1. Актуальность педагогического опыта.
Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, на мой взгляд, ключевые, а именно:
- Как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении.
- Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности.
- Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта.
Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»
Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном уровне.
Такая трактовка дифференцированного подхода на индивидуальном уровне вызвана следующими соображениями.
Во-первых, нет ни одного ребенка, идентичного другому или группе. Каждый неповторим! У каждого ребенка свой индивидуальный сплав способн6остей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д. Эти способности развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ученика невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности.
Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности.
Поэтому, говоря о развитии ребенка посредством учебной деятельности, я прежде всего должна иметь в виду его саморазвитие.
Следовательно, дифференцированный подход должен осуществляться на индивидуальном уровне, когда сам учащийся исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей (как правило, неосознаваемых или осознаваемых с возрастом) определяет личную «траекторию» своего развития.
Следовательно задачей при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Разрешить поставленную задачу можно, только путем проектирования такой технологии обучения, которая предусматривала бы осуществление принципа дифференцированного подхода на индивидуальном уровне.
Одним из вариантов реализации данного подхода может стать индивидуально-ориентированная система обучения ( в дальнейшем – ИОСО). Она призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся.
При разработке данной технологии обучения я не фиксировала свое внимание на критике классно-урочной системы обучения, не покушалась на дидактические постулаты, считая, что в них имеются мощные резервы индивидуально-ориентированного обучения.
Смысл названия предлагаемой методики обучения в том, что она, прежде всего ориентирована на учет своеобразия психики и личности индивида, ее неповторимости. В ней заложены механизмы, позволяющие учитывать морфофизиологические особенности, темперамент, специфику интересов, качеств персептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Поэтому данная технология называется индивидуально-ориентированной.
Во-вторых, она названа так потому, что ориентирует учащихся на развитие своей индивидуальности, способности и быть личностью посредством активности, направленности, включенности в пространство межиндивидных связей, приобретения социального опыта и т.д.
В-третьих, она ориентирует учителя на работу с каждым учеником (индивидом) в рамках одновременной работы со всем классом.
В-четвертых, она ориентирована на интеграцию индивидуальной работы с формами коллективной учебной деятельности.
В-пятых, она ориентирована на учет и реализацию индивидуальных особенностей учителя.
Когда я говорю о том, что предлагаемая технология является системой обучения, то я имею в виду то, что она содержит в себе множество психологических и педагогических закономерностей, принципов, методов и принципов организации процесса обучения, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.
При разработке ИОСО для преподавания основ безопасности жизнедеятельности я хорошо понимала, что успешность любой методики обучения зависит от того, как ясно и четко в ней прописана технология организации учебного процесса как для меня, так и для учащихся.
Вот почему при разработке и внедрения индивидуально-ориентированной системы обучении (ИОСО) я большое внимание уделила технологии осуществления и решила представить ее вашему вниманию в виде ответов на вопросы. Итак .....
2. Что является основой ИОСО?
Основой данной технологии обучения является индивидуально-ориентированный учебный план по предмету основы безопасности жизнедеятельности. Он составляется по следующей форме:
Источники изучения | Контрольные сроки | Необходимо повторить, знать, уметь | Задания на оценку | Задания на оценку | Подпись учителя | ||
«3» | «4» | «5» | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
В первой графе указываются номера параграфов, наименование тем лили разделов курса ОБЖ.
Во второй – определяются временные рамки изучения параграфов, тем и разделов.
В третьей – обозначаются понятия, термины, правила, которыми ученик должен оперировать.
В седьмой и восьмой графах отражается подтверждение учебных результатов, полученных учеником.
План позволяет каждому учащемуся в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по предмету, тем самым создавая условия для движения по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям.
План задает четкие и ясные правила деятельности, как для меня, так и для каждого ученика, что делает его доступным для реализации в любой школе.
Как организуются занятия?
При данной системе обучения значительная доля учебного времени отводится самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс делится на два блока – лекционный и лабораторный.
На уроках – лекциях мной ведется объяснение нового материала. На этих занятиях не проводятся опросы, проверочные и самостоятельные работы и не выставляются оценки. Посещение лекционных занятий является обязательным.
На лабораторных занятиях учащиеся сдают мне учебные темы, выполняют практические работы, а еще при необходимости получают индивидуальные консультации как у меня так и у одноклассников – консультантов по основам безопасности жизнедеятельности, как правило, это учащиеся продвинутого уровня.
После первых лекционных занятий ученик приступает к реализации своего индивидуально-ориентированного учебного плана.
