Урок физики по теме "Решение задач по геометрической оптике"

Разделы: Физика


Цель урока:

  1. Актуализация знаний учащихся об основных законах геометрической оптики.
  2. Ликвидация пробелов в знаниях.
  3. Продолжение отработки навыка применять знания при решении задач.
  4. Отработка умения решать задачи разной степени сложности на примере задач из ЕГЕ.

Преподавание ведется на базовом уровне (2 ч в неделю), учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев Физика 11:М, Просвещение, 2004.

Программы общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия: 7-11кл. /Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. -3-е изд. – М: Дрофа, 2002

1. Этапы урока.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Сообщение целей и задач урока. Совместно с учащимися формулирует цели урока. Совместно с учителем формулируют цели урока.
2. Актуализация знаний. Задает вопросы. Отвечают на вопросы, уточняют и исправляют ответы товарищей.
3.Выполнение проверочной тестовой работы с последующей проверкой. Организует проверку тестовой работы с помощью презентации.

Приложение 1.

В тетрадях отвечают на поставленные вопросы.

При фронтальной проверке проверяют правильность своих ответов, анализируют, исправляют допущенные ошибки.

4. Работа в группах по решению задач Подбирает задания для работы в группах, делит учащихся на группы, выполняет функции консультанта. Совместно обсуждают решение предложенных задач, фиксируют решение в тетрадях, оформляют на отдельном листе решения задач для проверки учителя.
5. Разбор решения задач .

Ликвидация пробелов в знаниях, анализ ошибок.

Показывает решение заданий с помощью презентации.

Приложение 2, 3, 4, 5. Отвечает на вопросы учащихся.

Проверяют решения, при необходимости вносят исправления в решения в тетрадях, анализируют допущенные ошибки.

2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

  1. Сформулировать закон отражения света, показать угол падения, угол отражения.
  2. Сформулировать и записать закон преломления света.
  3. Физический смысл относительного показателя преломления, абсолютного показателя преломления.
  4. Написать формулу, выражающую связь относительного показателя преломления двух граничащих сред с их абсолютным показателем преломления.
  5. Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем в рыбу.
  6. Почему изображение предмета в воде всегда менее яркое, чем сам предмет.
  7. Что происходит при переходе луча их оптически менее плотной среды в оптически более плотную среду и наоборот, показать ход лучей на рисунке.
  8. Как изменилось бы видимое положение звезд на небе, если бы исчезла атмосфера Земли.
  9. Постройте ход лучей в собирающей линзе.
  10. Постройте ход лучей в рассеивающей линзе.
  11. Чем отличается действительное изображение от мнимого
  12. Почему фокус рассеивающей линзы называется мнимым
  13. На экране с помощью линзы получили изображение предмета. Что произойдет с изображением предмета, если половину линзы закрыть непрозрачной ширмой

3. Выполнение проверочной тестовой работы с последующей проверкой.

Вариант самостоятельной работы. (2)

Учащиеся получают его напечатанным на листах.

1. Как измениться угол между падающим на плоское зеркало и отраженным лучами при уменьшении угла падения на 50?

а) уменьшится на 2,50

б) уменьшится на 50

в) уменьшится на 100

с) не измениться

2. С помощью собирающей линзы получили изображение светящейся точки. Точка находится на расстоянии 0,2 м от линзы. Изображение находится на расстоянии 0,2 м от линзы. Чему равно фокусное расстояние линзы?

а) 0,15 м

б) 0,2 м

в) 0,6 м

г) 0,8 м

3. Наблюдатель смотрит сверху вниз на поверхность воды в водоеме глубиной 1 м. Кажущаяся глубина водоема …

а) ... 1 м

б) ... больше 1м

в) ... меньше 1м

г) ответ неоднозначен

4. Источник света находится на расстоянии 0,7 м от линзы, имеющей фокусное расстояние 0,5 м. Изображение источника будет …

а) ... действительное, уменьшенное

б) ... действительное, увеличенное

в) ... мнимое, уменьшенное

г) ... мнимое, увеличенное

5. Показатели преломления воды, стекла и алмаза относительно воздуха равны: 1,33; 1,5; 2,42. В каком из этих веществ предельный угол полного отражения имеет минимальное значение?

а) в воде

б) в стекле

в) в алмазе

г) во всех веществах угол полного отражения одинаков

Проверка выполнения тестовой работы. Приложение 1.

4. Работа в группах по решению задач.

Учащиеся по группам делятся по степени своей подготовки. Учащиеся каждой группы выполняют одинаковые задания разной степени сложности, начиная с простых и заканчивая сложными, сдавая на отдельном листе решение каждой задачи от группы учителю и фиксируя решение каждой задачи в тетради. Из-за разной степени подготовки каждая группа будет работать в своем темпе.

5. Разбор решения задач. Ликвидация пробелов в знаниях

Как только закончится отведенное для решения задач время, учитель разбирает решение каждой предложенной задачи. Для этого используется презентация, написанная в PowerPoint, в которой каждое отдельное действие появляется на щелчок мышки и есть возможность последовательно обсудить каждый элемент решения. В качестве примера привожу несколько презентаций по предложенным задачам. Можно рекомендовать учащимся самостоятельно написать подобные презентации и даже провести их конкурс, учащиеся обычно с интересом выполняют эту работу самостоятельно, а у учителя накапливается их разработки, которые также можно будет потом использовать на уроках.

Пример задач для самостоятельной работы в группах. (3)

Уровень А. Приложение 2

Предмет расположен на тройном фокусном расстоянии от тонкой линзы. Его изображение будет:

1) перевернутым и увеличенным

2) прямым и уменьшенным

3) прямым и увеличенным

4) перевернутым и уменьшенным

Уровень В. Приложение 3

Лампа находится на расстоянии 2 м от экрана. На каком расстоянии от лампы нужно поставить собирающую линзу с фокусным расстоянием 0,4 м, для того, чтобы получит на экране увеличенное изображение лампы.

Уровень С. Приложение 4

На экране с помощью тонкой линзы получено изображение предмета с пятикратным увеличением. Экран передвинули на 30 см вдоль главной оптической оси линзы. Затем при неизменном положении линзы передвинули предмет, чтобы изображение снова стало резким. В этом случае получилось изображение с трехкратным увеличением. На сколько пришлось передвинуть предмет относительно его первоначального положения.

Уровень С. Приложение 5

На оси ОХ в точке x1 = 0 находится оптический центр тонкой рассеивающей линзы с фокусным расстоянием F1 = -20 см, а в точке x2 = 20 см –тонкой собирающей линзы. Главные оптические оси обеих линз лежат на оси ОХ. На рассеивающую линзу вдоль оси ОХ падает параллельный пучок света из области х < 0. Пройдя данную оптическую систему, лучи собираются в точке с координатой х3 = 60 см. Найдите фокусное расстояние собирающей линзы.

Список литературы.

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10-11 классы. /авторы П. Г. Саенко, В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова, Н. В. Шаронова, Е. П. Левитан, О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов – М:Просвещение, 2007
  2. В. А. Орлов. Тематические тесты по физике. 11 класс. – Вербум –М, 2000.
  3. ЕГЕ 2008. Физика. Сборник экзаменационных заданий. /авторы-составители М. Ю. Демидова, И. И. Нурминский – М:Эксмо, 2008