Цель: повторить, уточнить, сравнить, обобщить и систематизировать понятия «вес» и «сила тяжести».
Оборудование:
- динамометры с подвешенными на нити грузами массой 100 г;
- полоски картона длиной 40 см;
- деревянные бруски;
- дидактические карточки (оборудование и печатные материалы по количеству учащихся);
- интерактивная доска (программа Notebook).
Примечание. Работа с текстом проводится по учебнику 10 класса В.А.Касьянова.
№ этапа, вид работы |
Деятельность учителя и содержание этапа |
Действия учащихся |
Подготовительный (перед уроком). | Готовит все необходимое оборудование для фронтального эксперимента, выкладывает на последний стол. |
Раздают оборудование. |
1. Фронтальный эксперимент 1. | Предлагает провести фронтальный эксперимент[1]: поднять полоску картона с бруском на 40 – 50 см над поверхностью стола. | Отбирают приборы, выполняют действия. |
Предлагает обратить внимание на начальную деформацию картона. | Наблюдают. | |
Ставит вопрос: «Под действием какой силы он деформируется?» | Отвечают на вопрос. | |
Предлагает отпустить картон вместе с бруском, наблюдать за изменением деформации картона во время падения. | «Роняют» картон с бруском, наблюдают, повторяют эксперимент. | |
Предлагает проанализировать опыт, сформулировать вывод. | Анализируют экспериментальные факты, делают умозаключение 1: вес свободно падающего тела равен нулю. | |
Ставит вопрос: «Изменилась ли при этом сила тяжести?» | Анализируют, отвечают на вопрос. | |
2. Работа с учебником, повторение, уточнение и расширение понятий. | Предлагает дать определение силы тяжести и веса (работает с текстом учебника, §26). |
Читают учебник, формулируют определения. |
3. Работа небольшими группами, работа с учебником. | Предлагает заполнить (воспользовавшись текстом учебника, §26) первые 5 строк в таблице 1. (см. Приложение 1). |
Читают учебник, анализируют и отбирают материал, заполняют таблицу в тетради, затем на интерактивной доске. |
4. Фронтальный эксперимент 2. | Предлагает поставить динамометр на край стола, подвесить к крючку грузик массой 100 г на нити. Отклонив груз в сторону на некоторый угол, отпустить его, наблюдая за показаниями динамометра во время колебания груза [1]. | Подбирают приборы и выполняют эксперимент, проводят наблюдения. |
Предлагает сформулировать вывод из эксперимента. (В случае затруднения предлагает ответить на вопросы:
|
Анализируют экспериментальные факты, делают умозаключение 2: вес тела зависит от величины и направления ускорения. | |
Ставит задачу: «Как экспериментально проверить этот вывод?» |
Высказывают предположения, выполняют эксперимент (напр., подвешивают к динамометру груз на нити и, измерив вес груза, с различной (постоянной, затем изменяющейся) скоростью поднимают динамометр с грузом, затем его опускают, перемещают горизонтально, наблюдая за показаниями динамометра во время движения груза. |
|
5. Работа с таблицей. | Предлагает заполнить шестую строку таблицы, сопоставить особенности. |
Заполняют, сопоставляют. |
6. Решение задач-«синонимов» (задачи, имеющие различные условия, но одинаковое решение). |
Предлагает решить задачи в общем виде на определение веса тела в различных ситуациях» (задачи одной группы решаются на доске одновременно). Тело, находящееся в лифте, движется равноускоренно (разгон) вверх; тело, находящееся в лифте, движется равноускоренно («равнозамедленно», торможение) вниз; тело, двигаясь с постоянной скоростью, проходит середину вогнутого моста.
Тело, находящееся в лифте, движется равноускоренно (разгон) вниз; тело, находящееся в лифте, движется равноускоренно («равнозамедленно», торможение) вверх; тело, двигаясь с постоянной скоростью, проходит середину выпуклого моста. |
Делают записи в тетради и на интерактивной доске. |
Помогает выполнить чертежи к задачам первой группы (задачи сгруппированы по характеру изменения скорости), обращает внимание на выбор системы отсчета, указание сил, направление ускорения. | Выполняют рисунки в тетради и на интерактивной доске. | |
Предлагает начертить вес во всех
ситуациях мелком яркого цвета, обращает внимание на точку приложения
веса. Задает вопрос: «Зависит ли значение веса от скорости движения тела, от ускорения?». |
Повторяют и обсуждают характеристики веса; рисуют векторы. | |
Ставит вопрос о способе рационального решения задачи, обращает внимание на невозможность нахождения веса непосредственно из уравнений второго закона Ньютона для тела, т.к. вес приложен не к данному телу, а к связи. | Обсуждают и решают систему уравнений. Находят в общем виде значение веса тела. Сравнивают это значение со значением силы тяжести. | |
Ставит вопрос: «Почему различные задачи имеют абсолютно одинаковое решение и результат?» | Обсуждают. | |
Обращает внимание на универсальный подход к решению задач, ставит вопрос: «Как зависит значение веса от скорости тела, от ускорения?» | Обсуждают, учатся выстраивать аналогии, делают вывод: вес не зависит от скорости тела, а зависит от ускорения (если ускорение противонаправлено ускорению свободного падения, то вес тела увеличивается, если сонаправлено – уменьшается, если равно ускорению свободного падения – вес тела равен нулю). | |
7. Разминка. | Предлагает увеличить, уменьшить свой вес, оказаться в невесомости (продемонстрировать каждую ситуацию). |
Приседают, подпрыгивают, комментируя свои действия. Проверяют результат, используя напольные весы. |
8. «Физика и здоровье». Работа с учебником. | Предлагает обсудить вопрос о влиянии невесомости и перегрузки на организм. Обращает внимание на физиологические эффекты, связанные с перегрузками (табл. 10 учебника). |
Работают с таблицей, воспринимают и обсуждают информацию. |
9. «Найди ошибку в прессе». | Предлагает найти ошибки в печатной статье (раздает копии заметки из прессы, содержащую физические ошибки и некорректно использованные термины). | Работают с информацией, обсуждают. |
10. Выполнение самостоятельной работы. | Предлагает выполнить самостоятельную работу. (см. Приложение 2) | Выполняют работу индивидуально. |
11. Самоконтроль. | Предлагает выполнить самопроверку, демонстрируя рисунки – верные решения на интерактивной доске. | Проверяют своё решение и фиксируют правильность решения знаком «+» или «−». Обсуждают, задают вопросы. |
12. Обсуждение и запись домашнего задания. | Предлагает подобрать в учебнике,
пособиях или «сочинить» задачи-«синонимы» по теме и решить их. Выполнить эксперимент: а) в пластиковую бутылку с дыркой в дне налить воду (придержав пальцем отверстие), наблюдать за вытеканием воды (над ванной); б) налить в бутылку воду, отпустить (уронить) её в ванну, понаблюдать (вода не вытекает, почему?). |
Обсуждают, задают вопросы, записывают. |
Литература: В.А.Буров, А.И.Иванов, В.И.Свиридов. Фронтальные экспериментальные задания по физике. Москва, «Просвещение», 1987 г.