Программа «Начальная школа XXI века».
Цели:
- Познакомить с лекарственными растениями.
- Формировать систему знаний о царстве грибов.
- Развивать основные познавательные процессы, коммуникативные умения, произвольность поведения, доброжелательность.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: иллюстрации с изображением лекарственных растений, грибов, карточки с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Проверка знаний по предыдущему уроку.
**Игра «Кто быстрее» (разделить гербарии на три группы: деревья, кустарники, травянистые растения).
**Карточки для сильных учеников.
- Напиши растения-«альпинисты»
- Напиши какое это растение.
Это растение ты часто встречаешь в лесу. Четыре длинных, заострённых на концах листочка. Они сидят напротив друг друга, а между ними – круглый чёрный глаз. - К каким ярусам относятся эти растения. Подпиши ярусы.
Калина – , берёза – , дуб – , сирень – , папоротник – , ландыш – .
3. Знакомство с новым материалом.
**Речевая разминка. Инсценировка диалога цветов (с. 102)
Ребята, почему нельзя трогать эти красивые ягоды?
Действительно, существуют в природе опасные растения, ягоды таких растений не только нельзя есть, но даже трогать нельзя. Ядовитых растений много, но есть растения-убийцы, чья дурная слава распространилась по всему миру. Например, существует дерево анчар. В соке этого дерева находится такое вещество, которое сильно действует на сердце и вызывает быструю смерть. Но стоять под этим деревом можно совершенно спокойно.
**Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» с. 104.
Но в природе существуют и добрые, очень полезные растения - это лекарственные растения.
3. Знакомство с лекарственными растениями.
Давайте заглянем в лесную аптеку и узнаем, какие растения там живут.
Одуванчик: Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что вы меня узнали, я одуванчик. Я очень полезен. Меня применяли от различных болезней ещё в древности. Если пить настой из моих корней, то у вас повысится аппетит. А мои молодые листочки содержат много витаминов и вполне годятся в салат.
Валериана: Запах моих валериановых капель знают все с детства. Если кто-то из ваших родных, соседей или знакомых чем-то взволнован или огорчён, если у него болит голова или мучает головная боль, ему советуют мою настойку. А известна я была ещё в Древней Греции.
Зверобой: Я зверобой. Я помогаю людям при заживлении ран, а также при всяких недомоганиях. А путешественники из моих цветков и листьев заваривают ароматный и полезный чай.
Крапива: Ах, здорово! Вы меня все, конечно, боитесь! Ха-ха-ха! Но я ведь хорошая. Я же не только жгучий сорняк, но и лекарственное растение! Мои листья съедобны и богаты витаминами А , С, К. Я останавливаю кровотечение, помогаю при авитаминозе. Не бойтесь меня! Вы лучше со мной дружите!
Ребята, а ведь это ещё не все лекарственные растения, их очень много. Вы узнаете, что многие деревья тоже помогают при различных болезнях.
**Работа по учебнику С.105.
4. Физминутка.
5. Знакомство с царством грибов.
Что же такое грибы? При слове «гриб» мы вспоминаем знакомые нам с детства подосиновики, опята, сыроежки и даже поганки, словом, нечто, состоящее из шляпки и ножки, которое растёт в лесу и попадает к нам в корзину, если оно съедобное.
Учёные несколько веков не могли решить: что это вообще такое – грибы? Сначала учёные предположили, что грибы – это растения. Но потом выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых ни в каких растениях нет. Зато они есть в теле некоторых животных. Но этого недостаточно, чтобы считать грибы животными.
Следовательно, грибы – это не растения и не животные. Грибы – это грибы! С тех пор считают, грибы – отдельное царство живой природы.
** Работа по учебнику с. 106.
Грибов на свете очень много. Их насчитывают 100 тысяч видов. О некоторых из них написано в учебнике.
** Вы любите собирать грибы? Что же, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по стране грибов. Для этого мы должны купить билет на электричку. Поможет в этом нам задание.
– Выбрать слова, на которых указаны части гриба.
Грибница, стебель, корень, ножка, плод, шляпка.
– Итак, электричка отправляется.
Я ничуть не беспокоюсь.
Этот длинный быстрый поезд
Всех возьмёт до одного,
Не оставит никого!
– Займите места. Вместе с вами отправятся в путешествие и другие пассажиры, о которых говорится в стихотворении П. Синявского «Грибная электричка».
– Какие съедобные грибы сели вместе с нами в электричку?
6. Физкультминутка.
– Мы прибыли с вами на станцию «Отдыхайка» и отправимся собирать грибы.
Ваня шел, шел, шел –
Подберезовик нашел.
Дима шел, шел, шел
и лисичку нашел.
Оля шла, шла, шла –
сыроежку нашла.
Лена шла, шла, шла –
мухомор нашла:
Ой, какой красивый гриб!
А вам нравится? А почему?
– Давайте, рассмотрим грибы (плакат)
7. Электричка отправляется.
Сбор грибов – это активный, увлекательный, ни с чем не сравнимый отдых. Искать грибы лучше с восходом солнца, по росе или в дождь.
Сейчас прочитаем 3 варианта текста и выберем правильный.
- Чтобы не отравиться грибами, будьте внимательны при их сборе. Не трогай незнакомые грибы. Не уверен, что ты знаешь гриб – выброси его, каким бы аппетитным он тебе не показался.
- Если найденный гриб похож на ядовитый или вы сомневаетесь в его съедобности, лучше такой гриб не берите.
- Рекомендуется собирать только те грибы, которые вы хорошо знаете, незнакомый гриб лучше оставить в лесу. Если он съедобный, его возьмет другой грибник, который с ним знаком, а ядовитый, может быть, просто украсит лес, как украшает его мухомор. Ядовитые грибы никому не причиняют вреда, если их не трогать.
8. Просмотр слайдов про грибы.
9. Итог урока:
наше путешествие закончилось.
10. Рефлексия:
Что узнали на уроке?
Открыли для себя?
Что было интересно?
Какое настроение у вас?