Гимназическое образование младших школьников в условиях общеобразовательной школы

Разделы: Начальная школа


Сегодня перед школой и учителем стоит непреходящая цель – способствовать формированию интеллектуального потенциала страны, становлению и развитию высших потребностей личности, её гражданского и духовного возрождения. Современная школа должна обеспечить получение учащимися современного образования: комплексного, универсального, мировоззренческого; должна способствовать раскрытию склонностей детей, развитию индивидуальных интересов, образовательных и духовных потребностей учащихся, развитию личности ребенка.

Современная парадигма образования, признание значимости личностных образовательных ценностей привели к созданию в нашей стране педагогической системы с различными видами и типами школ.

В силу своей специфики такие образовательные учреждения, как лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов, имеют большую возможность системной организации работы со способными, одарёнными учащимися по получению ими достойного образования. Тем не менее, создание благоприятных условий для формирования интеллектуально развитой и высоконравственной личности ребёнка возможно, на наш взгляд, и в условиях общеобразовательной школы. Наиболее целесообразным в этом отношении нам представляется дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся путём создания гимназических классов - целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия развития, обучения и воспитания высокомотивированных детей. Мы считаем, что гимназические классы необходимо формировать уже в начальной школе, ведь именно в младшем школьном возрасте основной потребностью ребёнка является потребность в развитии умственной деятельности, в теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений. Гимназическое образование, полученное учащимися на начальном этапе, необходимо для дальнейшей жизнедеятельности детей, и позволит младшим школьникам получить достойное образование на 2 и 3 ступенях обучения.

В нашем общеобразовательном учреждении имеется практика организации гимназических классов. С 2006 года в рамках внутришкольного эксперимента реализуется инновационный проект «Гимназическое образование младших школьников в условиях общеобразовательной школы». Цель проекта - создание новой практики образования на начальном этапе обучения, необходимой для получения школьниками образования повышенного уровня, направленного на формирование интеллектуального, нравственного и творческого потенциала личности ребёнка.

Обучение в гимназических классах строится с использованием программ развивающей направленности «Гармония», «Планета знаний», системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

В учебном плане выделен гимназический компонент, решающий задачу гуманитаризации образования, расширяя и логически про­должая программы учебных предметов. Он включает в себя такие развивающие дисциплины, как: «Психология в начальной школе», «Уроки эстетики в начальных классах», «Изобразительная деятельность», «Шахматы», «Ритмика и бальные танцы». При наполнении гимназического компонента для каждого конкретного класса учитываются индивидуальные особенности учащихся, их склонности и творческие способности, в результате чего обеспечивается вариативность образования.

Учебные программы имеют логическое продолжение в программах дополнительного образования. Основная задача дополнительного образования - создание условий для самоопределения и самовыражения учащихся, для развития и реализации их твор­ческих и интеллектуальных возможностей через разнообразную творче­скую деятельность: викторины, коллективные творческие дела, выставки, фестивали, конкурсы разной направленности, интеллектуальные турниры, марафоны, олимпиады, занятия в студиях, кружках, детских объединениях.

С целью приобщения младших школьников к основам поисковой и исследовательской деятельности создано малое научное общество младших школьников «Эврика».

Работают кружки по интересам: кукольный театр «Колибри», вокальная студия «Радуга», спортивно-оздоровительный кружок «Народные игры», детское объединение «Мастерилка».

Для создания оптимальных условий развития личности детей организовано тесное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования п. Уренгой – МОУ ДОД «Детская художественная школа» и МОУ ДОД «Дом детского творчества». На базе художественной школы организованы занятия гимназического компонента «Изобразительная деятельность», на базе Дома детского творчества – занятия шахматами.

Большое внимание уделяется воспитательной работе с учащимися-гимназистами. Реализуется модель воспитания, основанная на духовно-нравственных ценностях отечественной культуры, включающая в себя мини-программы семейного и духовно-нравственного, интеллектуального, художественно-эстетического, экологического, патриотического, социального воспитания, а также мини-программу формирования навыков здорового образа жизни. В рамках программ патриотического и социального воспитания организована детская правовая игра «Школьная планета». Учащиеся гимназических классов являются жителями «Школьной планеты». «Школьная планета» имеет свои символы – флаг, герб и гимн. Каждый гимназический класс – это отдельная страна. Каждую страну, то есть, класс возглавляет президент. В каждом гимназическом классе «работают» министерства образования и науки, культуры, спорта, внутренних дел, печати и информации.

Воспитательная работа тесно связана с учебным процессом. Это прослеживается в отборе содержания изучаемого на уроках материала, разработке интересных для учащихся развивающих курсов. Важное направление воспитательной работы - формирование и укрепление гимназических традиций, чему способствуют такие мероприятия, как «Посвящение в гимназисты», «Рыцарский турнир», «Школьный бал», праздник «Честь школы».

Важнейшим фактором и условием становления системы гимназического образования является научно-методическое обеспечение. За многие годы в школе сложилась система методической работы, которая существенным образом влияет на повышение профессиональной компетентности педагогов и достижение ими высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Однако, внедрение в практику инновационного проекта привело к необходимости некоторой корректировки направлений, форм и способов научно-методической деятельности.

