Формирование познавательного интереса на уроках природоведения. Интегральный урок (природоведение + ИЗО)

Разделы: Начальная школа


Темы:

  • Природоведение – живая и неживая природа.
  • Изобразительное искусство – рисование с натуры веток хвойных растений.

Задачи:

  1. Формирование познавательного интереса учащихся на уроке.
  2. Научить детей находить отличительные признаки веток разных хвойных растений и передавать их на рисунке.
  3. Формирование навыка рассматривания репродукций картин.
  4. Продолжение формирования элементов экологической и эстетической культуры.
  5. Продолжение работы по ознакомлению с палитрой для передачи естественной цветопередачи.
  6. Закрепление знаний детей о зимних явлениях в природе.
  7. Организация рабочего места, воспитание аккуратности у учащихся.

Оборудование:

  • лист бумаги;
  • акварельные краски;
  • кисти;
  • сосуд с водой;
  • палитра;
  • тряпочка;
  • подставка для кистей;
  • рисунок снеговика;
  • карточки с загадками;
  • ветки ели, сосны;
  • шишки хвойных растений;
  • музыка:
    • СД П.И.Чайковский “Времена года”,
    • песня “Три белых коня” из кинофильма “Чародеи”,
    • песня “Компьютерные игры” А.Чеснокова;
  • репродукции картин:
    • Пластов А.А. “Первый снег”,
    • Грабарь И. “Февральская лазурь”.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем беседовать о разнообразии зимних изменений в природе, вспоминать признаки в жизни растений, которые наблюдали на экскурсии в лес, и научимся изображать красоты зимы.

Может кто-то вспомнит стихи о зиме.

(Ребята вспоминают стихи, которые учили в детском саду и к празднику “Новый год”.)

2. Беседа о признаках зимы в неживой природе.

- К нам на урок кое-кто принес конверт с загадками о зимней природе. Кто же это? Отгадайте!

В голове - снег,
В животе - снег,
И в ногах – снег,
И в руках - снег.
Что за чудо – человек? (Снеговик.)

На доске появляется рисунок Снеговика, к которому прикрепили конверт с загадками. Конверт украшен снежинками.

- Итак, Снеговик будет читать загадки, а ваша задача не только отгадать их, но и назвать признаки отгадки.

Всю зиму лежит,
А весной убежит. (Снег.)

(Это снег. Он от весеннего тепла тает и превращается в ручьи.)

- Следующая загадка:

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед.)

- Это лед. Через него хорошо видно. Но лед может растаять и его нельзя вставить в окно.

- И еще загадка.

Ни кисти,
Ни треножника
У зимнего художника. (Мороз.)

- Я вижу, что трудно найти ответ. Вас смущает слово – треножник? Но подсказка есть – кто рисует на окне?

(Это мороз. Узоры на холодном стекле появляются от замерзания капелек воды.)

- Треножник – это подставка для холста, на котором рисует художник.

- Молодцы! В виде правильных ответов вернем Снеговику снежинки.

Меня заинтересовал вопрос: из чего сделаны снежинки, которые падают сверху?

(Они из капелек воды, которые замерзают при температуре ниже нуля градусов.)

- Я уточню ответ. В воздухе есть водяные пары. Пар вы видите выходящим из носика кипящего чайника. А при низких температурах пар превращается в кристаллики льда в виде снежинок. (Вот почему хрустит снег под ногами! Это ломаются кристаллики снежинок.)

- Молодец!

Ребята, а какого цвета снег?

(Снег белый.)

- А лёд?

(Бесцветный.)

- Всегда ли снег белый?

Давайте посмотрим репродукцию картины, которая называется “Первый снег”.

  • Видел ли кто-нибудь из вас похожий пейзаж?
  • Какое настроение передал художник этой картиной?
  • Что делают дети на крыльце?
  • Как они одеты?
  • Хорошо ли видны деревья на фоне заснеженной земли?

- Молодцы, хорошо прочитали картину Аркадия Александровича Пластова. Какой объект еще изображен на картине?

( По двору расхаживает птица. Это ворона.)

- Зачем она понадобилась художнику? Какими красками она изображена?

