Цель урока:
- Актуализация знаний учащихся об основных законах геометрической оптики.
- Ликвидация пробелов в знаниях.
- Продолжение отработки навыка применять знания при решении задач.
- Отработка умения решать задачи разной степени сложности на примере задач из ЕГЕ.
Преподавание ведется на базовом уровне (2 ч в неделю), учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев Физика 11:М, Просвещение, 2004.
Программы общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия: 7-11кл. /Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. -3-е изд. – М: Дрофа, 2002
1. Этапы урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Сообщение целей и задач урока. | Совместно с учащимися формулирует цели урока. | Совместно с учителем формулируют цели урока. |
2. Актуализация знаний. | Задает вопросы. | Отвечают на вопросы, уточняют и исправляют ответы товарищей. |
3.Выполнение проверочной тестовой работы с последующей проверкой. | Организует проверку тестовой работы с
помощью презентации. Приложение 1. |
В тетрадях отвечают на поставленные
вопросы. При фронтальной проверке проверяют правильность своих ответов, анализируют, исправляют допущенные ошибки. |
4. Работа в группах по решению задач | Подбирает задания для работы в группах, делит учащихся на группы, выполняет функции консультанта. | Совместно обсуждают решение предложенных задач, фиксируют решение в тетрадях, оформляют на отдельном листе решения задач для проверки учителя. |
5. Разбор решения задач . Ликвидация пробелов в знаниях, анализ ошибок. |
Показывает решение заданий с помощью
презентации. Приложение 2, 3, 4, 5. Отвечает на вопросы учащихся. |
Проверяют решения, при необходимости вносят исправления в решения в тетрадях, анализируют допущенные ошибки. |
2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
- Сформулировать закон отражения света, показать угол падения, угол отражения.
- Сформулировать и записать закон преломления света.
- Физический смысл относительного показателя преломления, абсолютного показателя преломления.
- Написать формулу, выражающую связь относительного показателя преломления двух граничащих сред с их абсолютным показателем преломления.
- Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем в рыбу.
- Почему изображение предмета в воде всегда менее яркое, чем сам предмет.
- Что происходит при переходе луча их оптически менее плотной среды в оптически более плотную среду и наоборот, показать ход лучей на рисунке.
- Как изменилось бы видимое положение звезд на небе, если бы исчезла атмосфера Земли.
- Постройте ход лучей в собирающей линзе.
- Постройте ход лучей в рассеивающей линзе.
- Чем отличается действительное изображение от мнимого
- Почему фокус рассеивающей линзы называется мнимым
- На экране с помощью линзы получили изображение предмета. Что произойдет с изображением предмета, если половину линзы закрыть непрозрачной ширмой
3. Выполнение проверочной тестовой работы с последующей проверкой.
Вариант самостоятельной работы. (2)
Учащиеся получают его напечатанным на листах.
1. Как измениться угол между падающим на плоское зеркало и отраженным лучами при уменьшении угла падения на 50?
а) уменьшится на 2,50
б) уменьшится на 50
в) уменьшится на 100
с) не измениться
2. С помощью собирающей линзы получили изображение светящейся точки. Точка находится на расстоянии 0,2 м от линзы. Изображение находится на расстоянии 0,2 м от линзы. Чему равно фокусное расстояние линзы?
а) 0,15 м
б) 0,2 м
в) 0,6 м
г) 0,8 м
3. Наблюдатель смотрит сверху вниз на поверхность воды в водоеме глубиной 1 м. Кажущаяся глубина водоема …
а) ... 1 м
б) ... больше 1м
в) ... меньше 1м
г) ответ неоднозначен
4. Источник света находится на расстоянии 0,7 м от линзы, имеющей фокусное расстояние 0,5 м. Изображение источника будет …
а) ... действительное, уменьшенное
б) ... действительное, увеличенное
в) ... мнимое, уменьшенное
г) ... мнимое, увеличенное
5. Показатели преломления воды, стекла и алмаза относительно воздуха равны: 1,33; 1,5; 2,42. В каком из этих веществ предельный угол полного отражения имеет минимальное значение?
а) в воде
б) в стекле
в) в алмазе
г) во всех веществах угол полного отражения одинаков
Проверка выполнения тестовой работы. Приложение 1.
4. Работа в группах по решению задач.
Учащиеся по группам делятся по степени своей подготовки. Учащиеся каждой группы выполняют одинаковые задания разной степени сложности, начиная с простых и заканчивая сложными, сдавая на отдельном листе решение каждой задачи от группы учителю и фиксируя решение каждой задачи в тетради. Из-за разной степени подготовки каждая группа будет работать в своем темпе.
5. Разбор решения задач. Ликвидация пробелов в знаниях
Как только закончится отведенное для решения задач время, учитель разбирает решение каждой предложенной задачи. Для этого используется презентация, написанная в PowerPoint, в которой каждое отдельное действие появляется на щелчок мышки и есть возможность последовательно обсудить каждый элемент решения. В качестве примера привожу несколько презентаций по предложенным задачам. Можно рекомендовать учащимся самостоятельно написать подобные презентации и даже провести их конкурс, учащиеся обычно с интересом выполняют эту работу самостоятельно, а у учителя накапливается их разработки, которые также можно будет потом использовать на уроках.
Пример задач для самостоятельной работы в группах. (3)
Уровень А. Приложение 2
Предмет расположен на тройном фокусном расстоянии от тонкой линзы. Его изображение будет:
1) перевернутым и увеличенным
2) прямым и уменьшенным
3) прямым и увеличенным
4) перевернутым и уменьшенным
Уровень В. Приложение 3
Лампа находится на расстоянии 2 м от экрана. На каком расстоянии от лампы нужно поставить собирающую линзу с фокусным расстоянием 0,4 м, для того, чтобы получит на экране увеличенное изображение лампы.
Уровень С. Приложение 4
На экране с помощью тонкой линзы получено изображение предмета с пятикратным увеличением. Экран передвинули на 30 см вдоль главной оптической оси линзы. Затем при неизменном положении линзы передвинули предмет, чтобы изображение снова стало резким. В этом случае получилось изображение с трехкратным увеличением. На сколько пришлось передвинуть предмет относительно его первоначального положения.
Уровень С. Приложение 5
На оси ОХ в точке x1 = 0 находится оптический центр тонкой рассеивающей линзы с фокусным расстоянием F1 = -20 см, а в точке x2 = 20 см –тонкой собирающей линзы. Главные оптические оси обеих линз лежат на оси ОХ. На рассеивающую линзу вдоль оси ОХ падает параллельный пучок света из области х < 0. Пройдя данную оптическую систему, лучи собираются в точке с координатой х3 = 60 см. Найдите фокусное расстояние собирающей линзы.
Список литературы.
- Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10-11 классы. /авторы П. Г. Саенко, В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова, Н. В. Шаронова, Е. П. Левитан, О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов – М:Просвещение, 2007
- В. А. Орлов. Тематические тесты по физике. 11 класс. – Вербум –М, 2000.
- ЕГЕ 2008. Физика. Сборник экзаменационных заданий. /авторы-составители М. Ю. Демидова, И. И. Нурминский – М:Эксмо, 2008