Темы:
- Природоведение – живая и неживая природа.
- Изобразительное искусство – рисование с натуры веток хвойных растений.
Задачи:
- Формирование познавательного интереса учащихся на уроке.
- Научить детей находить отличительные признаки веток разных хвойных растений и передавать их на рисунке.
- Формирование навыка рассматривания репродукций картин.
- Продолжение формирования элементов экологической и эстетической культуры.
- Продолжение работы по ознакомлению с палитрой для передачи естественной цветопередачи.
- Закрепление знаний детей о зимних явлениях в природе.
- Организация рабочего места, воспитание аккуратности у учащихся.
Оборудование:
- лист бумаги;
- акварельные краски;
- кисти;
- сосуд с водой;
- палитра;
- тряпочка;
- подставка для кистей;
- рисунок снеговика;
- карточки с загадками;
- ветки ели, сосны;
- шишки хвойных растений;
- музыка:
- СД П.И.Чайковский “Времена года”,
- песня “Три белых коня” из кинофильма “Чародеи”,
- песня “Компьютерные игры” А.Чеснокова;
- репродукции картин:
- Пластов А.А. “Первый снег”,
- Грабарь И. “Февральская лазурь”.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем беседовать о разнообразии зимних изменений в природе, вспоминать признаки в жизни растений, которые наблюдали на экскурсии в лес, и научимся изображать красоты зимы.
Может кто-то вспомнит стихи о зиме.
(Ребята вспоминают стихи, которые учили в детском саду и к празднику “Новый год”.)
2. Беседа о признаках зимы в неживой природе.
- К нам на урок кое-кто принес конверт с загадками о зимней природе. Кто же это? Отгадайте!
В голове - снег,
В животе - снег,
И в ногах – снег,
И в руках - снег.
Что за чудо – человек? (Снеговик.)
На доске появляется рисунок Снеговика, к которому прикрепили конверт с загадками. Конверт украшен снежинками.
- Итак, Снеговик будет читать загадки, а ваша задача не только отгадать их, но и назвать признаки отгадки.
Всю зиму лежит,
А весной убежит. (Снег.)
(Это снег. Он от весеннего тепла тает и превращается в ручьи.)
- Следующая загадка:
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед.)
- Это лед. Через него хорошо видно. Но лед может растаять и его нельзя вставить в окно.
- И еще загадка.
Ни кисти,
Ни треножника
У зимнего художника. (Мороз.)
- Я вижу, что трудно найти ответ. Вас смущает слово – треножник? Но подсказка есть – кто рисует на окне?
(Это мороз. Узоры на холодном стекле появляются от замерзания капелек воды.)
- Треножник – это подставка для холста, на котором рисует художник.
- Молодцы! В виде правильных ответов вернем Снеговику снежинки.
Меня заинтересовал вопрос: из чего сделаны снежинки, которые падают сверху?
(Они из капелек воды, которые замерзают при температуре ниже нуля градусов.)
- Я уточню ответ. В воздухе есть водяные пары. Пар вы видите выходящим из носика кипящего чайника. А при низких температурах пар превращается в кристаллики льда в виде снежинок. (Вот почему хрустит снег под ногами! Это ломаются кристаллики снежинок.)
- Молодец!
Ребята, а какого цвета снег?
(Снег белый.)
- А лёд?
(Бесцветный.)
- Всегда ли снег белый?
Давайте посмотрим репродукцию картины, которая называется “Первый снег”.
- Видел ли кто-нибудь из вас похожий пейзаж?
- Какое настроение передал художник этой картиной?
- Что делают дети на крыльце?
- Как они одеты?
- Хорошо ли видны деревья на фоне заснеженной земли?
- Молодцы, хорошо прочитали картину Аркадия Александровича Пластова. Какой объект еще изображен на картине?
( По двору расхаживает птица. Это ворона.)
- Зачем она понадобилась художнику? Какими красками она изображена?
(Ворона серая с черными крыльями.)
- Я закрою ее рукой, а потом отведу руку, что мы видим? Понятен вопрос?
