Цель урока:
- Обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение.
- Создать условия для развития умений формулировать учебную цель, самостоятельно выявлять связи и отношения между изучаемыми понятиями, делать самостоятельные выводы.
- Вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных, исследовательских, познавательных учебных задач.
Тип урока: изучение нового материала.
Используемая технология: проблемное обучение.
Оборудование:
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- проекционная доска;
- магнитофонная запись.
Наглядность: презентация Microsoft PowerPoint «Понятие об обособлении».
Эпиграф урока: «Исследование – это дорога к творческому труду».
Ход урока
I. Разминка (по системе Ю.А. Поташкиной).
1. Скандирование слов: обособление, впечатляющий, территория, беллетристика, исследование.
2. Подбор слов – родственников к слову «обособление» (обособить, особенный, особо).
3. Диагностика: обособление, исследование, разгораться.
4. Фонетическая часть разминки.
В каком слове букв меньше, чем звуков: обособление, полёт, польёт.
5. Развести по значению и написанию: светит по-особенному, по особенному рецепту.
6. Определение начальной формы: обособляет – обособит, вами, сверкающего снега.
7. Осложнить простое предложение: Будьте всегда внимательны.
8. Определение количества простых предложений в составе сложного: [Тёплый
ветер проходит лениво над полем, перебирает тяжёлые наливающиеся колосья], и [во
ржи открываются, вглядываются на меня и снова меркнут миловато-синие, голубые,
добела выцветшие васильки]; [далеко впереди, (где теряется в хлебах просёлок),
стоят над землёю неподвижно белые и плотные июльские облака].
Составление схемы предложения: [ ], и [ ]; [..., (где), ... ].
9. Вернуть предложение со знаками:
Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
[сущ., | ~~~~~~~ |, ...].
II. Введение в ситуацию урока.
Синхронное включение слайда №1 (см. Приложение 1) «Предложение с причастным оборотом» и магнитофонной записи.
Магнитофонная запись:
«Ребята, в последнем предложении, представленном для
составления схемы, обнаружен незнакомец, отрезок предложения, тщательно
маскирующийся под известный и очень уважаемый нами причастный оборот.
Выяснить подлинную сущность этого отрезка предложения в разделе «Синтаксис и
пунктуация» пока не удалось.
Требуются знатоки для тщательного следствия по установлению личности
незнакомца!»
III. Получение новых знаний. Исследование.
1. Постановка проблемы.
Запуск слайда №2 (см. Приложение 1) «Понятие об обособлении».
Учитель: Поработаем над заголовком темы учебного занятия. Вчитаемся в звучание темы. Учитывая проблемную ситуацию, возникшую при прослушивании магнитофонной записи, сформулируем учебную цель, учебную проблему.
(Учащиеся формулируют вопрос-задачу: «Что такое обособление?».)
Запуск слайда №3 (см. Приложение 1) «Что такое обособление?».
2. Поиск путей решения проблемы.
Учитель: Для решения проблемы необходим поиск. Работа эта нелёгкая, требующая настойчивости, внимания, самостоятельности, накопления знаний по крупицам. Но это дорога к творческому труду.
(Обращаемся к эпиграфу.)
Начнём учебное исследование:
- Проведём морфемный разбор слова «обособление».
- Каково значение приставки об -?
(Вокруг, окружить, обойти; вокруг, обхватить.) - Какое толкование слова «обособленный» даёт толковый словарь С.И. Ожегова?
Ученик читает словарную статью:
- Стоящий особняком, отдельно. Занимать обособленное положение.
- В грамматике: смысловой отрезок внутри предложения, интонационно выделенный.
Учитель: Обобщим материал исследования. Сформулируем первую версию решения проблемно-поисковой задачи.
Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой «Что такое обособление?»:
- это особа, стоящая особняком, занимающая обособленное положение;
- смысловой отрезок внутри предложения, интонационно выделенный.
Запуск слайда №4 (см. Приложение 1) «Обособление – это...».
Учитель: Проведём наблюдение-анализ.
Цель:
- Выяснить, что это за смысловой отрезок внутри предложения?
- Что значит «обособить» этот отрезок предложения?
Запуск слайда №5 (см. Приложение 1) «Предложения для наблюдения и анализа».
Учитель:
- Чем осложнено первое предложение? (Причастным оборотом.)
- Каким членом предложения он является? (Определением.)
- Можно ли заменить это распространённое определение придаточным предложением со словом «который»? Произведите такую замену (устно).
- Найдите обстоятельства во 2-м и 3-ем предложениях. Какое из них имеет уточняющее значение? (Во 2-м предложении второе обстоятельство уточняет первое.)
- Чем на письме выделены эти части высказывания? (Запятыми.)
- Произнесите эти отрезки, части высказывания с особой, поясняющей, уточняющей интонацией.
3. Формулировка вывода.
Учитель: Обобщим материал наблюдения-исследования. Сформулируем версию №2 решения проблемно-поисковой задачи.
Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой, отвечая на вопросы:
- Что же такое обособление? (Один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания, предложения.)
- Как же произносятся и как выделяются на письме обособленные второстепенные члены предложения и уточняющие члены предложения? (Произносятся с интонацией, выделяются запятыми.)
Синхронное включение слайда №6 (см. Приложение 1) «Обособление – это...» и магнитофонной записи:
«Ваша версия верна. Обособление – один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания».
Работа с обобщённым зарифмованным правилом. Запуск слайда №7 (см. Приложение 1) «Что мы выделяем?».
IV. Первичная диагностика усвоения нового материала.
Тестирование (см. Приложение 2. «Тесты».)
V. Заключительный этап урока.
- Проверка, самооценка теста, анализ.
- Домашнее задание: учебник, §190, упражнения 246, 247, 248, 249 – по выбору учащихся.