Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, "научить учащихся учиться". В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка.
Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей деятельности. Ее цель - формирование отношения к познанию, науке, книге, учению. Можно без преувеличения сказать, что познавательная деятельность открывает ребенку окно в мир знаний, мир книг, мир удивительных открытий.
Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний. Поэтому задача учителя - увлечь всех детей познавательной деятельностью, наполнив ее интересным содержанием. Для этого необходимо подобрать способы осуществления, благодаря которым происходит приобщение детей к культуре умственного труда
Но, подбирая, то или иное содержание познавательной деятельности, необходимо помнить о психологических особенностях младших школьников. Оно должно быть эмоционально окрашено, доступным по изложению, красочно оформленным, имеющим элементы занимательности, содержащим сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.
Формы познавательной деятельности должны быть достаточно разнообразными. Необходимо учитывать желание ребят померяться силами, поэтому элементы состязательности могут присутствовать на уроках (смотры знаний, конкурсы эрудитов, знатоков, аукционы знаний, викторины и другие).
Приведу примеры основных групп развивающих задач.
В процессе работы я часто использую пособие "Логические блоки Дьенеша", который представляет собой набор геометрических фигур разного цвета, формы, размера и сшитые из шнурков две петли, черного и белого цветов. Окрашенные фигурки являются элементами множества, петля - замкнутым контуром диаграммы Эйлера - Венна.
Для выполнения задания №1 потребуется демонстрационный вариант блоков на магнитах.
Для №№ 2, 4, 11-15 необходимы наборы логических блоков (по одному на каждого учащегося).
Для выполнения задания № 5 учащимся понадобятся карточки с таблицами и цветные карандаши.
Для демонстрации заданий №№ 6-10, 16 используются презентации (приложение).
Задания №№ 17-21 для выполнения в графическом редакторе.
1. Задачи для устного решения
Основные цели:
- развитие мелкой моторики;
- подготовка к восприятию тем "Понятие", "Объект", "Свойства объекта", "Отношения объектов", "Множество", "Классификация", "Истина", "Ложь" и др.,
- развитие внимания, мышления и т.п.
Задание 1
Игра "Исправь ошибку".
Учитель показывает детям цветные геометрические фигуры и дает им названия. Если название правильно (истинно), то ученики сидят спокойно. Если название неправильно (ложно), ученики поднимают руки. Учитель вызывает ученика, первым поднявшего руку, и он дает истинное название фигуре.
В начале игры названия даются простые. Например, треугольник, так и назвать: "треугольник". Или круг назвать "квадратом". Затем названия становятся сложнее (с привлечением цвета и формы предмета). Например, красный круг назвать "зеленый овал".
Задание 2
Оградите кольцом прямоугольники. Как можно назвать фигуры, которые остались вне кольца?
Задание 3
Вставьте пропущенное слово:
Множество всех фигур разделено на два класса: множество шестиугольников и множество:
Задание 4
Оградите черным кольцом множество треугольников. Оградите белым кольцом множество зеленых треугольников. Как называется множество зеленых треугольников по отношению к множеству всех треугольников?
Задание 5
Заполните таблицу, поместив в строках и столбцах соответствующие фигуры.
Треугольники | Прямоугольники | Круги | |
Красные | |||
Синие | |||
Зеленые | |||
Желтые |
Задание 6
Задание на тренировку внимания.
Учащимся в течении ограниченного времени (не более 10 с) демонстрируется простой логический квадрат с недостающей фигурой. (Приложение 1)
Требуется воспроизвести в тетради логический квадрат и дорисовать недостающую фигуру.
Задание 7
Чем похожи и чем отличаются следующие фигуры? (Приложение 2)
Задание 8
Посмотри на фигуры. Какой признак - общий для всех фигур на рисунке?
Чем отличаются эти фигуры? (Приложение 3)
Задание 9
Посмотри на рисунок. (Приложение 4)
Что общего у фигур а) 1 и 4; б) 1 и 2; в) 1 и 3?
Задание 10
По какому признаку классифицированы фигуры на каждом рисунке? (Приложение 5)
Задание 11
Даны квадрат, разделенный на 9 маленьких квадратиков, и 9 фигур, которые отличаются друг от друга по форме (квадрат, круг, треугольник) и по раскраске. Необходимо поставить фигуры в квадратики таким образом, чтобы фигуры, расположенные в соседних квадратиках в горизонтальных и вертикальных столбцах, отличались друг от друга формой и раскраской.
Задание 12
Постройте цепочку, такую чтобы рядом стоящие фигуры отличались друг от друга двумя признаками (например, по цвету и форме).
