Урок математики в 1-м классе по теме "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели урока: познакомиться с названиями компонентов при вычитании, читать примеры, используя при этом термины.

Оборудование: у учителя – карточки со словами «Г. Х. Андерсен», «снежная», «королева», «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»; изображение трех узелков и аудиозапись «В гостях у сказки», «Песня разбойников»; у учеников – разрезные фигурки; у героев сюжета – костюмы.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение целей урока.

(Звучит мелодия «В гостях у сказки».)

- Ребята, мы с вами попали в сказку, а как она называется, вы узнаете, если правильно назовете название чисел при сложении. (Слагаемое, слагаемое, сумма)

На доске вывешиваются три карточки:

- Сегодня на уроке мы должны узнать, как называются числа при вычитании. Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. Так вот, жил-был тролль, злющий-презлющий. Как-то раз смастерил он такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же плохое и безобразное, напротив, выступало еще ярче. Однажды это зеркало разбилось вдребезги. Миллионы его осколков разлетелись по белу свету, попадали людям в глаза и так там оставались. А их сердце превращалось в кусок льда.

II. Устный счет.

В большом городе жили двое бедных детей. Они не были в родстве, но любили друг друга, как брат и сестра. Звали их Кай и Герда.

(К доске выходят два ученика - Кай и Герда).

- Дети выращивали прекрасные розы. Девочка выучила псалом, в котором тоже говорилось о розах; она пела его мальчику, думая при этом о своих розах, и он подпевал ей.

Кай и Герда (вместе):

Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.

- А еще, ребята, Кай и Герда очень любили решать задачки, и сегодня для вас они тоже приготовили некоторые из них.

Кай:

Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек? (6-6=3)

Герда:

На кустике перед забором
Шесть ярко-красных помидоров.
Потом четыре оторвалось.
А сколько на кусте осталось? (6-4=2)

На доске вывешиваются цифры: 3 и 2.

- Ах! - вскрикнул вдруг мальчик. – Мне кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз!

- Кай, давай я посмотрю!

Девочка обвила ручонкой его шею, он мигал, но в глазу ничего как будто не было.

- Должно быть, выскочило! – сказал он.

(Кай и Герда садятся за парты).

- Но в том то и дело, что нет.

Сложите полученные ответы и отгадайте, какой предмет попал в глаз и сердце Кая.

6 – соринка. 5 – осколок зеркала.

- Бедняжка Кай! Теперь его сердце должно было превратиться в кусок льда! Мальчик стал злым и жестоким. Раз зимой, с санками за спиною, он убежал на улицу кататься. Откуда-то прикатили большие белые сани, Кай живо привязал к ним свои санки и покатил. Большие сани понеслись. Кай весь дрожал, хотел прочесть «Отче наш», но в голове у него вертелась таблица сложения и вычитания.

(Дети устно повторяют таблицу вслух под руководством учителя).

Таким образом Кай оказался в царстве Снежной королевы.

III. Работа над темой урока.

- А что же было с Гердой, когда Кай не вернулся? Много было пролито о нем слез. Но вот наступила весна и Герда отправилась искать Кая. У нее было три узелка. В них хранятся бусики, семена роз и наши названия чисел при вычитании, которые ей помогут в дальнейшем пути. Отгадайте, что в каком узелке. Если во втором узелке – бусики, а в первом – не семена роз.

На доске вывешивается три рисунка узелков. Под руководством детей учитель записывает, что в каком узелке.

Учитель достает карточки с названиями чисел, вешает их на доску и хвалит участников.

- Герда взяла первый узелок, села в лодку и поплыла. Но вот она приплыла к большому вишневому саду, где ее встретила старая-престарая старушка.

Старушка: Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку. Но я не злая, тем более у тебя приключилась беда и если ребята тебе помогут решить задачу №2, то я отпущу тебя.

Учитель читает задачу №2, ученики устно ее решают, а решение записывается на доску: 6-4=2

Создание проблемной ситуации: как назвать число 6 (4, 2)?

Ученики высказывают свои мнения.

(6 – уменьшаемое, это число мы уменьшаем; 4 – вычитаемое, это число мы вычитаем; 2 – это разность).

Над каждой цифрой прикрепляется картинка:

- Герда опять пустилась в путь. Пришлось опять Герде присесть отдохнуть. Прямо перед ней прыгали птички.

Птица 1: Чик-чирик! Здрасьте! Куда путь держите?

- Герда рассказала всю историю.

Птица 2: Послушай! Мы живем при дворце принцессы, она вышла замуж. Мы думаем, что это был твой Кай!

Герда: Ах, проводите же меня во дворец!

Птица 3: Выполни наше задание по верхней картинке в учебнике.

Работа по учебнику.

- Как получили пример 5-2=3. Прочитайте его разными способами.

№1 Запиcать разность и вычислить ее.

- Птички помогли пробраться Герде во дворец. Принц походил на Кая только с затылка, но был так же молод и красив. Герда заплакала и рассказала всю свою историю. Принцесса дала ей муфту и чудесное платье, усадила Герду в золотую карету и пожелала ей счастливого пути.

IV. Физкультминутка.

- Вот Герда въехала в темный лес, но карета блестела, как солнце, и сразу бросилась в глаза разбойникам.

(Звучит «Песня разбойников», выходит Маленькая разбойница, показывает движения, дети повторяют).

V. Повторение изученного.

Маленькая разбойница: - Я не трону Герду, даже если я рассержусь на вас, но вы должны решить задачу №4.

Один ученик решает у доски задачу №4, остальные на местах.

- Прочитайте решение, используя названия чисел (уменьшаемое – 6, вычитаемое – 2, разность – 4).

Герда рассказала разбойнице всю историю. Лесные голуби, которые жили в клетке у разбойницы, заворковали.

Голуби: Мы видели Кая! Он сидел в санях Снежной королевы. Она увезла его в Лапландию.

Маленькая разбойница: - Я отпущу северного оленя, и он покажет тебе путь в Лапландию, но прежде выполните задание №5.

- Найдите закономерность в каждом столбике примеров, дополните его четвертым примером и решите.

(Дети решают самостоятельно, далее – коллективная проверка).

- Маленькая разбойница пожалела девочку, усадила ее на северного оленя и отправила их в Лапландию.

Наконец девочка добралась до дворца Снежной королевы. Посмотрим же, что делал в это время Кай.

VI. Работа по развитию логического мышления.

- Кай сидел посреди ледяного зала и возился с плоскими льдинами, укладывая их на всевозможные лады. Он никак не мог сложить фигуру, которая означала – «вечность». Снежная королева сказала ему: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господином.» Но он никак не мог его сложить. Давайте вместе выполним эту работу.

(Каждый ребенок выкладывает из разрезанных частей заданную фигурку).

Герда: Кай, милый мой Кай! Наконец-то я нашла тебя!

- Герда заплакала; горячие слезы проникли в сердце и растопили осколок.

Кай и Герда (вместе):

Розы цветут… красота, Красота!
Скоро узрим мы младенца Христа!

VII. Итог урока.

- По дороге домой Герда рассказала Каю о том, кто ей помогал, и что нового она узнала. А что нового на этом уроке узнали вы? (Ответы детей).

- Бабушка сидела и громко читала Евангелие: «если не будете, как дети, не войдете в царствие небесное!»

Тогда Кай и Герда поняли смысл старого псалма:

Розы цветут… красота, Красота!
Скоро узрим мы младенца Христа!

Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло теплое, благодатное лето!