Урок "Движение воды в океанах"

Разделы: География


Цели:

  • Образовательные: формирование представлений об образовании волн, течений и причинах их возникновения; знакомство с видами волн и течений.
  • Развивающие: развивать критическое мышление, коммуникативные умения.
  • Воспитательные: обучение уч-ся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения, обучение рефлексии учебной деятельности.

Средства обучения:

  1. мультимедийный учебник “География 6 класс”,
  2. схема Приложение 1.
  3. бланк таблицы (раздаточный материал),
  4. контурные карты, атласы, физическая карта мира (настенная), тарелка с водой,
  5. литература:
  • Н.Н. Петрова “География. Начальный курс. 6 класс”;
  • А. Ракин “Волны большие и маленькие”, М., “Детская литература”, 1985.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Как настроение? Что мы с вами изучили на прошлом уроке?

I. Проверка домашнего задания.

2 ученика выполняют практическое задание из мультимедийного учебника на компьютерах.

Задание: правильно расставьте названия элементов рельефа дна на профиле Мирового океана (при правильной расстановке картинка оживет).

1 ученик решает кроссворд на переносной доске.

  1. От этого зависит соленость воды. (Испарение.)
  2. Процесс превращения соленой воды в пресную. (Опреснение.)
  3. Единица измерения солености воды. (Промилле.)
  4. Свойство воды Мирового океана. (Соленость.)

1 ученик решает задачу (на другой стороне переносной доски).

Задача: Сколько граммов различных веществ можно получить из 1 тонны черноморской воды, если ее соленость 18‰ . Во сколько раз меньше, чем из 1 тонны воды Красного моря?

Фронтальный опрос:

  1. От чего зависит соленость воды в океане?
  2. Воды какого моря более соленые – Белого или Красного – и почему?
  3. Покажите на карте самое соленое море.
  4. Сколько граммов соли содержится в морской воде, если известно, что ее соленость равна 26‰?
  5. Почему Аравийское море менее соленое, чем Красное?
  6. При какой температуре замерзает морская вода?
  7. Что такое айсберг?
  8. Как изменяется температура воды в океане?

II. Этап самоопределения к учебной деятельности

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Запись темы урока уч-ся

У.: Сегодня мы с вами продолжим изучение Мирового океана. Тема урока “Движение воды в океане”. А теперь посмотрим таблицу и начнем ее заполнение.

Уч-ся заполняют 1 колонку таблицы.

Знаю Хочу узнать Узнал
     

Задание: впишите в 1 колонку все, что знаете о движении воды в океане, используя только ключевые слова. Обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.

Коллективное обсуждение завершилось, сверимся с информацией на слайде.

(Учитель демонстрирует слайд мультимедийного учебника “География 6 класс”, на котором показаны волны, приливы, цунами, течения).

III. Этап актуализации знаний

(Актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширения и систематизации материала по теме.)

Задание: заполните 2 колонку, на ее основе сформулируйте цели урока.

Уч-ся заполняют таблицу, формулируют цели

Цели урока: выявить причины возникновения волн, течений;

Узнать, от чего зависит высота волны, скорость и направление течений.

IV. Этап проблемного объяснения

У.: Итак, рассмотрим такой вид движения воды, как “волны”.

Демонстрация опыта: ученик дует на воду в тарелке

– Волны буквально пронизывают наш мир. Есть видимые и невидимые (когда будете изучать физику, познакомитесь, с разными видами волн)

Можем ли мы смоделировать волны в классе?

Кто хочет вызвать волны в “океане”?

Вопрос классу: Какая причина вызвала эти волны?

Ответ уч-ся: “ветер” (делают вывод о ветровом происхождении волн).

Просмотр мультимедийной презентации “Волны” из мультимедийного учебника “География 6 класс”

Дополнение учителя: Каждая частица воды, качнувшись вместе с водой, останется на том же самом месте, где волна ее застала. Выходит, волна не уносит с собой даже капельки воды. Путешествуют, движутся лишь ее очертания. Вспомним волны на пшеничном поле, ведь колоски остаются на месте.

А от чего зависит высота волны?

Ответ уч-ся: От силы ветра.

Ученик толкает тарелку – землетрясение.

Вопросы:

А как еще можно вызвать волны? (В тарелке.)

Какое еще природное явление может вызвать волны?

Это сейсмические волны.

Выступление уч-ся с опережающим сообщением “Цунами” (по книге А. Ракина “Волны большие и маленькие”, М., “Детская литература”,1985.

А есть приливные волны.

Демонстрация в/фр. “Приливы-отливы” (из мультимедийного учебника “География 6 класс”

Вопрос после просмотра: в чем причина возникновения приливов?

Ответ уч-ся: Притяжение Луны и Солнца.

Течения.

Задание: попытайтесь сформулировать определение что такое “течение”.

Ответ уч-ся: Течение – движение воды в горизонтальном направлении.

Ответ: холодные и теплые. Холодные – синими, теплые – красными стрелками.

– Какие по температуре течения вы знаете

– Как они обозначаются на картах?

Мультимедийная презентация “Течения” (из мультимедийного учебника “География 6 класс”)

Вопрос классу после просмотра:

– Вода в реках течет потому, что русло имеет уклон. Назовите причину возникновения течений в океане.

Ответ уч-ся: “Ветер”

– Верно. Люди поняли это давно. Не зря по углам старинных  карт ветры обычно изображали как пухлые физиономии с раздутыми щеками – они дуют на моря, как на тарелку с горячим супом.

V. Этап первичного закрепления

Выполнение уч-ся п/р №11. Изучение картосхемы “Морские течения в океане”

Цель: закрепление знаний о течениях в Мировом океане, закрепление умения работать с контурными картами.

Оборудование: контурные карты, учебник Н.Н. Петровой, География. Начальный курс, 6 класс. рис. 40 с.89 “Важнейшие поверхностные течения Мирового Океана”, цветные карандаши.

На доске записаны течения: Гольфстрим, Лабрадорское, Течение Западных Ветров, Пассатное.

Задание 1: Найдите на рисунке 40 с.89 течения, записанные на доске.

Задание 2: Найдите течения, в названии которых есть названия ветра.

Задание 3: Нанесите на к/к с помощью синих стрелок холодные течения, подпишите названия.

Задание 4: Нанесите на к/к с помощью красных стрелок теплые течения, подпишите их названия.

Задание 5: Проанализируйте общее направление теплых и холодных течений

Ответ уч-ся: Теплые идут от экватора. Холодные – к экватору, переносят тепло и холод.

Почему течения называют “водяным отоплением планеты”

Почему о.Гренландия покрыт льдом, а на Скандинавском п-ве растут леса?

Холодное Лабрадорское течение у берегов Гренландии, Теплое Северо-Атлантическое- у Скандинавского полуострова.

VI. Этап самопроверки

(Приложение 1, Приложение 2)

На экран проецируется слайд-схема. Учащиеся заполняют схему в тетради.

Задание: заполните схему до конца. Укажите в ней виды движений воды в океане соответственно указанным процессам.

VII. Этап включения нового содержания в систему знаний

Задание: заполните 3-ю колонку таблицы “Узнал”.

Данный прием позволил учащимся систематизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность.

VIII. Рефлексия учебной деятельности

У.: Наш урок подошел к концу, мне хотелось бы узнать, что вам на уроке понравилось или не понравилось.

Ребята, благодарю за работу.

Домашнее задание: § 22.

По выбору:

  1. написать рассказ на тему: “Что было бы на Земле, если бы не было течений?”.
  2. составить кроссворд “Движение воды в океане”.

Осуществляется дифференцированно с учетом интересов.