Урок литературного слушания в 1-м классе по теме "Мир сказок. Русская народная сказка "Кот, петух и лиса"". Проект "Начальная школа XXI века

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Создать условия для восприятия, усвоения и осмысления сказки “Кот, петух и лиса”.
  2. Развивать умения правильно формулировать учебную цель, моделировать, делать самостоятельные выводы.
  3. Вызвать у учащихся заинтересованность в решение познавательных и учебных задач.

Оборудование: учебник “Литературное чтение”, автор Л. А. Ефросинина; рабочая тетрадь “Литературное чтение”. Модели, обложки книг, иллюстрация “гусляра”, личики безо рта.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие учителя;

– Мне очень хочется пожелать доброго утра всем – всем – всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята, гости! И давайте поиграем с вами в игру “Доброе утро”.

б) игра “Доброе утро”;

– Я скажу слова: “Доброе утро…” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашет мне рукой,– значит, вы услышали и отвечайте на приветствие. Попробуем?

Доброе утро всем девочкам!....

Доброе утро всем мальчикам!...

Доброе утро всем, кто любит конфеты!...

Доброе утро всем, кто приехал в школу на автобусе!...

Доброе утро всем, кто хочет знать тему нашего урока!...

II. Сообщение темы и цели урока.

а) фронтальная работа;

А тема урока зашифрована. Посмотрите на доску, постарайтесь расшифровать.

ток     тепух     исла

(Учитель записывает тему на доске)

Прочитайте ещё раз тему урока.

– Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (ответы детей)

– Правильно, ребята! Мы не только будем читать литературное произведение, но и будем моделировать, правильно называть произведение, выражать своё отношение к героям.

– Я вижу, что вы с нетерпением хотите услышать это произведение

– Откройте учебники на странице 71.

III. Знакомство с произведением.

а) словарная работа;

– В тексте встретятся непонятные слова:

дремучие боры – густой хвойный лес;
онемел – не разговаривал;
хоромы – большой дом;
по мерочке – определённый размер;
гусляр – музыкант, народный певец, играющий на гуслях.

(Показ иллюстрации)

б) чтение сказки учителем.

IV. Беседа после чтения.

а) выявление первичного восприятия;

Понравилось вам произведение?

– Что понравилось?

– Что не понравилось?

– Когда было весело?

– Когда было грустно?

V. Упражнение моделировании (формирование читательских умений)

а) фронтальная работа;

– Какое произведение я прочитала? (сказку)

– Докажите, что это сказка?

– Какая геометрическая фигура заменила слово “сказка” на модели? (круг)

– О ком эта сказка? (о животных)

– Какого цвета будет круг? (коричневого)

– Кто автор этой сказки? (народ)

– Почему же у этой сказки нет одного автора? (Давным-давно многие люди не умели писать и читать, но они были хорошими придумщиками. И вот один человек придумал сказку и рассказал другому, другой добавил своё и рассказал следующему. Так сказка дошла до нас.)

– Как называется эта русская народная сказка? (Кот, петух и лиса.)

– Найдите на доске модель, соответствующую этой сказке и прочитайте её.

– Какие ещё русские народные сказки вы знаете? (ответы детей)

VI. Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз согнулся, два согнулся,

Руки в стороны развёл

И тихонько сел за стол.

VII. Работа в тетради.

а) фронтальная работа; Т. с. 32 №1

Прочитайте начало и конец сказки.

Подчеркните слова, которыми сказка заканчивается.

Посмотрите на задание с. 33 №3.

– Прочитайте задание.

– Прочитайте песенку лисы.

– Закройте тетради.

VIII. Работа с произведением.

а) беседа;

– Кто главный герой этой сказки? (Кот, петух и лиса) (показать героев)

– Охарактеризуйте кота. Какой кот? (сильный, мужественный, хороший

товарищ)

– А какой петух? (доверчивый, непослушный)

– А что происходит с детьми, когда они не слушают взрослых?

– А какая лиса? (хитрая, злая, воровка)

– Кто из героев понравился больше? Почему?