(Снег чистый, белый, а ворона – словно клякса. Она оттеняет белизну снега.)
Снеговик задает новую загадку.
Пришла белая Пава,
Принесла забавы:
Лыжи, коньки,
Санки и снежки. (Зима.)
- Ребята, как называют зиму в литературных произведениях?
(Ее называют волшебницей, чародейкой.)
- Чародейка происходит от слова “чары”, что значит волшебство, колдовство. Во многих русских сказках мы встречали это слово.
- Как выдумает, какие краски помогут нам изобразить зимнее время года?
(Голубая, синяя, белая.)
- Верно. Это холодная гамма цветов. А если у вас нет краски голубого цвета, что нужно сделать?
(Надо смешать синюю и белую.)
- Итак, ребята, вы убедились, что чародейка – зима приносит много волшебных чудес, которыми все – и взрослые и дети, радуются. Перечислим их в неживой природе.
(Снегопад, на реках лед, иней на деревьях, белые сугробы, снежные узоры на окнах.)
Физкультурная минутка под музыку песни “Компьютерные игры”.
3. Беседа о признаках зимы в живой природе.
- Какие чудеса можно заметить зимой в живой природе?
(Голые деревья спят, укрытые снегом. Птицы и звери оставляют следы на снегу.)
-Какие растения радуют нас своим зеленым нарядом?
(Сосна, ель.)
- Какое общее названия есть у этих деревьев?
(Деревья зимой и летом зеленого цвета, поэтому вечнозеленые. Хвойными их называют, потому что есть листья – хвоинки.)
- Послушайте, что сказал поэт Плещеев А.:
Деревья жалобно шумели,
Когда настали холода;
Лишь ель молчала равнодушно
И зеленела, как всегда.
- А теперь посмотрите на доску. Я прикрепила веточки сосны, ели.
Давайте, их сравним по форме, по цвету, по размеру хвоинок.
- Найдите признак отличия хвоинок ели и сосны.
(На партах у учащихся разложены небольшие веточки сосны и ели.)
(Иголки сосны длиннее, чем у ели. У ели хвоинки расположены по одной, а у сосны по две.)
А еще, ребята, на Красной площади растут голубые ели. У них хвоинки чуть длиннее, чем у обыкновенной ели и имеют чуть голубоватый оттенок.
(Можно показать детям шишки сосны и ели.)
4. Подготовительная работа к выполнению рисунка.
- Итак, приготовьте всё к работе, проверьте инструменты художника, выберите веточку, которую хотите изобразить. Какие краски понадобятся?
(Коричневая краска для стебля, зеленая – для хвоинок.)
- Если хорошо заточенный карандаш? Посмотрите на его кончик. Я вижу. Что вы готовы к работе.
Вспомните последовательность выполнения рисунка:
- Провести осевую линию – главное направление формы ветки.
- Прорисовать контур стебля.
- Наметить боковые веточки и прорисовать их стебли.
- Покрасить светло коричневым цветом.
- Нарисовать хвоинки зеленой краской тонким кончиком кисти.
- Как сделать светло – коричневую краску?
(Нужно разбавить краску водой.)
- Как получить голубовато – зеленый цвет краски?
(На палитре смешать синюю и зеленую краски.)
5. Самостоятельная работа учащихся.
- Итак, приступаем к выполнению рисунка. Чаще смотрите на натуральную ветку. Обращайте внимание на листья-хвоинки. Не торопитесь, аккуратнее с разбавление красок водой.
(Во время рисования звучит музыка П.Чайковского “Времена года” – декабрь, январь и февраль.)
6. Итог урока.
- О чем сегодня говорили на уроке?
Что мы сегодня изображали?
-У кого готовы работы, можно прикрепить их к доске магнитами.
Не будьте критичными вы не фотографы, а маленькие художники.
(Выставка работ учащихся. Дети сравнивают свои рисунки и выбирают наиболее похожие на “живой” оригинал.)
Стихотворения о зиме. (см. Приложение)