Цель:
- обобщить пройденный материал, закрепить знания, полученные при изучении всей темы «Гидросфера»;
- продолжить отработку навыков работы с картами по определению местоположения географических объектов по теме «Гидросфера», давать характеристику рек, морей, озер по плану;
- развивать логическое мышление, познавательный интерес;
- сформировать знания о водах своего края, своей местности, как части водной оболочки, их использовании человеком и путях охраны от источников загрязнения;
- воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу, нравственных качеств.
Оборудование урока: карта полушарий, карта «Путешествие в страну «Гидросферию», атласы, дидактические карточки, хрестоматийный материал, магнитофонная запись, видеофрагмент «Оя - приток Енисея».
На доске эпиграф: Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не « опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты есть сама жизнь… Ты нам возвращаешь силы и свойства, на которые мы поставили крест. Ты – величайшее в мире богатство, но и самое непрочное. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты –божество, которое так легко спугнуть…» Антуан де Сент-Экзюпери.
Нарисованная карта «Путешествие в страну «Гидросферию»
Ход урока
1. Вводное слово учителя /целевая установка/
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами совершим удивительное путешествие в сказочную страну «Гидросферию». Вы, конечно, знаете, что в каждой сказке есть доля правды, и на нашей сказочной карте показаны основные географические сказочные объекты, куда мы отправимся в сопровождении юных путешественников (консультантов).
Конечным пунктом нашего путешествия будет море Желаний. Я думаю, у каждого мальчишки и девчонки есть свое заветное желание, пусть сегодня оно выразится в оценке ваших знаний по теме. На листочках, лежащих перед вами, вы поставьте ту оценку, на которую, как вы считаете, знаете материал, с учетом того, что вы должны знать и уметь по теме Гидросфера".
Учащиесявыставляютсамисебеоценки /самооценка/.
Учитель: На небольшом транспортном вертолете мы поднялись в воздух, чтобы с высоты птичьего полета еще раз увидеть ту красоту природы, описанную в книгах и на картинах. На протяжении нескольких десятков километров река течет среди гор и долин по каменистому ущелью, то с силой бьет мощными струями в скалы, то клокочет на перекате.
Учитель учащимся: Ребята, покажите на нашей импровизированной карте то место, о котором я вам сейчас прочитала. (р.Скалистых берегов, верхнее течение реки Познания)
Начав свой бег в теснинах гор,
Разбившись в брызги много раз,
Она выходит на простор,
Чтоб здесь, в долине встретить нас.
Уважаемые путешественники, члены экипажей пароходов, вы, уважаемые капитаны экипажей готовы к отплытию. Капитаны (они же консультанты в группах) докладывают о готовности к отплытию.
Звучитпесня "Белыйпароход" /магнит, запись/
Учитель: Доброго пути вам!
/Надоскеизображенытри парохода , вокнахкоторых фамилииучащихся-членовэкипажей. Оценки, полученные учащимисянакаждомэтапеурока,выставляютсярадом сфамилией;вконцеурокавыводитсяобщаяоценка./
2. Учитель: В среднем течении река Познания становится медленной спокойной. Спустя некоторое время мы увидели, что уровень воды в реке поднялся, за счет чего? /внеевлилисвоиводыдвапритока: левый притокПонятий, которыйберетсвоеначалоизо.Изначальное протекаетпоравниннойместности; правыйКартографический истокегонаходитсявгорах/.
Да, река стала шире, противоположный берег кое-как виден, но что это за корабли, оказывается в нашей сказочной стране не обошлось без пиратов. Боитесь? Будем сражаться?
Пропуском к дальнейшему плаванию пираты нам предлагают два задания.
1 задание: Работа по определению на контурных картах географических объектов. (Работа с контурными картами)
Цифрами на контурных картах отметить географические объекты:
1. Красное мор |
|
|
10. Берингов пролив |
2. Средиземное |
|
|
11. П-ов Камчатка |
3. Берингово море |
|
|
12. Гольфстрим течение |
4. Бискайский залив |
|
|
13. Волга |
5. О.Гренландия |
|
|
14. Енисей |
6. Черное море |
|
|
15. Каспийское озеро |
7. Аравийский полуостров |
|
|
16. Амазонка |
8. Бенгальский залив |
|
|
17. Байкал |
9. Гавайские острова |
|
|
18. Нил. |
2 задание.
Учитель: поскольку, второй приток называется приток Понятий, логично будет, если мы проверим насколько усвоены вами понятия по теме.
Сначала поиграем –посоревнуемся: какой экипаж больше всего напишет понятий по теме «Гидросфера» за 1 минуту. (Игра «Кто больше…»)
(Подведение итогов –определяется экипаж занявший 1,2,3 места, количество понятий- количество баллов команде.)
Учитель: А теперь возьмите листочки, обратите внимание на доску, где под цифрами написаны понятия по теме, я буду читать понятие, а вы пишите тот номер под которым, как вы думаете, находится это понятие. На доске:
- Гидросфера
- Море
- Залив
- Пролив
- Материк
- Остров
- Полуостров
- Речная система.
