Цели урока:
1).Вывести правила поведения в природе в виде экологических знаков;
2). Воспитание бережного отношения к природе.
Ход урока:
I. Подготовка к учебно-познавательной деятельности
1. Зарядка. 1 комплекс упражнений.
2. Приветствие ребят.
Ты пришёл и я пришёл
Вместе нам хорошо!
Будем думать, обсуждать
И друг другу помогать.
3. Приветствие учителя
Вот лист нашего настроения. Мы все пришли с хорошим настроением. Скажите, оно у вас изменилось? (ответы ребят).
Хорошее настроение всегда помогает в работе.
II. Работа над новой темой.
На предыдущих уроках мы изучали живую и неживую природу. Мы с вами говорили о том, что в природе всё взаимосвязано, что человек – это тоже часть природы.
И сегодня каждый готов сказать, что надо бережно относиться к природе. А наши походы в лес показали, что мы много можем рассказать о правилах поведения в природе, но не всегда мы их выполняем.
- А почему мы их не выполняем? (забываем их, не помним их).
- А что нам надо сделать, чтобы их помнить? (Их можно представить в виде значков).
- Я тоже об этом подумала. А чтобы побольше мы с вами составили этих знаков, чтобы представить те ситуации, с которыми мы встречались, бывая на природе, давайте оправимся в воображаемое путешествие в природу.
- Чтобы увидеть много интересного в лесу, услышать его звуки, как мы будем двигаться в лесу? (Спокойно, не спеша, без крика и шума. Не будем прыгать и бежать) (слайд № 1 «Лес»).
- Я приглашаю вас в лес. Вы слышите звуки леса? Мы с вами в лесу. Оглянитесь вокруг. Что вы видите? ( Ёжик пробежал в лесу. А я слышу как сорока стрекочет. А я вижу синичку, которая сидит на берёзе. А я вижу муравейник, который расположен под берёзой).
- Молодцы ребята!
( слайд № 2 «Поляна с ёлками»)
- А мне хочется показать вам одно замечательное место. Там растут несколько ёлок. Под одной из них мы водили хоровод ( теперь эти ребята учатся в 6 классе), встречали Деда Мороза. Но что это. Я не вижу этой красавицы. Неужели с ней случилась беда?
- Ребята, а как вы думаете, что могло с ней случиться? (Её срубил человек перед Новым годом).
- А мы с вами имеем право вырубать деревья. (Нет для этого есть специальный человек, который этим занимается).
- Как жаль, что перед Новым годом опять тысячи елей будут вырублены. А человек как-то старается исправить эту ситуацию? (В магазинах стали продавать искусственные ёлки).
- Да , покупая эти ёлки, мы не нарушаем традиции, но этим самым спасаем наши новогодние ёлочки.
- Ребята, слышите, сюда кто-то бежит? (Появляется зайчик и сорока) .
Сорока: - Бедный ёжик! Он столько лет прожил в этом лесу.
Зайчик: - Ему каждая ночка, тропка была знакома. А человек взял и забрал его домой на забаву своему сыну.
Сорока: - Сказал будет кашей и супом кормить.
- Ребята, нужно здоровых животных брать домой. (Нет. Животные должны жить на воле).
- А что вы можете сказать о ежах? (Он ведёт ночной образ жизни. Он насекомоядное. Приносит пользу лесу и должен жить в лесу).
- Я вижу вы устали ребята. Давайте пройдём на поляну и там отдохнёт. Я предлагаю вам представить ребята, что мы богатыри. Путь наш ещё не окончен и нам ещё нужны силы.
Дружно встали раз! два ! три !
Мы теперь богатыри! ( руки в стороны).
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо ( поворот вправо)
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё ( поворот вправо)
Через левое плечо ( поворот влево).
Буквой Л расставим ноги.
Точно в танце руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу.
Станция «Поляна» (слайд № 3 – поляна).
-Ребята, посмотрите здесь невысокая трава. Кого здесь можно встретить в траве? (Жуков).
- А как человек поступает с ними? (Он их ловит, собирает для коллекции).
- А что вы можете сказать в защиту жука. (Они приносят пользу лесу, перерабатывают отмершую траву, листья, опыляют растения. Есть жуки, которые уничтожают вредителей).
- Поэтому нельзя ловить жуков.
- Сегодня утром я получила вот это письмо. Оно адресовано вам ребята. (один ученик зачитывает жалобу муравья).
- Муравьи и жуки живут не только в лесу, но и на лугу. Давайте мы отправимся туда.
Станция «Луговая» (слайд № 4 ).
- Когда-то луг был похож на разноцветный ковёр. Посмотрите вот одиноко стоит ромашка.
- А почему на лугу нет колокольчиков, васильков?
- Что случилось? (Человек рвал цветы охапками. А сейчас они исчезли.)
- Как и исчезли и следующие насекомые.
- Самая красивая обитательница лугов - это бабочка. Ей очень хочется расска-зать о себе.
Бабочка: Мы, бабочки. Украшаем леса, луга. Парки, сады. Особенно хороши мы весной. Но к сожалению, наша красота нас же и губит. Увидев бабочку, лю-ди стараются её поймать. Какой же жалкой и несчастной выглядит пойманная бабочка, когда трепещет поломанными крылышками. Дети, не ловите нас! Мы ведь тоже жить хотим!
- Да , ребята, очень грустно. Я думаю, что нам всем пора вернуться в класс и продолжить работу там над составлением знаков. В своей работе можете использовать даже те ситуации, о которых вам рассказывали взрослые или вы сами были его участником.
- Но нам надо их эти знаки как-то назвать (экологические).
- А какое родственное слово вы знаете (экология)?
- А что обозначает это слово? Ну что же ребята приступаем к творчеству.
III. Работа в группах. (Каждая группа расскажет о своей работе).
- Что такое экологические знаки? От какого слова образовано слово – экологические? (от слова « экология»).
- А что это слово обозначает? (Дети дают ответы).
-А вот какое определение даёт словарь .(Ребёнок поработал со словарём).
- Так что же это за экологические знаки? (Дети дают ответ).
- Ребята, а как сделать так, чтобы вот эти правила поведения знали все ребята? (Пройтись по классам и рассказать, сделать выставку для начальной школы, повесить в лесу, когда пойдём на экскурсию).
IV. Итог работы.
- К концу подходит наш урок.
- Что вам понравилось?
- А свою цель мы достигли?
- А сейчас я попрошу вас закончить предложение: Охранять природу – это …
- Вы у меня молодцы! Спасибо всем за хорошую работу!