Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:
- Титульный лист.
- Пояснительную записку.
- Учебно-тематический план.
- Содержание изучаемого курса.
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
- Список литературы.
- Приложение.
- Наличие рецензий: внутренней (методический совет УДО), внешней (сторонние организации и учебные заведения).
1. Титульный лист включает:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
- название города, населенного пункта;
- год разработки дополнительной образовательной программы;
- Ф.И.О. рецензента, место работы, должность, регалии.
ОБРАЗЕЦ
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодёжи г. ::
УТВЕРЖДЕНО
Протокол :::::::.
№ :.. от "::" ::..200: г.
Директор Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ::название учреждения::::
:::::::::( )
Образовательная программа дополнительного образования детей
"::::::::"
творческого объединения
"::::.."
Программа ориентированна на детей от :..до :лет.
Срок реализации -::...
Автор - :::..
Педагог дополнительного образования
::::.квалификационной категории
г. ::.
200:г.
2. Пояснительная записка раскрывает:
- обоснование программы:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизна, актуальность, педагогическую целесообразность;
- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- организация учебной деятельности:
- формы режим занятий;
- количество учебных часов в неделю
- количество учащихся в группе, объединении
- работа с особыми категориями детей (одарённые, группы риска, инвалиды и т.д.)
- прогнозируемые результаты и способы их проверки на каждый год обучения;
Контроль может проводиться в следующих формах:
- собеседование;
- зачет; зачетный лист;
- вопросник по программе;
- реферат; защита работы;
- выполнение нормативов;
- контрольное упражнение;
- участие в конкурсах, выставках;
- выступление на концертах, соревнованиях;
- КВН, викторина, открытое занятие и др.
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (в целом): выставки фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:
Объёмы учебной нагрузки:
В соответствии с документами:
"Методические рекомендации по финансированию реализации образовательных программ дополнительного образования детей", М., 2006г.,
Письмо Министерства образования и науки РФ от19.10.2006г №06-1616
1 год обучения - всего 144 часа, в расчёте 1 группа - 15 человек, 4 часа в неделю.
2 год обучения - всего 216 часов, в расчёте 1 группа - 12 человек, 6 часов в неделю
3 год обучения - всего 216 часов, в расчёте 1 группа - 10 человек, 6 часов в неделю,
(3 - ий и последующие года обучения для хореографов, краеведов, военно - патриотическая направленность, - 324 часа, 9 часов в неделю).
Форма составления учебно - тематического плана (в расчёте на один год обучения)
ОБРАЗЕЦ
№ Раздела,тем |
Название раздела, тем | Количество часов | ||
всего | теоретических | практических | ||
I 1. 2. 3. |
Виды росписи. Хохлома Гжель : |
10 2 5 1 |
4 1 : : |
6 1 : : |
Всего | 144 (или216) | : | : |
4. Содержание дополнительной образовательной программы
- (в расчёте на один год обучения, раскрывается через краткое описание тем (теория и практика);
- название раздела, тем; (номера разделов и тем, их наименование должны соответствовать тематическому плану).
- основные теоретические понятия;
- примерное содержание деятельности;
- оборудование, оснащение;
- место проведения занятия;
ОБРАЗЕЦ
№ Раздела, тем | Название раздела, тем | Теория Основные теоретические понятия |
Практика Примерное содержание деятельности |
Оборудование, оснащение | Место проведения занятия |
I. 1. 2. 3. 4. |
Виды росписи. Хохлома Гжель |
Виды росписи, сочетание цветов; мазок :.. |
Знакомство с разной техникой мазка,
подбора цвета:. Развитие мелкой моторики:.. Воспитание уважительного отношения к образцам народного творчества:. |
Кисть, краски, палитра, доска:. |
Художественная школа:: |
II. 1. |
- требования к знаниям и умениям (ЗУН) в соответствии с основными требованиями к знаниям. Освоение содержания предполагает два уровня учебных достижений: базовый и повышенный. Требования к этим уровням определяются в соответствии с образовательной программой курса. В результате работы по программе (название) обучающиеся
должны знать (в расчёте на один учебный год):_________________________,
должны уметь (в расчёте на один учебный год):_________________________.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
- формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
- приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
- формы подведения итогов по каждой теме или разделу.
Учебная деятельность
- Этапы деятельности (их наличие (сроки действия).
- Дополнительные занятия (их наличие (обоснование, режим, количество человек).
- Принцип формирования учебных групп (возраст, способности)
- Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса.
- Использование разных методик, технологий (авторские, типовые и т.д.)
- Использование дидактического материала
- Наличие ТСО, др. аппаратуры
Воспитывающая деятельность
Ведение постоянной воспитательной работы (групповая, фронтальная индивидуальная)
Наличие традиционных для объединения форм массовой воспитательной работы.
Развивающая деятельность
Наличие и развитие природных и приобретенных умений, навыков.
Учёт индивидуальных особенностей.
Виды творческих заданий.
Список литературы.
(автор: И. Ф., название брошюры, издательство, год издания).
Представляются два списка -
Приложение:
(по выбору автора, соответственно направленности объединения)
- Словарь основных терминов образовательной программы дополнительного образования детей. (Тезаурус)
- Методические пособия, разработки конкретных занятий и массовых дел. (авторские разработки)
- Рабочие тетради, методические рекомендации к занятиям
- Мониторинг образовательных результатов, диагностики.(качественные и количественные показатели)
- Планы занятий (представление раздела, открытые занятия и т.д.).
- Планы работы по конкретным направлениям (по воспитательной работе, работе с родителями и т.д.).
- Индивидуальные образовательные маршруты (схема прилагается)
Индивидуальные образовательные маршруты
Для индивидуальной работы - разрабатывается дополнительно, при необходимости, преимущественно с детьми 2 и 3 года обучения, для состава 1 - 5 человек, с постепенной усложнённостью заданий.
Пояснительная записка к индивидуальному маршруту:
- особенности его развития,
- описание его способностей и потенциальных возможностей,
- особенности организации образовательного процесса,
- ожидаемые результаты ("стандарты"),
Критерии результативности,
Формы и способы отслеживания результативности образовательного процесса
Форма составления индивидуального маршрута для воспитанника(ов) с особыми потенциальными способностями (одаренный)
ОБРАЗЕЦ
№ Раздела, тем |
Название раздела, тем |
Количество часов | ||
всего | теоретических | практических | ||
I 1.
2. |
Виды росписи. Изготовление выставочной работы "Рождество Христово" в стиле росписи: |
5 4 |
1 1 : : |
4 3 : : |
Всего | : | : |
Методологическая основа разработки:
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программа дополнительного образования детей для использования в практической работе".
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России.
"Как составить учебную программу" (методические рекомендации). ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования", Й-Ола, 2005г. Автор: В. А. Красильникова
Журнал "Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи", М.,№5 2006г. Автор: З. А. Каргина.
"Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей" (для учреждений дополнительного образования детей системы образования), М., 2006г.