Самостоятельную подготовку выбранного уровня фрагментов-заданий ученик может осуществлять как на лабораторном занятии, так и в свободное от уроков время. Это связано, прежде всего, с тем, что индивидуально-ориентированные учебные планы одновременно содержат в себе домашнее задание.
Выполнив задание, ученик сдает его мне, я имею право выслушать ответ ученика как на все вопросы, так и на отдельные вопросы, выбранные мной при приеме задания, а еще я практикую процедуру контроля исполнения плана своим консультантам из числа сильных учащихся (продвинутый уровень обученности).
Если при ответе ученик не подтвердил оценку выбранного им уровня заданий, то у нас могут состояться следующие договоренности:
- О повторной сдаче учебного материала с возможным изменением уровня заданий.
- О выставлении оценки, соответствующей фактическому знанию учебного материала, но не выше заявленной.
Но во всех случаях при ответах учащихся не использую оценку «неудовлетворительно», так как по данной технологии ученик имеет право на ошибку и возможность ее исправления.
Если ученик при выполнении учебного плана постоянно занижает уровень заданий, не соответствующих его возможностям, то мы заключаем «контракт», в котором определяется конкретный или минимальный уровень выбора оценки.
Как распределяется учебное время при ИОСО?
Для правильного распределения учебного времени между лекционными и лабораторными занятиями рекомендуется пользоваться следующими соотношениями:
Классы | Доля учебного времени на лекции, в % | Доля учебного времени на лабораторных занятиях, в % |
5-е | 60 | 40 |
6-е | 50 | 50 |
7-е | 40 | 60 |
8-е | 30 | 70 |
9-е,11-е | 20 | 80 |
Как видно из таблицы, доля учебного времени, отводимого на лекционные занятия, от класса к классу уменьшается, а доля на практические и лабораторные занятия, наоборот, увеличивается. Это связано с поэтапным формированием у учащихся умений и навыков самостоятельной работы.
Имеются ли ограничения к объему учебных заданий?
Технологией ИОСО предусматриваются ограничения на объем выполняемых учащимися фрагментов-заданий.
Для устранения перегрузки учащихся я руководствуюсь следующими критериями к объему выполняемых учащимися заданий:
Оценка | Количество заданий к разделу или теме |
Удовлетворительно. | Не менее пяти, шести. |
Хорошо. | Не более пяти. |
Отлично. | Не более четырех. |
Следует обратить внимание на тот факт, что чем выше уровень оценки, тем меньше количество заданий должен выполнить учащийся. Это связано:
- С качественной степенью трудности заданий по уровням дифференциации.
- Со стимулированием учащихся на выбор более высокого уровня фрагментов-заданий.
- С ориентацией нормативного уровня фрагментов-заданий на формирование и базовых знаний, умений, навыков, способствующих дальнейшему успешному обучению учащихся.
- С созданием условий для формирования реальной самооценки, произвольной регуляции учебной деятельности у учащихся.
Например, выбрав для выполнения задания высокого уровня по причине их малого количества ученик реально сталкивается с трудностями: для их выполнения, оказывается, необходимо знать материал нормативного и компетентного уровней. В последующем он либо выберет оптимальный для него уровень заданий, либо останется на выбранном им уровне, основательно готовясь к ответу с учетом требований предыдущих уровней.
Уменьшение количества заданий, соответствующих оценкам «хорошо» и «отлично», также должно способствовать развитию у школьников творческого подхода к получению знаний, что является немаловажным фактором развития познавательных процессов у каждого из них.
Как организуются лекционные занятия?
Лекция является одной из ведущих форм учебных занятий по индивидуально-ориентированной системе обучения.
Ее основой является изложение учителем учебного материала в течение ряда уроков согласно календарно-тематическому плану с акцентом на освещение ведущих идей, принципов, законов, алгоритмов.
Основными методами и приемами при проведении лекционных занятий являются объяснение и рассуждение.
Как правило, урок-лекция проводится:
- При прохождении нового раздела, темы учебного курса.
- При прохождении учебного материала мало или совсем не связанного с ранее изученным.
- При обобщении отдельных разделов или тем изученного материала.
- При сообщении учащихся сведений о практическом применении изученных закономерностей.
- При изучении учебных тем, где необходимы межпредметные связи.
- При изучении учебного материала проблемного характера.
В зависимости от дидактических целей лекции бывают вводные, инструктивные, обзорные, обобщающие, мини-лекции, кино(видео) лекции.
Рассмотрим особенности этих лекций.
