Цели:
- Создать условия для восприятия, усвоения и осмысления сказки “Кот, петух и лиса”.
- Развивать умения правильно формулировать учебную цель, моделировать, делать самостоятельные выводы.
- Вызвать у учащихся заинтересованность в решение познавательных и учебных задач.
Оборудование: учебник “Литературное чтение”, автор Л. А. Ефросинина; рабочая тетрадь “Литературное чтение”. Модели, обложки книг, иллюстрация “гусляра”, личики безо рта.
Ход урока
I. Организационный момент.
а) приветствие учителя;
– Мне очень хочется пожелать доброго утра всем – всем – всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята, гости! И давайте поиграем с вами в игру “Доброе утро”.
б) игра “Доброе утро”;
– Я скажу слова: “Доброе утро…” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашет мне рукой,– значит, вы услышали и отвечайте на приветствие. Попробуем?
Доброе утро всем девочкам!....
Доброе утро всем мальчикам!...
Доброе утро всем, кто любит конфеты!...
Доброе утро всем, кто приехал в школу на автобусе!...
Доброе утро всем, кто хочет знать тему нашего урока!...
II. Сообщение темы и цели урока.
а) фронтальная работа;
– А тема урока зашифрована. Посмотрите на доску, постарайтесь расшифровать.
ток тепух исла
(Учитель записывает тему на доске)
– Прочитайте ещё раз тему урока.
– Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (ответы детей)
– Правильно, ребята! Мы не только будем читать литературное произведение, но и будем моделировать, правильно называть произведение, выражать своё отношение к героям.
– Я вижу, что вы с нетерпением хотите услышать это произведение
– Откройте учебники на странице 71.
III. Знакомство с произведением.
а) словарная работа;
– В тексте встретятся непонятные слова:
дремучие боры – густой хвойный лес;
онемел – не разговаривал;
хоромы – большой дом;
по мерочке – определённый размер;
гусляр – музыкант, народный певец, играющий на
гуслях.
(Показ иллюстрации)
б) чтение сказки учителем.
IV. Беседа после чтения.
а) выявление первичного восприятия;
– Понравилось вам произведение?
– Что понравилось?
– Что не понравилось?
– Когда было весело?
– Когда было грустно?
V. Упражнение моделировании (формирование читательских умений)
а) фронтальная работа;
– Какое произведение я прочитала? (сказку)
– Докажите, что это сказка?
– Какая геометрическая фигура заменила слово “сказка” на модели? (круг)
– О ком эта сказка? (о животных)
– Какого цвета будет круг? (коричневого)
– Кто автор этой сказки? (народ)
– Почему же у этой сказки нет одного автора? (Давным-давно многие люди не умели писать и читать, но они были хорошими придумщиками. И вот один человек придумал сказку и рассказал другому, другой добавил своё и рассказал следующему. Так сказка дошла до нас.)
– Как называется эта русская народная сказка? (Кот, петух и лиса.)
– Найдите на доске модель, соответствующую этой сказке и прочитайте её.
– Какие ещё русские народные сказки вы знаете? (ответы детей)
VI. Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз согнулся, два согнулся,
Руки в стороны развёл
И тихонько сел за стол.
VII. Работа в тетради
.а) фронтальная работа; Т. с. 32 №1
– Прочитайте начало и конец сказки.
– Подчеркните слова, которыми сказка заканчивается.
– Посмотрите на задание с. 33 №3.
– Прочитайте задание.
– Прочитайте песенку лисы.
– Закройте тетради.
VIII. Работа с произведением.
а) беседа;
– Кто главный герой этой сказки? (Кот, петух и лиса) (показать героев)
– Охарактеризуйте кота. Какой кот? (сильный, мужественный, хороший
товарищ)
– А какой петух? (доверчивый, непослушный)
– А что происходит с детьми, когда они не слушают взрослых?
– А какая лиса? (хитрая, злая, воровка)
– Кто из героев понравился больше? Почему?
