Тема: «Главные члены предложения»
Задачи:
- введение понятий «подлежащее», «сказуемое» - главных членов предложения;
- отработка алгоритма поиска главных членов предложения;
- развитие аналитической деятельности;
- воспитание познавательных интересов, ответственности за роль в сотрудничестве;
- воспитание культуры труда и письма, любви к родному языку.
На уроке реализуются:
- коммуникативно-деятельностная составляющая через сотрудничество в парах (распределение обязанностей, согласование точек зрения и другие взаимодействия с учителем и обучающимися);
- предметно-информационная составляющая через введение понятий «подлежащее», «сказуемое»;
- ценностно-ориентационная составляющая через воспитание ценностей: выбора и ответственности.
Материал к уроку:
Оборудование: для учителя:
- карточки со словами: подлежащее, сказуемое, главные члены предложения, кто? что? что делает? что сделал? что будет делать?
- портрет М.В.Ломоносова, выставка его книг, в/запись с сообщением библиотекаря о вкладе М.В.Ломоносова в области языка.
- таблица с буквой Г г для минутки каллиграфии.
- таблица (алгоритм поиска подлежащего и сказуемого – главных членов предложения.)
Алгоритм поиска главных членов предложения
- Ответь на вопрос: О ком или о чём говорится в предложении? Найди подлежащее.
- Проверь, отвечает ли слово (подлежащее) на вопросы: кто? или что?
- Ответь на вопрос: Что говорится о подлежащем? Найди сказуемое.
- Проверь, отвечает ли слово (сказуемое) на вопросы: что делает? что сделал? что будет делать?
Оборудование для учащихся:
- разноуровневые дидактические карточки, карточки – справочники-для работы в парах;
- алгоритмы поиска главных членов предложения;
- сигнальные карточки трёх цветов «светофоры»;
- карточки с опорными грамматическими основами для домашнего задания.
- Русский язык. 3 класс. Учебник для учащихся четырёхлетней начальной школы: в 2 ч. – Часть 1./С.И.Иванов, М.И.Кузнецова и др. – М.: Вентана – Граф, 2007.- Начальная школа XXI века.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Мне очень приятно видеть ваши светящиеся глаза, значит, у вас хорошее настроение и нам вместе, сообща, удастся решить любые задачи.
2. Актуализация знаний.
а) минутка каллиграфии.
Учитель: Отгадайте загадку. В слове-отгадке вы найдёте ту букву, которую будем прописывать.
Под кочкою крошка –
Только шапка да ножка.
(гриб)
Интересующая нас буква начинает слово. Назовите букву.
Дети: «Гэ».
Учитель: Дайте характеристику звуку.
Дети: Буква «Гэ» обозначает согласные звуки [г] и [г'], звонкий парный.
На доске: Гг гг Гг ггг Гг гггг
Учитель: Найдите закономерность и продолжите ряд до конца строки. Выскажите предположение, какую пользу принесёт выполнение этого задания.
Дети: Отработка соединения букв, безотрывного письма, скорописи, глазомера.
Учитель: Подчеркните самые лучшие написанные вами группы букв, сравнивая с образцом.
(образец – на доске)
б) тест-игра «Угадай правильный ответ».
Учитель: Я читаю предложение, вы записываете его номер, и если соглашаетесь с данным утверждением, то ставите рядом +, если не согласны, то ставите -.
«-» 1) Речь бывает устная, печатная, письменная.
«+» 2) В конце предложения ставится точка,! или?
«+» 3) Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.
«-» 4) Предложение, в котором содержится вопрос, называется повествовательным.
«+» 5) Главные члены предложения иначе называются грамматической основой.
Самопроверка: 1 -, 2 +, 3 +, 4 -, 5 +. (с доски)
3. Введение в тему, постановка учебной задачи.
Учитель: Внимание на доску:
Учитель: Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, составьте слова из слогов в каждой строчке.
Дети: Главные члены предложения.
Учитель: Сегодня на уроке мы откроем новые грани этой темы и узнаем о том, как называются главные члены предложения и научимся их отыскивать.
4. Составление алгоритма поиска главных членов предложения.
Учитель: Что вы узнали из прошлого урока о главных членах предложения?
Дети: Без главных членов предложение не может существовать.
Учитель: Почему?
Дети: Потому что главные члены передают смысл предложения.