Вводная лекция… Особенность ее состоит в том, что учитель не рассматривает все вопросы темы, которые предстоит изучить. А выделяет лишь основные, ключевые, уяснение которых позволит учащимся лучше усвоить материал на лабораторных занятиях в ходе самостоятельной работы. Во вводной лекции зачастую широко используются внутрипредметные и межпредметные связи для раскрытия целостного представления основ наук и их практической значимости. Для вводной лекции наиболее типичными приемами, используемыми учителем, являются обобщения, доказательства, оценочные выводы.
Обзорная лекция… Проводится с целью систематизации знаний учащихся, полученных ими в ходе самостоятельного изучения учебного материала. Основным в обзорной лекции является умение учителя так отобрать и сгруппировать факты, чтобы в ходе ее проведения ученики логически осмыслили закономерности тех или иных явлений, фактов изучаемой темы или раздела.
Обобщающая лекция… Проводится в завершение изучения раздела или темы для закрепления полученных учащимися знаний. При этом учитель вновь выделяет узловые вопросы, широко использует обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы, позволяющие включить усвоенные знания, умения и навыки в новые связи и зависимости, переводя их на более высокие уровни усвоения, способствуя тем самым применению полученных знаний, умений и навыков в нестандартных и поисково – творческих ситуациях.
Мини- лекция… Может проводиться учителем в начале каждого урока в течение десяти минут по одному из вопросов изучаемой темы. Как правило, это форма используется в 5-6 классах, где учащиеся еще не способны воспринимать учебный материал в большом объеме. В более старших классах, мини- лекция может быть использована как задание творческого уровня, когда ученик выступает с самостоятельно подготовленным сообщением по изучаемой проблеме.
Кино (видео) лекция… Способствует развитию наглядно – образного мышления у школьников. Учитель осуществляет подбор необходимых кино – видеоматериалов по изучаемой теме. Перед началом просмотра до учащихся доводится целевая установка, в ходе просмотра кино- видеоматериалов учитель комментирует происходящие на экране события.
Инструктивная лекция... Проводится с целью организации самостоятельной последующей работы учеников по углублению, систематизации и обобщению изучаемого материала на лабораторных занятиях. В ходе лекции ученики получают методические рекомендации по работе с учебной литературой, с содержанием темы, выполняют инструктивные задания.
При проведении лекционного блока учителю предоставляется право одновременного чтения лекций для параллельных классов. Это экономит время как учителя, так и учеников, а также позволяет привлекать к чтению лекций специалистов различного профиля.
Уроки – лекции могут быть:
- объединены в единый блок;
- чередоваться с лабораторными заданиями;
- объединяться в единый урок (лекция + лабораторные занятия).
На уроках – лекциях, как уже отмечалось выше, не проводятся опросы и не выставляются оценки.
Как организуются лабораторные занятия?
Лабораторные занятия при индивидуально – ориентированной системе обучения включают в себя:
- самостоятельную работу учащегося по изучению учебного материала;
- индивидуальные или групповые консультации, проводимые учителем по заявкам учащихся;
- выполнение практических работ;
- отработку изученного материала.
Самостоятельная работа по изучению учебного материала строится каждым учеником на основе индивидуально – ориентированного учебного плана по предмету. Выбрав по своим желаниям и возможностям уровень выполнения заданий по той или иной теме, ученик может их выполнять как на уроке, так и во внеурочное время. Поэтому учителю не рекомендуется заставлять ученика сдавать материал, если тот не изъявил на это желания. Учитель имеет право отпустить учащегося с урока для самостоятельной подготовки материала в библиотеке.
Индивидуальные и групповые консультации по предмету проводятся учителем как в ходе практических и лабораторных занятий, так и во внеурочное время. Консультация дается, как правило, по желанию ученика или группы учащихся. Вместе с тем учитель при возникновении важного для понимания изучаемой темы вопроса может дать ответ для всех присутствующих в классе. Учитель может планировать и проводить тематические консультации для всех желающих.
Рекомендуется проводить консультации по обучению учащихся навыкам самостоятельной работы. Это могут быть пятиминутки на уроках, где проводится инструктирование, демонстрация рациональных приемов.
3. В чем же преимущества данной технологии ИОСО в сравнении с другими системами обучения?
Во-первых, в опоре на закономерности психологического развития ребенка. ИОСО своей технологией позволяет создать такую обучающую среду, когда ученик не только исходит их своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден постоянно проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения, т.е. формировать в себе произвольность, являющуюся составной частью любого личностного качества.
ИОСО создает условия для обучения каждого ученика в зоне его ближайшего развития, формирования коммуникативных умений и навыков, успешности как степени удовлетворения одной из основных потребностей ребенка в притязании на признание.
