Учебник: Л. Г. Петерсон «Математика 1 класс» в 3-х частях
Тема: «Решение изученных задач»
Тип урока: Урок комплексного применения
Цели:
закрепление счета в пределах 10, состав числа 10;
отрабатывать умение решать задачи: видеть в них условие, вопрос, выбирать схему, уметь правильно оформлять решение;
развивать умение работать в парах, в темпе;
развивать воображение;
воспитывать дисциплину на уроке.
Оборудование: Электронная доска, компьютер, видеопроектор, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в парах и индивидуально.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение цели урока
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами проведем необычный урок математики, а поможет нам в этом электронная доска. Тему урока вы сможете назвать сами если разгадаете ребус.
(Задача)
Учитель. Молодцы, вы правильно разгадали ребус. Сегодня мы с вами будем решать задачи.
III.Устный счет
На доске представлены задачи в стихах.
Учитель. Ребята, откройте тетради. Сейчас я буду читать вам задачи, вам нужно устно сосчитать и записать в тетрадь только ответ.
1. На прогулку из
яслей 2.
Слон, слониха, два слоненка
Вышли десять
малышей. Шли
толпой на водопой,
Пять из них на травку
сели, А
на встречу три тигренка
Остальные на
качели. С
водопоя шли домой.
Сколько детей на
качелях?
Сосчитайте
поскорей,
Сколько
встретилось зверей?
3. Дядя ёжик в сад
зашел, 4.
Дама сдавала в багаж
Десять спелых груш
нашел. Диван,
чемодан, саквояж,
Семь из них он дал
ежатам, Картину,
корзину, картонку
Остальные же
зайчатам. И
маленькую собачонку.
Сколько груш дядя ёжик дал зайчатам? Сколько неживых предметов сдавала дама в багаж?
5. Пять щенков в футбол
играли,
6. Вот восемь зайчат по дорожке идут,
Одного домой
позвали.
За ними вдогонку двое
бегут.
Он глядит в окно,
считает:
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Сколько их теперь играет? Торопится
очень зайчишек домой?
Учитель. А сейчас проверьте свои
ответы. (На экране появляются ответы 5, 7, 3, 6, 4, 10)
Во второй строке запишите эти числа в порядке
возрастания. Проверьте свои ответы на экране. (3,
4, 5, 6, 7, 10)
IV. Повторение состава числа 10
Учитель. Как вы считаете, какое число лишнее в этом ряду и почему?
1 ученик. Это число 10, так как все числа идут друг за другом, а 10 после 7 увеличивается на 3.
2 ученик. Число 10 – двузначное, остальные однозначные. (Число 10 на экране меняет цвет)
Учитель. Давайте теперь вспомним состав числа 10 и соберем шары в пары.
(Два ученика работают на электронной доске, остальные ребята выполняют такую же работу на индивидуальных карточках.)
Учитель. Проверьте свои ответы сверяясь с доской.
V. Составление задачи по картинке
Учитель. Ребята, обратите внимание, что наши шары разного цвета – 6 синего цвета и 4 красного. Придумайте задачи про эти шары.
1 ученик. У Димы 6 синих шариков и 4 красных. Сколько всего шаров у Димы?
2 ученик. Мама купила 10 шаров. 4 из них красные, а остальные – синие. Сколько синих шаров купила мама?
3 ученик. У клоуна 4 красных шарика и 6 синих. На сколько больше синих шариков у клоуна, чем красных?
Учитель. Молодцы, вы придумали очень хорошие задачи.
VI. Решение задач
(Выбор схемы, разграничение понятий «условие» – «вопрос»)
Учитель. А теперь я хочу предложить вам задачи.
Первая задача. «Жили-были 5 гномов. К ним в гости пришел еще один гном. Сколько всего стало гномов?»
Работа над задачей проводится по следующему плану.
- Самостоятельное чтение-знакомство с текстом задачи.
- Чтение вслух условия, вопроса.
- Подчеркивание главных слов в задаче (что знаем, чего не знаем).
- Выбор схемы (на столе у каждого ученика лежат схемы для решения разного вида задач. После того как схема будет выбрана, на экране так же появляется схема нужного вида).
- Коллективное заполнение схемы.
- Самостоятельное решение задачи в парах. (Первая выполнившая пара оформляет решение задачи на доске.)
- Проверка.
Вторая задача. «На елочке висело 8 шариков: 2 желтых, остальные красные. Сколько красных шариков на елочке?»
Работа над задачей проводится по пунктам 1-5 также, 6 – индивидуальное решение, 7 – самопроверка.
Третья задача. «Клоун надул 10 красных шаров и 2 голубых. На сколько красных шаров больше, чем голубых? Сколько всего шариков у клоуна?
Работа над задачей проводится по пунктам 1-5 также, 6 – один ученик решает задачу на доске с объяснением.
VII. Итог урока
Учитель. Ребята, понравился вам урок? Чем? (Выслушиваются ответы детей)
Учитель. Вы хорошо сегодня поработали, большое спасибо вам за урок.