Постройте два множества:
а) четырехугольники;
б) синие фигуры.
Постройте два множества:
а) четырехугольники;
б) красные прямоугольники.
Задание 13
Рассмотри внимательно желтые фигуры. Назови как можно больше признаков каждой из этих фигур.
- Три стороны, :
- Четыре угла, :
Задание 14
Покажи фигуру по ее описанию:
- Многоугольник, у которого три стороны;
- Четырехугольник, у которого соседние стороны не равны,
- Красную фигуру, не имеющую углов.
Задание 15
Можно ли расклассифицировать фигуры (логические блоки) на:
- Многоугольники и круги;
- Четырехугольники и круги;
- Четырехугольники, треугольники и круги;
- Замкнутые фигуры и треугольники?
Задание 16
Задания при изучении логических связок "И", "ИЛИ". (Приложение 6)
Рассмотри внимательно таблицу.
- Укажи фигуру красного цвета и треугольной формы.
- Укажи все фигуры красного цвета или треугольной формы. Сколько таких фигур?
- Назови цвет и форму фигуры, которая находится во втором ряду и в третьем столбце.
- Назови все фигуры, находящиеся во втором ряду или в третьем столбце. Сколько таких фигур?
- Назови все фигуры, находящиеся в первом или во втором столбце. Сколько таких фигур?
2. Задачи, обучающие работе с редактором
Основная цель: сформировать у детей первоначальные навыки работы с редактором. Задания должны быть легкие, но в то же время, они должны содержать "изюминку", развивать память, внимание, заставлять думать самостоятельно.
Например, при изучении графического редактора Paint на первых уроках, посвященных изучению графических примитивов и основных операций над объектами (копирование, перемещение), можно предложить следующие задания для выполнения:
Задание 17
Нарисуй цепочку из трех одинаковых звеньев: красный квадрат, желтый круг, зеленый треугольник.
Задание 18
Нарисуй недостающую фигуру. (Приложение 7)
Задание 19
Нарисуйте 9 кругов по 3 в каждом ряду, закрасьте их все, используя только три цвета так, чтобы в каждом ряду и в каждой строке все цвета были разными.
Задание 20
Нарисуй предложенный орнамент (квадрат - круг). Измени его так, чтобы чередование было круг - квадрат. Объясни свои действия.
Задание 21
Подготовка к работе: нарисуй треугольник, квадрат, круг. Скопируй все фигуры по три раза. Закрась по одной фигуре каждого типа синим, желтым и зеленым цветами. Нарисуй рядом круг (два пересекающихся круга). Сохрани рисунок.
Классификация по цвету
Перенесите в круг все зеленые фигуры. Какие фигуры остались вне круга?
Классификация по типу фигуры
А) Оставь за кругом синие фигуры. Какие фигуры перенесены в круг?
Б) Перенеси в круг все квадраты. Какие фигуры остались вне круга?
В) Оставь за кругом все треугольники. Какие фигуры перенесены в круг?
Классификация по типу фигуры и цвету
А) Рядом с большим белым кругом нарисуй пересекающий его черный круг. Перенеси в серый круг все зеленые фигуры, а в белый круг все треугольники. Какие фигуры оказались вне черного круга, но в белом? Какие фигуры оказались и в черном, и в белом кругах?
Б) Перенеси в черный круг все желтые фигуры, а в белый круг все квадраты. Какие фигуры оказались и в белом, и в черном кругах?
3. Творческая работа
Основная цель: проверка уровня самостоятельного конструирования задач. Учащиеся самостоятельно готовят дома работы - образцы в тетрадях, на уроке им остается оформить задание в соответствующем редакторе. Учащиеся, освоившие PowerPoint, создают проекты-презентации. (Приложение 8)
Последний этап требует от учащегося не только умения выполнять задания по образцам, но и готовить дома эти образцы самостоятельно.
Использованная литература
- Ирошников Н.М. Организация обучения математике в 4-5 классах сельской школы. - М.: Просвещение, 1977.
- Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. - М.: Просвещение, 1997.
- Гин С.И. Мир логики: Методическое пособие для учителя начальной школы. - М.: Вита-Пресс, 2001.
- Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Логика в информатике. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- Иванова Н.Г., Русакова О.Л. Введение в логику. Информатика № 28, 2001.
- Математический клуб "Кенгуру". Выпуск № 7 -СПб., 2002 г.
- Мангазеева Г.Г. Решаем задачи в текстовом и графическом редакторах. Информатика № 15, 2000.
- Коляда Е.П. Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся II класса. ИНФО 1,96.