Во-вторых, ИОСО создает условия для преодоления стереотипов учительского труда. Дело в том, что стереотипы являются мощным препятствием для всех нововведений в школе. Учителю трудно отказаться от сложившегося стиля преподавания, от существующих требований к организации учебных занятий. Его представления о всесилии традиционных способов объяснения нового материала, видов опроса и оценки знаний способствуют тому, что в школе сохраняется авторитарная педагогика, где ученик выступает не субъектом, а объектом обучения. ИОСО заставляет действовать учителя по-новому. В результате у него появляется уверенность в силах любого, даже самого слабого ученика. Он понимает роль и значения самостоятельной работы учащихся как основной формы овладения знаниями. Постоянно взаимодействуя с каждым из учащихся, приобретает иные позитивные представления о каждом из них, что влияет на его стиль взаимоотношений. В результате наблюдается переход от авторитарной к демократической, гуманной педагогике.
В-третьих, ИОСО создает условия перехода к новому стилю управления педагогическим процессом. Учитель освобождается от мелочных видов контроля его деятельности. Отпадает необходимость в проведении традиционных тематических, фронтальных и иных видов проверки уровня усвоение материала. Контроль из средства наказания превращается в мощный стимул развития творческого потенциала учителя.
В-четвертых, ИОСО своей технологией создает условия для формирования надлежащих мотивов поведения и организует их закрепление в характере ученика. В результате постоянной, принятой учеником и соотнесенной с его характером учебной деятельности школьник, обучаясь по ИОСО, присваивает себе характер, «через который он хочет делать то, что должен делать» (С.Л.Рубинштейн).
В сравнении с традиционными системами обучения, где многие поступки учащегося из-за отсутствия четких ориентиров являются ничем не мотивированными, где он не всегда знает, что он хочет, ИОСО, на мой взгляд, стимулирует его к совершению осознанных поступков за счет создания постоянных условий для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания.
Поэтому, занимаясь по индивидуально-ориентированной системе обучения, ученик:
- получает возможность взглянуть на себя «изнутри» и «извне», сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведения, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;
- вырабатывает силу воли, так как, иногда действуя вопреки своим желаниям и интересам, учиться управлять собой через постоянное влияние на учебные (а значит, и жизненные) ситуации, контролирует свои потребности, учится управлять своими мыслями и разумно пользоваться речью;
- учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принятию волевого решение, требуют принуждения к делу;
- развивает способность быстрого принятия решений, позволяющую концентрировать усилия воли не на том, чтобы выбрать одно перед другим, а на размышления о положительных и отрицательных свойствах выбранного решения;
- удовлетворяет свои потребности в самореализации, повышения статуса, в творчестве, общении, познании, во власти, любви, безопасности, так как ИОСО опирается на технику удовлетворения потребностей и побуждает учащегося к определенному поведению;
- учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением;
- овладевает самогенным мышлением, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции, потребности и желания и, соответственно, предотвращает заболевания, т.е. обеспечивает психическое и физическое здоровье.
4. Самоанализ профессиональной деятельности и результативность знаний учащихся на основе личностно - ориентированного подхода в обучении.
Исходя из задач моей педагогической деятельности, были выделены критерии результативности:
- Уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся).
- Рост мотивации к изучению предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
- Результативность участия учащихся в конкурсах.
Данная концепция реализована и апробирована на протяжении пяти лет в 10 классе по разделу:
- Основы медицинских знаний.
Основой данной технологии является индивидуально — ориентированный учебный план по данным разделам по определенной форме (на оценку 3,4,5), рассчитанный на десять занятий. План позволяет каждому учащемуся, в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темы усвоения учебного материала по предмету ОБЖ, тем самым создавая условия по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным способностям. Как правило, 80% учащихся легко переходят ко второму разделу уже на повышенный уровень, например с 3 на 4 или с 4 на 5. Нет пропусков учебных занятий без уважительных причин. Не буду останавливаться на традиционных способах оценки эффективности – успеваемости. Замечу, что показатели в классах превышают результаты до вхождения в «эксперимент»:
Учебный год | Класс | Количество | Название раздела | Уровень обученности в % | |
1 полугодие | 2 полугодие | ||||
2003-2004 | 10 | 9 | 1.основы медицинских знаний (10 занятий) | 41,6 | 89,7 |
2004-2005 | 10 | 11 | 1.основы медицинских знаний (10 занятий) | 56 | 100 |
2005-2006 | 10 | 10 | 1.основы медицинских знаний (10 занятий) | 60 | 100 |
2006-2007 | 10 | 8 | 1.основы медицинских знаний (10 занятий) | 58 | 100 |
2007-2008 | 10 | 8 | 1.основы медицинских знаний (10 занятий) | 64 | 100 |
Но самое главное изменилась учебная атмосфера урока. Ученики почувствовали свою личную ответственность за результаты своего учебного труда. Они стали более ответственными и одновременно раскрепощенными.