Учитель: А сейчас, приоткрыв дверцу рубрики «Тайны языка», мы узнаем, как называются главные члены предложения. Запишите предложение: Лодка плывёт по озеру. (Учащийся на доске).
Чтобы найти главные члены предложения, я задаю вопрос: «О ком или о чём говорится в предложении?»
(Начинаем составлять алгоритм – вывешиваю карточку «О ком или о чём говорится в предложении?»)
Дети: В предложении говорится о лодке.
Учитель: Лодка – это подлежащее, оно называет то, о чём говорится в предложении. Поставьте вопрос к слову лодка.
Дети: Что? – лодка. (вывешиваю карточку «Проверь вопрос – что?» )
Учитель: Правильно, подлежащее – лодка подчёркивается одной чертой аккуратно по линейке.
А сейчас необходимо найти то слово, которое сообщает нам, что говорится о подлежащем. Что делает лодка? Поставьте вопрос от слова лодка.
Дети: Лодка (что делает?) плывёт. (Вывешиваю карточку «Проверь вопрос – что делает»).
Учитель: Правильно, этот главный член предложения называется сказуемое и его подчёркивают двумя чертами.
Обобщение: У нас появился алгоритм, пользуясь которым, легко отыскать подлежащее и сказуемое, т.е. главные члены предложения.
Учитель: Сравните составленный алгоритм с тем, который авторы учебника поместили на
стр. 51. (Сравниваем, дополняем вопросами: Кто? Что делал? Что будет делать?)
5. Физкультминутка.
Учитель: Если я читаю восклицательное предложение, то вы хлопаете дважды в ладоши над головой, если – вопросительное, то вы выполняете по два наклона в стороны, руки на пояс, если – повествовательное, то – дважды выполняете «пружинку» (полуприседание).
6. Первичное закрепление.
а) закрепление по стр. 51 учебника (коллективно, один учащийся на доске).
Учитель: Запишите предложение: Оля связала бабушке шарф.
Используя карточки с алгоритмом, лежащие у вас на партах, учимся находить главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
б) выполнение упр. 1 на стр.52 (ученики поочерёдно выполняют упражнение у доски с подробным комментированием.)
7. Работа над рубрикой «Путешествие в прошлое», стр. 53. Знакомство с историей слов «подлежащее» и «сказуемое». (Включаю видеозапись, вывешиваю портрет М.В.Ломоносова).
8. Закрепление. Работа в парах. (Разноуровневые задания.)
Учитель: Вспоминаем правила успешной работы в парах.
Дети: Уметь договариваться с соседом по парте, как будем выполнять задание, работать тихо, не мешать остальным, помогать друг другу.
Учитель: Успешно выполнит задание та группа, в которой каждый работает правильно и быстро. (на столах карточки с заданиями (белого цвета), карточки – справочники для проверки выполненной работы (зелёного цвета), «светофоры».
1 уровень: Грамотно постройте предложения. Спишите их. Подчеркните подлежащее одной чертой, сказуемое – двумя.
Белка сушит бельё. Ветер сушит грибы.
2 уровень: Спишите и правильно подчеркните главные члены предложения.
Белка тащит в дупло орехи.
а) контроль над ходом работы; (Дозированная помощь учителя по мере необходимости).
б) самопроверка по карточкам-справочникам;
в) рефлексия. (Перечислите выполняемые в паре действия. Что получилось, а над чем ещё надо поработать?)
9. Домашнее задание. (дифференцировано)
Всем: запомнить алгоритм – стр. 51.
По выбору:
- Стр. 52 упр. 3.
- Написать небольшой рассказ по опорным грамматическим основам: наступила осень, льёт дождь, деревья опустели, дуют ветры.
10. Итог урока.
Учитель: Что нового узнали о главных членах предложения?
Дети: Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.
Учитель: Что нужно сделать для того, чтобы найти подлежащее?
Дети: Чтобы найти подлежащее, надо поставить вопрос - О ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы – кто? или что?
Учитель: Как найти сказуемое?
Дети: Чтобы найти сказуемое, надо поставить вопросы от подлежащего что делает? что делал? что будет делать?
Учитель: Что показалось трудным?
Дети: Труднее отыскать подлежащее, но сегодня я уже лучше справляюсь с этим заданием.
Учитель: Что понравилось на уроке?
Дети: Выполнять более трудные задания, работать в парах.