Для мастер-класса была разработана компьютерная презентация, в которой отображены цели урока, выведены необходимые иллюстрации, контрольные вопросы и задания.
Презентация была создана в программе MS Power Point 2007, но общий занимаемый объём – 19 Мб. Для уменьшения объёмы слайды переведены в режим картинок (Рисунок 1 – Рисунок 43). Формирование презентации можно осуществить достаточно быстро из представленных картинок или работать по каждой отдельной картинке.
Тематику этого мастер-класса я выбрала в связи с наступающими праздниками: Рождество и Новый год.
Последний урок II четверти каждый год по традиции посвящается этим праздникам. В зависимости от возраста, уровня владения языком существуют различные игровые методики, знакомящие учащихся с обычаями и традициями празднования Нового года и Рождества в странах изучаемого языка, которые можно сравнить с нашими российскими обычаями и традициями.
Сегодня я представляю два приема: обучение стихотворению в 4-м или 5-м классе и познакомлю Вас с методикой, которая по-английски называется “Creating Stories with children” (“Придумайте рассказ или сказку”) (уровень владения языком – Elementary или Pre-Intermediate).
Обучение стихотворению, которое дети при Вас выучат наизусть не занимает много времени. Здесь важна система опорных сигналов (картинки) в сочетании с информационными технологиями.
Например:
The snow is falling,
The wind is blowing,
The ground is white,
A beautiful night! (рис. 2)
Далее учитель показывает картинки и сопровождает их фразами из стихотворения: “The snow is falling…” (рис. 3). Учащиеся повторяют за учителем.
На следующем этапе на экране появляются и картинки, и строчки из стихотворения, соответствующие картинкам, которые учащиеся вместе читают (рис. 4).
Затем на экране появляются строчки с пропущенными словами, которые учащиеся вставляют без помощи учителя (рис. 5, 6).
На последнем этапе на экране мы видим лишь знакомые ученикам картинки и по ним учащиеся успешно демонстрируют Вам выученное наизусть стихотворение (рис. 7).
Один из способов развития устной речи и навыков письма – это придумать рассказ вместе с учащимися. Это активно развивает их творческие способности.
Существует два вида рассказов quick time stories и long time stories (рис. 9). Quick time stories не занимают много времени и делятся на следующие подгруппы (рис. 10):
- chain story (цепочка). Учитель говорит предложение, первый ученик его повторяет и придумывает свое предложение, второй повторяет предыдущие два предложения и говорит свое предложение. Тематика зависит от темы урока.
- if story. Все предложения содержат условное наклонение и начинаются со слов “если”.
- a story with repetition. Какая-то фраза повторяется, например, “Вот дом, который построил Джек”. Содержание может быть самым разным. Например, “Вот город, где мы были в прошлом году. В этом городе мы видели, встретили, играли…” и т. д.
- тип рассказа для закрепления конструкции There is there are.
- Fortunately / Unfortunately story. Каждое предложение начинается с вводной конструкции “к счастью”, “к несчастью”.
- также можно дополнить уже существующий рассказ своими собственными словами и идеями.
Есть также длинные истории, на создание которых можно потратить целый урок, а то и два (рис. 11). Исходя из тематики мы начинаем с разминки (вопросы, конкретизация главных героев рассказа). Далее мы вместе придумываем рассказ, предварительно определив главных героев, место и сюжет.
Наша сказка сегодня будет короткой (quick time stories), и в нем будет два героя: Дед Мороз и Санта Клаус, которые встретились накануне Рождества в магазине подарков (рис. 12). Прежде чем приступить к самой сказке, давайте вспомним, что мы знаем о Деде Морозе и Санта Клаусе (рис. 13). Учащиеся отвечают на вопросы, затем проверяют себя (рис. 14), когда видят на экране правильные ответы.
Теперь мы начинаем вставлять правильные слова в уже готовую сказку (рис. 16 – …).
Желаю Вам успеха!