(Ворона серая с черными крыльями.)

- Я закрою ее рукой, а потом отведу руку, что мы видим? Понятен вопрос?

(Снег чистый, белый, а ворона – словно клякса. Она оттеняет белизну снега.)

Снеговик задает новую загадку.
Пришла белая Пава,
Принесла забавы:
Лыжи, коньки,
Санки и снежки. (Зима.)

- Ребята, как называют зиму в литературных произведениях?

(Ее называют волшебницей, чародейкой.)

- Чародейка происходит от слова “чары”, что значит волшебство, колдовство. Во многих русских сказках мы встречали это слово.

- Как выдумает, какие краски помогут нам изобразить зимнее время года?

(Голубая, синяя, белая.)

- Верно. Это холодная гамма цветов. А если у вас нет краски голубого цвета, что нужно сделать?

(Надо смешать синюю и белую.)

- Итак, ребята, вы убедились, что чародейка – зима приносит много волшебных чудес, которыми все – и взрослые и дети, радуются. Перечислим их в неживой природе.

(Снегопад, на реках лед, иней на деревьях, белые сугробы, снежные узоры на окнах.)

Физкультурная минутка под музыку песни “Компьютерные игры”.

3. Беседа о признаках зимы в живой природе.

- Какие чудеса можно заметить зимой в живой природе?

(Голые деревья спят, укрытые снегом. Птицы и звери оставляют следы на снегу.)

-Какие растения радуют нас своим зеленым нарядом?

(Сосна, ель.)

- Какое общее названия есть у этих деревьев?

(Деревья зимой и летом зеленого цвета, поэтому вечнозеленые. Хвойными их называют, потому что есть листья – хвоинки.)

- Послушайте, что сказал поэт Плещеев А.:

Деревья жалобно шумели,
Когда настали холода;
Лишь ель молчала равнодушно
И зеленела, как всегда.

- А теперь посмотрите на доску. Я прикрепила веточки сосны, ели.

Давайте, их сравним по форме, по цвету, по размеру хвоинок.

- Найдите признак отличия хвоинок ели и сосны.

(На партах у учащихся разложены небольшие веточки сосны и ели.)

(Иголки сосны длиннее, чем у ели. У ели хвоинки расположены по одной, а у сосны по две.)

А еще, ребята, на Красной площади растут голубые ели. У них хвоинки чуть длиннее, чем у обыкновенной ели и имеют чуть голубоватый оттенок.

(Можно показать детям шишки сосны и ели.)

4. Подготовительная работа к выполнению рисунка.

- Итак, приготовьте всё к работе, проверьте инструменты художника, выберите веточку, которую хотите изобразить. Какие краски понадобятся?

(Коричневая краска для стебля, зеленая – для хвоинок.)

- Если хорошо заточенный карандаш? Посмотрите на его кончик. Я вижу. Что вы готовы к работе.

Вспомните последовательность выполнения рисунка:

  1. Провести осевую линию – главное направление формы ветки.
  2. Прорисовать контур стебля.
  3. Наметить боковые веточки и прорисовать их стебли.
  4. Покрасить светло коричневым цветом.
  5. Нарисовать хвоинки зеленой краской тонким кончиком кисти.

- Как сделать светло – коричневую краску?

(Нужно разбавить краску водой.)

- Как получить голубовато – зеленый цвет краски?

(На палитре смешать синюю и зеленую краски.)

5. Самостоятельная работа учащихся.

- Итак, приступаем к выполнению рисунка. Чаще смотрите на натуральную ветку. Обращайте внимание на листья-хвоинки. Не торопитесь, аккуратнее с разбавление красок водой.

(Во время рисования звучит музыка П.Чайковского “Времена года” – декабрь, январь и февраль.)

6. Итог урока.

- О чем сегодня говорили на уроке?

Что мы сегодня изображали?

-У кого готовы работы, можно прикрепить их к доске магнитами.

Не будьте критичными вы не фотографы, а маленькие художники.

(Выставка работ учащихся. Дети сравнивают свои рисунки и выбирают наиболее похожие на “живой” оригинал.)

Стихотворения о зиме. (см. Приложение)