Цели:
- Образовательные: формирование представлений об образовании волн, течений и причинах их возникновения; знакомство с видами волн и течений.
- Развивающие: развивать критическое мышление, коммуникативные умения.
- Воспитательные: обучение уч-ся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения, обучение рефлексии учебной деятельности.
Средства обучения:
- мультимедийный учебник “География 6 класс”,
- схема Приложение 1.
- бланк таблицы (раздаточный материал),
- контурные карты, атласы, физическая карта мира (настенная), тарелка с водой,
- литература:
- Н.Н. Петрова “География. Начальный курс. 6 класс”;
- А. Ракин “Волны большие и маленькие”, М., “Детская литература”, 1985.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Как настроение? Что мы с вами изучили на прошлом уроке?
I. Проверка домашнего задания.
2 ученика выполняют практическое задание из мультимедийного учебника на компьютерах.
Задание: правильно расставьте названия элементов рельефа дна на профиле Мирового океана (при правильной расстановке картинка оживет).
1 ученик решает кроссворд на переносной доске.
- От этого зависит соленость воды. (Испарение.)
- Процесс превращения соленой воды в пресную. (Опреснение.)
- Единица измерения солености воды. (Промилле.)
- Свойство воды Мирового океана. (Соленость.)
1 ученик решает задачу (на другой стороне переносной доски).
Задача: Сколько граммов различных веществ можно получить из 1 тонны черноморской воды, если ее соленость 18‰ . Во сколько раз меньше, чем из 1 тонны воды Красного моря?
Фронтальный опрос:
- От чего зависит соленость воды в океане?
- Воды какого моря более соленые – Белого или Красного – и почему?
- Покажите на карте самое соленое море.
- Сколько граммов соли содержится в морской воде, если известно, что ее соленость равна 26‰?
- Почему Аравийское море менее соленое, чем Красное?
- При какой температуре замерзает морская вода?
- Что такое айсберг?
- Как изменяется температура воды в океане?
II. Этап самоопределения к учебной деятельности
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Запись темы урока уч-ся |
У.: Сегодня мы с вами продолжим изучение Мирового океана. Тема урока “Движение воды в океане”. А теперь посмотрим таблицу и начнем ее заполнение.
Уч-ся заполняют 1 колонку таблицы.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Задание: впишите в 1 колонку все, что знаете о движении воды в океане, используя только ключевые слова. Обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.
Коллективное обсуждение завершилось, сверимся с информацией на слайде.
(Учитель демонстрирует слайд мультимедийного учебника “География 6 класс”, на котором показаны волны, приливы, цунами, течения).
III. Этап актуализации знаний
(Актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширения и систематизации материала по теме.)
Задание: заполните 2 колонку, на ее основе сформулируйте цели урока.
Уч-ся заполняют таблицу, формулируют цели
Цели урока: выявить причины возникновения волн, течений;
Узнать, от чего зависит высота волны, скорость и направление течений.
IV. Этап проблемного объяснения
У.: Итак, рассмотрим такой вид движения воды, как “волны”.
Демонстрация опыта: ученик дует на воду в тарелке
– Волны буквально пронизывают наш мир. Есть видимые и невидимые (когда будете изучать физику, познакомитесь, с разными видами волн)
Можем ли мы смоделировать волны в классе?
Кто хочет вызвать волны в “океане”?
Вопрос классу: Какая причина вызвала эти волны?
Ответ уч-ся: “ветер” (делают вывод о ветровом происхождении волн).
Просмотр мультимедийной презентации “Волны” из мультимедийного учебника “География 6 класс”
Дополнение учителя: Каждая частица воды, качнувшись вместе с водой, останется на том же самом месте, где волна ее застала. Выходит, волна не уносит с собой даже капельки воды. Путешествуют, движутся лишь ее очертания. Вспомним волны на пшеничном поле, ведь колоски остаются на месте.
А от чего зависит высота волны?
Ответ уч-ся: От силы ветра.
Ученик толкает тарелку – землетрясение.
Вопросы:
А как еще можно вызвать волны? (В тарелке.)
Какое еще природное явление может вызвать волны?
Это сейсмические волны.
Выступление уч-ся с опережающим сообщением “Цунами” (по книге А. Ракина “Волны большие и маленькие”, М., “Детская литература”,1985.
А есть приливные волны.
Демонстрация в/фр. “Приливы-отливы” (из мультимедийного учебника “География 6 класс”
Вопрос после просмотра: в чем причина возникновения приливов?
Ответ уч-ся: Притяжение Луны и Солнца.
Течения.
Задание: попытайтесь сформулировать определение что такое “течение”.
Ответ уч-ся: Течение – движение воды в горизонтальном направлении.
Ответ: холодные и теплые. Холодные – синими, теплые – красными стрелками.
– Какие по температуре течения вы знаете
– Как они обозначаются на картах?
Мультимедийная презентация “Течения” (из мультимедийного учебника “География 6 класс”)
Вопрос классу после просмотра:
– Вода в реках течет потому, что русло имеет уклон. Назовите причину возникновения течений в океане.
Ответ уч-ся: “Ветер”
– Верно. Люди поняли это давно. Не зря по углам старинных карт ветры обычно изображали как пухлые физиономии с раздутыми щеками – они дуют на моря, как на тарелку с горячим супом.
V. Этап первичного закрепления
Выполнение уч-ся п/р №11. Изучение картосхемы “Морские течения в океане”
Цель: закрепление знаний о течениях в Мировом океане, закрепление умения работать с контурными картами.
Оборудование: контурные карты, учебник Н.Н. Петровой, География. Начальный курс, 6 класс. рис. 40 с.89 “Важнейшие поверхностные течения Мирового Океана”, цветные карандаши.
На доске записаны течения: Гольфстрим, Лабрадорское, Течение Западных Ветров, Пассатное.
Задание 1: Найдите на рисунке 40 с.89 течения, записанные на доске.
Задание 2: Найдите течения, в названии которых есть названия ветра.
Задание 3: Нанесите на к/к с помощью синих стрелок холодные течения, подпишите названия.
Задание 4: Нанесите на к/к с помощью красных стрелок теплые течения, подпишите их названия.
Задание 5: Проанализируйте общее направление теплых и холодных течений
Ответ уч-ся: Теплые идут от экватора. Холодные – к экватору, переносят тепло и холод.
Почему течения называют “водяным отоплением планеты”
Почему о.Гренландия покрыт льдом, а на Скандинавском п-ве растут леса?
Холодное Лабрадорское течение у берегов Гренландии, Теплое Северо-Атлантическое- у Скандинавского полуострова.
VI. Этап самопроверки
На экран проецируется слайд-схема. Учащиеся заполняют схему в тетради.
Задание: заполните схему до конца. Укажите в ней виды движений воды в океане соответственно указанным процессам.
VII. Этап включения нового содержания в систему знаний
Задание: заполните 3-ю колонку таблицы “Узнал”.
Данный прием позволил учащимся систематизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность.
VIII. Рефлексия учебной деятельности
У.: Наш урок подошел к концу, мне хотелось бы узнать, что вам на уроке понравилось или не понравилось.
Ребята, благодарю за работу.
Домашнее задание: § 22.
По выбору:
- написать рассказ на тему: “Что было бы на Земле, если бы не было течений?”.
- составить кроссворд “Движение воды в океане”.
Осуществляется дифференцированно с учетом интересов.