебной деятельности
1 Занимаюсь потому, что интересно
2 Занимаюсь потому, что заставляют родители
3 Занимаюсь потому, что хочу получать хорошие отметки
4 Занимаюсь потому, что подготовиться к будущей профессии
5 Занимаюсь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя
6 Занимаюсь потому, что завоевать авторитет у товарищей по учёбе
7 Занимаюсь потому, что нравится узнавать новое
8 Занимаюсь потому, что нравится педагог
9 Занимаюсь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей
10 Занимаюсь потому, что хочу больше знать
11 Занимаюсь потому, что люблю мыслить, думать, соображать
12 Занимаюсь потому, что быть первым учеником

Цель: выявить мотивы учебной деятельности воспитанников методом анкетирования.

Ход работы: педагог ставит перед воспитанником задачу: “Внимательно прочитай анкету и подчеркни те пункты, которые соответствуют твоим стремлениям и желаниям”

Таблица 2. Результаты анкеты

Место
вопроса
Степень значимости Респондентов %
I 1 Занимаюсь потому, что интересно 92
II 8 Занимаюсь потому, что нравится педагог 89,8
III 7 Занимаюсь потому, что нравится узнавать новое 62
IV 11 Занимаюсь потому, что люблю мыслить, думать, соображать 46,8
V 10 Занимаюсь потому, что хочу больше знать 44,3
VI 4 Занимаюсь потому, что подготовиться к будущей профессии 33
VII 5 Занимаюсь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя 21
VIII 3 Занимаюсь потому, что хочу получать хорошие отметки 17,8
IX 6 Занимаюсь потому, что завоевать авторитет у товарищей по учёбе 11,3
X 12, 9 Занимаюсь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей Занимаюсь потому, что быть первым учеником 7,6
XI 2 Занимаюсь потому, что заставляют родители 5

Таблица 3. Классификация мотивов участия воспитанников в деятельности отдела ДПТ

1 место

2 место

3 место

4 место

5 место

6 место

Мотивация благополучия

Узкие социальные мотивы

Мотивация содержания

Широкие социальные мотивы

Престижная мотивация

Мотивация прессом

1,11
вопросы

3,8
вопросы

7,10
вопросы

4, 5
вопросы

6, 12
вопросы

2,9
вопросы

111 выборов

85 выборов

84 выборов

42 выборов

12 выборов

11 выборов

Итог: Результатом педагогической деятельности как выполнение её основной цели является личностное, интеллектуальное развитие воспитанника, совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.