Тематическое планирование по теме "Туристическая подготовка". Сценарий однодневного туристического слета

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В 2003-2004 учебном году на фестиваль мною было предложено тематическое планирование по туристской подготовке при трехразовых занятиях физической культурой. Однако в нашем городе третий урок физкультуры остался только в начальной школе. В связи с этим  хочу предложить тематическое планирование по туризму для 5-9 классов в  размере двух часов урочного времени в годовом планировании.
Потребность ввести в рабочую программу по физической культуре несколько уроков туристкой подготовки возникла в связи, с популярностью туристических слетов среди учащихся нашей гимназии. В первые недели сентября в школе проводится однодневный туристический слет для 5-11 классов с большой соревновательной программой. Учащиеся в походе демонстрируют умения в ориентировании на местности, при этом используют компас, устанавливают палатку, разжигают костер и готовят на нем пищу, знают правила поведения в походе, в старших классах помогают в судействе и организации соревнований.
При составлении этого планирования учитывался обязательный минимум содержания образования и примерная программа по физической культуре. В этих документах в разделе «Основы знаний о физкультурной деятельности» есть абзац: «Туризм как форма соревновательной деятельности и активного отдыха в структуре культурного образа жизни, характеристика его видов и разновидностей». Программный материал по данному разделу усложняется каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.

Тематическое планирование для 5 класса

Урок 1. 1. Знакомство с устройством компаса. 2. Определение сторон света по компасу. 3. Знакомство с устройством туристского снаряжения. 4. Обучение вязке прямого узла.
Урок 2. 1. Изучение устройства современной туристической палатки. 2. Практическое задание укладка растопки костра по карточкам, где изображены виды костров. 3. Оказание первой медицинской помощи: наложение стерильной повязки на кисть.

 Тематическое планирование для 6 класса

Урок 1. 1. Обучение определению азимута на предмет при помощи компаса. 2.  Знакомство с устройством туристского снаряжения. Обучение вязке узлов «проводник» и «восьмерка проводник»
Урок 2. 1. Постановка современной туристической палатки. 2. Практическое задание укладка растопки костра по карточкам, где изображены виды костров. 3. Оказание первой медицинской помощи: наложение шины при переломе голени.

Тематическое планирование для 7 класса

Урок 1. 1. Обучение определению азимута на предмет и обратному азимуту при помощи компаса. 2.  Знакомство с устройством туристского снаряжения. Обучение вязке узлов «проводник» и «восьмерка проводник», «булинь».
Урок 2. 1. Постановка современной туристической палатки на время отделениями по 4 человека. 2. Обучение «ориентированию в лабиринте». Умению читать простейшие схемы-карты. 3. Оказание первой медицинской помощи: умение накладывать жгут при артериальном кровотечении.

Тематическое планирование для 8 класса

Урок 1. 1. Обучение умению двигаться по азимуту на местности  и движению в обратном направлении при помощи компаса. 2.  Обучение одеванию туристического снаряжения с применением изученных узлов: «проводник» и «восьмерка проводник», «булинь».
Урок 2. 1. Постановка современной туристической палатки на время отделениями по 4 человека. 2. Игра «ориентирование в лабиринте». 3. Оказание первой медицинской помощи: наложение повязки при травме головы.

Тематическое планирование для 9 класса

Урок 1. 1. Определение азимута на предмет и обратный азимут при помощи компаса на оценку. 2.  Вязка изученных узлов на оценку.
Урок 2. 1. Постановка современной туристической палатки на время отделениями по 4 человека. 2. Игра-соревнование «ориентирование в лабиринте». 3. Оказание первой помощи в парах по карточкам заданиям.

Вариант проведения однодневного  туристского слета «Тропой Заполярья» для учащихся 8-10 классов гимназии №3 г. Мурманска

Туристический слет проводится недалеко от города в лесной зоне. Учащиеся добираются до места соревнований общественным транспортом и пешком по лесной зоне. Классные руководители распределяют учащихся на группы ответственные за подготовку к соревнованиям, туристского снаряжения покупку продуктов для похода. Учителя физкультуры на основе учащихся 11 классов и учителей предметников создают судейскую бригаду. Соревнования проводятся в первые недели сентября. В зависимости от возраста учащихся предлагаются различные варианты проведения соревнований.
Программа соревнований

9.30 –Прибытие участников на площадку для построения. Конкурс приветствия (сдача рапорта капитаном с названием и девизом команды, эмблемы и форма участников).
10.00 – Передвижение к месту соревнований. Оформление бивуаков, приготовление обедов.
10.30 – команда из 10 человек от каждого класса принимает участие в комбинированном маршруте «Тропой Заполярья». Старт команд раздельный через 5 минут.
12.00 – представление конкурсных обедов членам судейской бригады, проверка бивуаков на правильность оформления, чистоту и порядок.
13.30 – конкурс песни и подведение итогов соревнований.
14.00-15.00 – уборка территории после похода и возвращение к школе.

Описание этапов  комбинированного маршрута «Тропой Заполярья»

На старте каждой команде выдается компас и сообщается азимут и расстояние до первого контрольного пункта (КП), где они должны выполнить различные задания,  при выполнении задания участникам сообщается следующий азимут и расстояние до следующего КП.
Всего таких этапов – 10.

  1. Метание гранаты в цель – каждый участник должен попасть одной гранатой в горизонтальную цель, не попадание наказывается штрафными секундами.
  2. Оказание первой помощи – участникам предлагаются тесты по оказанию первой медицинской помощи и практические задания.
  3. Установка  и снятие палатки;
  4. Разведение костра – участники должны развести костер  с трех спичек и пережечь ограничительную нить.
  5. Полоса препятствий – мышеловка, паутина, проход по жердям и кочкам.
  6. Вязка туристских  узлов, укладка рюкзака – участники команды должны завязать каждый по одному узлу, заданному судьей и выбрать и правильно уложить необходимые для похода вещи.
  7. Установка вигвама – из пяти жердей, веревки и полиэтиленовой пленки необходимо соорудить укрытие от дождя и спрятаться в нем;
  8. Переправа по параллельным веревкам без страховки – участники по одному проходят переправу без использования обвязок. Веревки натянуты невысоко и расстояние небольшое. Судьи осуществляют страховку участников.
  9. Ориентирование в лабиринте. Состав команды 5 человек. В лабиринте находится 8 контрольных пунктов (рисунок 1), а на карте у участника 4 (рисунок 2). Задача участника пройти свои КП в указанном порядке, отмечаясь в своей карточке участника на каждом КП фломастером определенного цвета. У каждого из пяти участников своя, отличная от других дистанция, хотя некоторые КП могут совпадать. Старт общекомандный.  Все пять участников стартуют одновременно. Финиш индивидуальный, помогать другим членам команды запрещено. Результат командное время останавливается после того, как последний участник покинул лабиринт. В случае пропуска КП или неправильной отметки команда штрафуется дополнительными секундами.
  10. Викторина краеведение – участникам предлагается ответить на вопросы истории, географического расположения и особенностей родного края в виде тестов. А также решить практическое задание: назвать растения находящиеся на гербарии, составленном из растений нашего леса.

Определение победителей

Победитель определяется по наименьшему времени, потраченному на прохождение дистанции. За ошибки на дистанции участники наказываются штрафными баллами.