Наблюдается позитивная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся. И создаются психолого — педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
По итогам учебного года учащиеся, имеющие «4» и «5» по предмету «Основы безопасности жизнедеятельнеости» составляют следующий процент:
Государственная аттестация по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» за последние годы также показывают заметную динамику «качества знаний» можно считать стабильно позитивной на основании результатов ежегодной итоговой аттестации учащихся. Показатели итоговой аттестации по основам безопасности жизнедеятельности учащихся тоже высокие с 2004 по 2007 учебные годы КУ – 100%.
Также не было учащихся оставленных по предмету на повторное обучение. Учащиеся 8,9,10-11 классов принимают участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровнях. С 1998 года по 2007 год в олимпиадах муниципального уровня приняли участие 8 человек и все стали призерами.
За последние три года увеличилось количество и качество учебных проектов учащихся по предмету ОБЖ.
Учебные проекты.
2004-2005 уч. год 2006-2007 уч. год 2007-2008 уч. год |
1. «Давай дружить, дорога» (учащиеся 9-11 класса). 2. «Робинзонада», ЭУ «Грозный мир природы» (Тихонова Кристина). 3. ЭУ «Грозный мир природы» (Потапов Александр). |
Данные проекты используются на уроках ОБЖ, внеклассной работы и на уроках природоведения, в начальной школе для ознакомления с окружающим миром.
Во время выполнения данных работ учащиеся применяют средства ИКТ. Анализируя навыки и умения в области компьютерных технологий, я выявила, что в процессе работы учащиеся не только совершенствуют свои умения и навыки, но и овладевают новыми средствами ИКТ.
Анализ результатов анкет и опроса учащихся свидетельствуют о стабильном росте мотивации к изучению предмета ОБЖ.
Учебный год | Класс | Испытывают интерес к предмету | Не испытывают интерес к предмету |
2004-2005уч. год | 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс |
94% 100% 87% 92 100% 100% 100% |
6% - 13 18 - |
2005-2006 уч. год | 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс |
85% 100% 100% 95% 98% 100% 100% |
15% - 15% 12% |
2006-2007 уч. год | 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс |
96% 100% 100% 100% 100% 100% 100% |
14% - |
Таким образом, данный мониторинг доказывает позитивную динамику учебных достижений обучающихся за последние три года.
Учащиеся МОУ Берёзовской СОШ имеют высокие результаты творческих работ. Они активно ежегодно принимают участие в районной и региональной конференции НОУ, областных и Всероссийских конкурсах и фестивалях.
Год | Название творческой работы | Количество участников | Результат |
2004 | Областной конкурс «Давай дружить дорога» (ученики 9 -10 класса). | 3 | Диплом победителя 1 степени в номинации «Компьютерные технологии». |
2005 | 21 Всероссийская заочная конференция «Юность, Наука, Культура» (ученица 8 класса). | 1 | Лауреат Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность, Наука, Культура». |
2006 | № Всероссийский молодежный фестиваль «Меня оценят в 21 веке». | 1 | Диплом победителя. |
2007 | 15 Челябинская областная интеллектуально-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее». | 1 | Диплом первой степени и золотая медаль. |
2007 | 8 Районная конференция НОУ. | 1 | Диплом за первое место. |
2007 | Всероссийский заочный конкурс обучающихся «Национальное Достояние России». | 1 | Диплом победителя. |
2007 | Всероссийский открытая конференция обучающихся «Национальное Достояние России». | 1 | Диплом первой степени. |
2007 | Областное НОУ. | 1 | Диплом победителя. |
2007 | Всероссийская конференция «ЮНЕКО». | 1 | Диплом первой степени, Диплом МГУ. |
Результативность участия составляет 100%.
Количество участников конференций НОУ и рейтинг успешности также составляет 100%.
Год | Участники конференции НОУ муниципального уровня | Количество работ, допущенных к защите | Призёры | Участники конференции НОУ регионального уровня | Количество работ, допущенных к защите | Призёры |
2006-2007 год | Тихонова Кристина | 1 | 1 чел. | Тихонова Кристина | 1 | 1 чел. |
2007-2008 год | Потапов Александр | 1 | 1 чел. | Потапов Александр | 1 | 1 чел. |