- Устье
- Исток
- Русло
- Бассейн
- Водораздел
- Озеро
- Ледник
- Подземные воды.
Учитель читает:
- Часть океана, отличающаяся от него свойствами, течениями, органическим миром.
- Большая часть суши со всех сторон окруженная водой.
- Часть океана или моря, глубоко вдающаяся в сушу, но ничем не отличающаяся от его соседней части.
- Водная оболочка планеты.
- Небольшая часть суши со всех сторон окруженная водой.
- Главная река со своими притоками.
- Углубление в речной долине по которой протекает река.
- Вода, находящаяся в земной коре.
- Граница между двумя бассейнами рек.
- Место, где река берет начало.
- Небольшое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами.
- Площадь, с которой река собирает все свои воды.
- Углубление в рельефе заполненное водой.
- Часть суши с трех сторон окруженное водой.
- Скопление пресного снега и льда на суше.
- Место, где река впадает куда-либо.
(На листочках должны стоять цифры 2,5,3,1,6,8, 11,16,13,10,4,12,14, 7,15,9.
Эти цифры следует написать на доске, а также написать
- 1 ошибка-«5»
- 2-5 ошибок-«4»
- 6-8 ошибок-«3»
- 9 и более- «2»).
По второму заданию "Понятия " провести взаимопроверку, обменявшись ответами с товарищами по парте. (Проверка объективности выставления оценки товарищу.)
Подведение итогов: на «5» справились .... чел, «4» получили, «3»-…человек,к сожалению, не справились с заданием… человек.
Учитель: Здорово мы расправилисъ с морскими пиратами, и вот уже водный поток несет нас все дальше и дальше. Впереди не видно берегов и только огромное зеленое поле на водном пространстве. Что это? Это морские водоросли, а значит, мы приближаемся к морю.
Посмотрите, на берегу залива Загадок стоит сказочный город Мастеров. Все жители этого города могут все. Давайте и мы покажем, что мы умеем делать.
Задание третье Дать описание: моря, реки, озера по типовому плану.
На листочках - река Волга, озеро Каспийское, море Черное- кто какой листочек вытянет тот то и описывает. ( учитель отмечает лучшие работы, выставляет оценки; говорит об ошибках)
Учитель: оказывается, вы тоже не лыком шиты. А теперь давайте отдохнем, отвечая на загадки:
- В каком море ловят рыбу жители трех частей света. (Средиземном)
- Какой пролив соединяет два моря и два океана, разделяет два материка и два государства. (Берингов)
- Какая река дважды пересекает экватор (Конго)
- 4. Назовите и покажите цветные моря (Черное, Белое, Красное, Желтое)
- Назовите материк, который не имеет рек. (Антарктида)
- В Какое озеро в Сибири впадает 336 рек, а вытекает одна. (Байкал)
Учитель: Мы почти достигли нашей цели, юные путешественники! По проливу Удачи мы попадем в море Желаний. Но я не сомневаюсь, что вам интересно будет побывать на Необитаемом острове, встретиться там со всем известным Робинзоном Крузо. Вспомните, какими качествами нужно обладать, чтобы выжить, находясь один на один с природой? (Мужеством, смелостью, смекалкой, … .)
А я вам предлагаю провести брейн-ринг между экипажами пароходов. Вот тут мы и решим, кого можно оставлять на необитаемом острове, зная, что он справится со всеми трудностями, а кого нет.
(Кто первый подымает руку- тот первый отвечает. За правильный ответ экипаж получает очко.)
Брейн-ринг
- Назовите самый большой остров Земли. (Гренландия)
- Какая река пересекает с запада на восток весь материк и протекает по одноименной низменности. (Амазонка)
- Чем сточное озеро отличается от бессточного? (Соленостью, из сточного вытекают реку)
- Что является устьем реки Ангары? (р. Енисей)
- Водоразделом каких рек являются Уральские горы? (Волги и Оби)
- Чем отличается Берингово море от Средиземного? (Берингово - окраинное, Средиземное-внутреннее; Берингово- томесто относится к бассейну Северного Ледовитого океана, Средиземное-к Атлантическому)
- Каким притоком Волги является Ока, каким Кама? (Ока-правый, Кама-левый)
- Чем отличаются понятия"речная система" и "речной бассейн"? (1-длина, 2-площадъ)
- Как можно доказать по карте, что Лабрадорское течение холодное, а Гольфстрим –теплое? (стрелки красные и синие)
Подведем итого брейн-ринга: победил экипаж ... , набравший …баллов.
Для них пролив Удачи был более удачливым.
Учитель: далеко в море выходит п-ов Неожиданностей.
Здесь я предлагаю вам послушать небольшое сообщение о реках и озерах нашего края, нашего района и об их охране.
Сообщение делает ученик, используя презентацию (Приложение 1)
Учитель: наконец-то мы попали с вами в море, о котором мечтали.
Учитель подводит итоги урока.
Выставляет оценки.
Учитель: ребята, сравните те оценки, которые вы получили за урок с теми, которые вы сами себе выставили,
У кого желание сбылось?