б) заучивание наизусть песни лисы;
– Многие дети сказали, что им понравилась песня лисы.
– В учебнике с. 74 прочитайте песенку.
– Давайте выучим песню.
-Зачем пела песню лиса?
– Сколько раз уносила лиса петуха? (3)
в) физминутка для глаз;
г) повторное чтение;
– Послушайте ещё раз отрывок из сказки, когда лиса второй раз
уговаривает петуха выглянуть в окошко. У. с 72
д) инсценировка отрывка из сказки;
– Давайте попробуем инсценировать вторую встречу лисы с петухом.
IX. Работа с иллюстрациями.
а) фронтальная работа;
– Рассмотрите первую иллюстрацию учебника с. 71.
– Прочитайте строчки из сказки к этой иллюстрации.
– Рассмотрите вторую иллюстрацию с. 72.
– Прочитайте строчки к следующей иллюстрации.
– Рассмотрите третью иллюстрацию с.74.
– Найдите описание этой иллюстрации.
X. Библиотечная пауза (игра).
а) работа с моделями и обложками;
– Ребята, вы уже говорили о том, что любите книги, любите их читать, слушать.
– Рассмотрите обложки книг: М. Пришвин “Лисичкин хлеб” (<Рисунок1>),
Шарль Перро “Красная Шапочка” (<Рисунок2>),
С. Дрожжин “Привет” (<Рисунок3>),
русская народная сказка “Кот, петух и лиса” ((<Рисунок4>),
– Выберите модели к обложкам книг.
– Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились.
XI. Заключительная часть.
а) фронтальная беседа;
– С каким произведением мы сегодня работали?
– Покажите обложку этой книги?
– Чему учит нас эта сказка? (Обманывая других, ты, прежде всего
наказываешь себя.)
XII. Оценка работы учащихся на уроке.
а) рефлексия;
– Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать?
– Я вижу, каждому хочется поделиться впечатлениями.
– Возьмите листочки и нарисуйте личико, соответствующее вашему настроению.
XIII. Конец урока.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
В данном классе 11 человек, на уроке присутствовало 10 человек. Работа с этим классом имеет свои особенности: диагностика показывает, что 1 человек – на высоком уровне психических процессов; 3 человека – на среднем; 7 человек – на низком уровне психических процессов.
В классе много непосед, для которых длительность урока 35 минут – это трудно. Поэтому структура урока такова, что виды деятельности часто меняются по принципу: от простого к сложному, от воспроизведения к анализу, от работы с текстом сказки к инсценировке отрывка. Тип урока: изучение нового материала, что составляет основу уроков литературного чтения.
Цели, которые ставила перед собой:
- Создать условия для восприятия, усвоения и осмысления сказки “Кот, петух и лиса”.
- Развивать умения правильно формулировать учебную цель, моделировать, делать самостоятельные выводы.
- Вызвать у учащихся заинтересованность в решение познавательных и учебных задач произведения; выполнила.
Выбор форм методов обучения помогал в решении задач. Постановка вопроса: “А как вы думаете, что мы будем делать на уроке?” – позволила определить последовательность деятельности с текстом на уроке.
Поиск автора сказки помог определить жанр (народная) сказки и определить тему, и показать это на модели обложки. Выявление восприятия текста через вопросы понравилось или нет, помогли определить не только уровень восприятия сказки, но и развивать умения отстаивать свою точку зрения, приводя примеры из жизни. Заучивание наизусть вызвало у учащихся интерес, шёл процесс развития памяти.
В течение урока были незначительные отклонения от конспекта урока, но это не повлияло на ход урока.
На уроке были созданы учебно-материальные, здоровье-сберегающие, морально-психологические и временные условия. Всё это благоприятствовало успешной работе на уроке, и рефлексия на этапе завершения тому подтверждение. Этот урок является развивающим.
На уроке были созданы условия для реализации творческих возможностей.
Это является особенностью УМК “Начальная школа XXI века”.