б) заучивание наизусть песни лисы;

– Многие дети сказали, что им понравилась песня лисы.

– В учебнике с. 74 прочитайте песенку.

– Давайте выучим песню.

-Зачем пела песню лиса?

– Сколько раз уносила лиса петуха? (3)

в) физминутка для глаз;

г) повторное чтение;

– Послушайте ещё раз отрывок из сказки, когда лиса второй раз

уговаривает петуха выглянуть в окошко. У. с 72

д) инсценировка отрывка из сказки;

– Давайте попробуем инсценировать вторую встречу лисы с петухом.

IX. Работа с иллюстрациями.

а) фронтальная работа;

– Рассмотрите первую иллюстрацию учебника с. 71.

– Прочитайте строчки из сказки к этой иллюстрации.

– Рассмотрите вторую иллюстрацию с. 72.

– Прочитайте строчки к следующей иллюстрации.

– Рассмотрите третью иллюстрацию с.74.

– Найдите описание этой иллюстрации.

X. Библиотечная пауза (игра).

а) работа с моделями и обложками;

– Ребята, вы уже говорили о том, что любите книги, любите их читать, слушать.

– Рассмотрите обложки книг: М. Пришвин “Лисичкин хлеб” (<Рисунок1>),

Шарль Перро “Красная Шапочка” (<Рисунок2>),

С. Дрожжин “Привет” (<Рисунок3>),

русская народная сказка “Кот, петух и лиса” ((<Рисунок4>),

– Выберите модели к обложкам книг.

– Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились.

XI. Заключительная часть.

а) фронтальная беседа;

– С каким произведением мы сегодня работали?

– Покажите обложку этой книги?

– Чему учит нас эта сказка? (Обманывая других, ты, прежде всего

наказываешь себя.)

XII. Оценка работы учащихся на уроке.

а) рефлексия;

– Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать?

– Я вижу, каждому хочется поделиться впечатлениями.

– Возьмите листочки и нарисуйте личико, соответствующее вашему настроению.

XIII. Конец урока.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

В данном классе 11 человек, на уроке присутствовало 10 человек. Работа с этим классом имеет свои особенности: диагностика показывает, что 1 человек – на высоком уровне психических процессов; 3 человека – на среднем; 7 человек – на низком уровне психических процессов.

В классе много непосед, для которых длительность урока 35 минут – это трудно. Поэтому структура урока такова, что виды деятельности часто меняются по принципу: от простого к сложному, от воспроизведения к анализу, от работы с текстом сказки к инсценировке отрывка. Тип урока: изучение нового материала, что составляет основу уроков литературного чтения.

Цели, которые ставила перед собой:

  1. Создать условия для восприятия, усвоения и осмысления сказки “Кот, петух и лиса”.
  2. Развивать умения правильно формулировать учебную цель, моделировать, делать самостоятельные выводы.
  3. Вызвать у учащихся заинтересованность в решение познавательных и учебных задач произведения; выполнила.

Выбор форм методов обучения помогал в решении задач. Постановка вопроса: “А как вы думаете, что мы будем делать на уроке?” – позволила определить последовательность деятельности с текстом на уроке.

Поиск автора сказки помог определить жанр (народная) сказки и определить тему, и показать это на модели обложки. Выявление восприятия текста через вопросы понравилось или нет, помогли определить не только уровень восприятия сказки, но и развивать умения отстаивать свою точку зрения, приводя примеры из жизни. Заучивание наизусть вызвало у учащихся интерес, шёл процесс развития памяти.

В течение урока были незначительные отклонения от конспекта урока, но это не повлияло на ход урока.

На уроке были созданы учебно-материальные, здоровье-сберегающие, морально-психологические и временные условия. Всё это благоприятствовало успешной работе на уроке, и рефлексия на этапе завершения тому подтверждение. Этот урок является развивающим.

На уроке были созданы условия для реализации творческих возможностей.

Это является особенностью УМК “Начальная школа XXI века”.