На сегодняшний день научно-методическое обеспечение образовательного процесса в гимназических классах представляет собой определённую систему, реализующую возможность создания педагогом собственной модели организации обучения, развития и воспитания учащихся и включающую в себя выбор педагогических технологий, их внедрение и отработку; опытно-экспериментальную деятельность; изменение содержания образования (в частности, введение нетрадиционных курсов, авторских и индивидуальных программ); дифференциацию и индивидуализацию обучения (внутреннюю дифференциацию, индивидуальные образовательные маршруты на год, на тему, на урок).

Работает творческая лаборатория учителей гимназических классов «Мыслитель». Члены лаборатории организуют экспериментальную и опытно-педагогическую деятельность по исследуемой проблеме, проводят лекционные, семинарские и практические занятия для педагогов, оказывают методическую помощь членам педагогического коллектива, создают информационный банк по исследуемой проблеме. В рамках творческой лаборатории используются как традиционные, так и инновационные формы работы. Среди традиционных форм - семинары, семинары-практикумы, наставничество, консультирование, деловые игры, психологические тренинги, среди новых - методический ринг, педагогическая мастерская, методическая панорама.

Неотъемлемым, на наш взгляд, условием успешной реализации гимназического образования школьников является психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса. С этой целью создана социально-психологическая служба. В неё входят педагог-психолог, учитель-логопед, медицинский работник, социальный педагог, классные руководители гимназических классов.

Социально-психологическая служба осуществляет психолого-педагогический анализ социальной ситуации развития в гимназических классах, выявляет основные проблемы, определяет причины их возникновения, пути и средства их разрешения, содействует личностному и интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе развития личности, организует индивидуальное сопровождение школьников на образовательном маршруте. Работа службы направлена на формирование у учеников способности к самоопределению и саморазвитию, содействие в гармонизации социально-психологического климата в гимназических классах, психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям учащихся. Социально-психологическая служба принимает активное участие в комплексной психолого-медико-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, осуществляет мониторинг образовательного процесса в гимназических классах. Отслеживаются уровни сформированности обязательных результатов обучения, усвоения учебных программ, развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, общеучебных умений и навыков учащихся, воспитанности, развития ученического коллектива, состояния здоровья учащихся, медицинского обслуживания детей.

Анализируя результативность реализации проекта «Гимназическое образование младших школьников в условиях общеобразовательной школы», следует отметить, что положительные результаты есть и их немало.

Качество обученности учеников-гимназистов довольно высокое: 2006-2007 учебный год - 78%, 2007-2008 учебный год - 83%. Качественная успеваемость учащихся гимназических классов выше, чем в целом по начальной школе в среднем на 20%.

Ученики гимназических классов – неоднократные победители, призёры, лауреаты, дипломанты предметных олимпиад, интеллектуальных конкурсов разного уровня: школьного фестиваля исследовательских проектов, школьных олимпиад, Всероссийского интеллектуально-творческого марафона «Познание и творчество», Всероссийского конкурса по языкознанию «Русский медвежонок», Всероссийского фестиваля исследовательских работ учащихся «Портфолио», международного математического конкурса «Кенгуру», международного дистанционного проекта «Эрудит-марафон учащихся».

Из года в год число участников олимпиад, интеллектуальных конкурсов растёт. Следует отметить, что более 90% учащихся из принявших участие становятся лауреатами и дипломантами конкурсов.

К положительным моментам следует отнести и расширение диапазона интеллектуальных конкурсов. В 2006-2007 учебном году ученики гимназических классов приняли участие только в школьном фестивале творческих исследовательских проектов, в 2008-2009 учебном году число конкурсов выросло до 7.

Учащиеся - гимназисты принимают результативное участие и в различных творческих фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях. Они – участники, победители и призёры международных, региональных, окружных конкурсов рисунков, всероссийских, региональных, районных, муниципальных соревнований по шахматам, победители районного конкурса-фестиваля юных дарований «Парад надежд», дипломанты муниципального фестиваля детского творчества «Золотой ключик».

Педагоги, работающие в гимназических классах, не отстают от своих учеников. Они - активные участники конкурсов профессионального мастерства разного уровня. С каждым годом число участников и победителей конкурсов педагогов растёт.

Среди учителей гимназических классов - победитель конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей РФ, победитель конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей ЯНАО, лауреат Всероссийского конкурса педагогов «На них равняется Россия», лауреат и 3 дипломанта Всероссийского конкурса «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в ОУ», 6 лауреатов Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации», дипломант Всероссийского открытого конкурса «Современный урок».

Тем не менее, остаются и некоторые проблемы. Одна из них - вероятность перегрузки учащихся и возможность ослабления их здоровья. С целью снижения и устранения данного риска организована активная пропедевтическая работа, предпринимаются меры компенсационного характера. Активно используется вариативность гимназического компонента учебного плана. Содержательная часть уроков отрабатывается с учётом индивидуальной работоспособности учащихся. Успешно реализуется здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного. Для коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся создана релаксационная комната со специальным оборудованием.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что реализация гимназического образования младших школьников в условиях общеобразовательной школы обеспечивает оптимальные педагогические условия развития, обучения и воспитания высокомотивированных детей, способствует раскрытию интеллектуально-творческих способностей учащихся.