Обособленные члены предложения

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  1. Обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение.
  2. Создать условия для развития умений формулировать учебную цель, самостоятельно выявлять связи и отношения между изучаемыми понятиями, делать самостоятельные выводы.
  3. Вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных, исследовательских, познавательных учебных задач.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемая технология: проблемное обучение.

Оборудование:

  • персональный компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • проекционная доска;
  • магнитофонная запись.

Наглядность: презентация Microsoft PowerPoint «Понятие об обособлении».

Эпиграф урока: «Исследование – это дорога к творческому труду».

Ход урока

I. Разминка (по системе Ю.А. Поташкиной).

1. Скандирование слов: обособление, впечатляющий, территория, беллетристика, исследование.

2. Подбор слов – родственников к слову «обособление» (обособить, особенный, особо).

3. Диагностика: обособление, исследование, разгораться.

4. Фонетическая часть разминки.
В каком слове букв меньше, чем звуков: обособление, полёт, польёт.

5. Развести по значению и написанию: светит по-особенному, по особенному рецепту.

6. Определение начальной формы: обособляет – обособит, вами, сверкающего снега.

7. Осложнить простое предложение: Будьте всегда внимательны.

8. Определение количества простых предложений в составе сложного: [Тёплый ветер проходит лениво над полем, перебирает тяжёлые наливающиеся колосья], и [во ржи открываются, вглядываются на меня и снова меркнут миловато-синие, голубые, добела выцветшие васильки]; [далеко впереди, (где теряется в хлебах просёлок), стоят над землёю неподвижно белые и плотные июльские облака].
Составление схемы предложения: [ ], и [ ]; [..., (где), ... ].

9. Вернуть предложение со знаками:
Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
[сущ., | ~~~~~~~ |, ...].

II. Введение в ситуацию урока.

Синхронное включение слайда №1 (см. Приложение 1) «Предложение с причастным оборотом» и магнитофонной записи.

Магнитофонная запись:

«Ребята, в последнем предложении, представленном для составления схемы, обнаружен незнакомец, отрезок предложения, тщательно маскирующийся под известный и очень уважаемый нами причастный оборот.
Выяснить подлинную сущность этого отрезка предложения в разделе «Синтаксис и пунктуация» пока не удалось.
Требуются знатоки для тщательного следствия по установлению личности незнакомца!»

III. Получение новых знаний. Исследование.

1. Постановка проблемы.

Запуск слайда №2 (см. Приложение 1) «Понятие об обособлении».

Учитель: Поработаем над заголовком темы учебного занятия. Вчитаемся в звучание темы. Учитывая проблемную ситуацию, возникшую при прослушивании магнитофонной записи, сформулируем учебную цель, учебную проблему.

(Учащиеся формулируют вопрос-задачу: «Что такое обособление?».)

Запуск слайда №3 (см. Приложение 1) «Что такое обособление?».

2. Поиск путей решения проблемы.

Учитель: Для решения проблемы необходим поиск. Работа эта нелёгкая, требующая настойчивости, внимания, самостоятельности, накопления знаний по крупицам. Но это дорога к творческому труду.

(Обращаемся к эпиграфу.)

Начнём учебное исследование:

  • Проведём морфемный разбор слова «обособление».
  • Каково значение приставки об -?
    (Вокруг, окружить, обойти; вокруг, обхватить.)
  • Какое толкование слова «обособленный» даёт толковый словарь С.И. Ожегова?

Ученик читает словарную статью:

  • Стоящий особняком, отдельно. Занимать обособленное положение.
  • В грамматике: смысловой отрезок внутри предложения, интонационно выделенный.

Учитель: Обобщим материал исследования. Сформулируем первую версию решения проблемно-поисковой задачи.

Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой «Что такое обособление?»:

  • это особа, стоящая особняком, занимающая обособленное положение;
  • смысловой отрезок внутри предложения, интонационно выделенный.

Запуск слайда №4 (см. Приложение 1) «Обособление – это...».

Учитель: Проведём наблюдение-анализ.

Цель:

  • Выяснить, что это за смысловой отрезок внутри предложения?
  • Что значит «обособить» этот отрезок предложения?

Запуск слайда №5 (см. Приложение 1) «Предложения для наблюдения и анализа».

Учитель:

  • Чем осложнено первое предложение? (Причастным оборотом.)
  • Каким членом предложения он является? (Определением.)
  • Можно ли заменить это распространённое определение придаточным предложением со словом «который»? Произведите такую замену (устно).
  • Найдите обстоятельства во 2-м и 3-ем предложениях. Какое из них имеет уточняющее значение? (Во 2-м предложении второе обстоятельство уточняет первое.)
  • Чем на письме выделены эти части высказывания? (Запятыми.)
  • Произнесите эти отрезки, части высказывания с особой, поясняющей, уточняющей интонацией.

3. Формулировка вывода.

Учитель: Обобщим материал наблюдения-исследования. Сформулируем версию №2 решения проблемно-поисковой задачи.

Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой, отвечая на вопросы:

  • Что же такое обособление? (Один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания, предложения.)
  • Как же произносятся и как выделяются на письме обособленные второстепенные члены предложения и уточняющие члены предложения? (Произносятся с интонацией, выделяются запятыми.)

Синхронное включение слайда №6 (см. Приложение 1) «Обособление – это...» и магнитофонной записи:

«Ваша версия верна. Обособление – один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания».

Работа с обобщённым зарифмованным правилом. Запуск слайда №7 (см. Приложение 1) «Что мы выделяем?».

IV. Первичная диагностика усвоения нового материала.

Тестирование (см. Приложение 2. «Тесты».)

V. Заключительный этап урока.

  1. Проверка, самооценка теста, анализ.
  2. Домашнее задание: учебник, §190, упражнения 246, 247, 248, 249 – по выбору учащихся.