Урок русского языка в 1-м классе по теме "Звуки и буквы"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Звуки и буквы».

Цели:

  • Совершенствовать фонетические знания и умения.
  • Способствовать развитию зрительного внимания, фонематического слуха.
  • Формировать навыки одновременного звуко-буквенного анализа и синтеза.
  • Развивать мышление и формировать процесс мыслительной деятельности.
  • Воспитывать чувство товарищества, сотрудничества.

Оборудование:

1) Карта путешествия

2) Раздаточные карточки (для работы в парах)

например:

   тко  

на обороте ответы

      кот, ток    

и т.д.

3) Сигнальные карточки (желтый – правильный ответ, черный – неправильный)

4) Тетрадь для печатания(карандаши: синий, красный, зеленый) – у каждого ученика

5) Плакат на доске для тестирования

6) Запись пословицы

ХОД УРОКА

1. Учитель: Сегодня совершим путешествие в страну «Буквы и звуки». Путешествие будет веселым и интересным. Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые встретятся вам на пути. А справиться с этими заданиями вам помогут верные помощники. Назовите их.
Дети: Внимание и память
У: А ещё хорошая дисциплина. Ведь на борт самолета берутся самые надежные товарищи, самые ответственные люди. Девизом нашего полета станет пословица
Дети читают хором: «Не беда ошибиться, беда не исправиться»

2. Наша первая станция: «Разминка»

Запись на доске:

НОС             ЛАК                ЗИМА
СОН             СОБАКА         РИС
РАМА          КОНИ              ЛЕС

1) Прочитайте 1 столбик, 2 столбик, 3 столбик
2) Прочитайте верхнюю строчку, нижнюю, среднюю
3) Найдите и прочитайте односложные слова.
Д: Нос, сон, лак, рис, лес.
У: Двусложные
Д: Рама, кони, зима
У: Слово состоящее из трех слогов
Д: Собака
4) Назовите двусложные слова, где первый слог стоит в сильной позиции
Д: Рама, кони
5) Какие слова начинаются с глухого согласного?
Д: Сон, собака, кони
6) А какие со звонкого согласного?
Д: Нос, рама, лак, зима, рис, лес
7) Прочитайте слова, которые начинаются с парного согласного.
Д: Собака, кони, сон, зима
У: С непарного согласного
Д: Нос, рама, лак, рис, лес
8) Назовите слова, где первый звук в слове звучит мягко.
Д: Зима, рис, лес
У: Где звучит твердо
Д: Нос, сон, рама, лак, собака, кони
Вывод:
У: Согласный звук может быть каким?
Д: Твердым или мягким, парным или непарным, глухим или звонким
У: Что определяет гласный в слове?
Д: Количество слогов, влияет на мягкость или твердость согласного, может быть в сильной или в слабой позиции

3. Смекалкино (работа в парах)

1) Дети по карточкам в тетрадях для печатанья составляют слова (1 – 2 минуты).
2) На обратной стороне карточки ответы (самопроверка)
3) Выполняют задание:  в первом слове а) обвести красным кружком букву обозначающую гласный звук; б) согласные подчеркните, если звук согласный мягкий – зеленым, твердый – синим.

Обмениваются  друг с другом тетрадями, проверяют, дают друг другу советы, откладывают печатные тетради в сторону. Учитель проверяет работу, после сдачи тетрадей на проверку.

4. Угадай-ка

Игра «Найди лишнюю букву» (работа в парах)

На доске плакат:

АОУР
АОУИ
СКНО
РНЛС

Совещаются в парах и показывают свою готовность:
а) 1 ученик: лишняя буква Р
2 ученик: Буква Р обозначает согласный звук, а АОУ  гласные и т.д.
б) Лишняя буква И
Этот звук делает согласный мягким, а АОУ твердым.

в) Лишняя буква О. Это гласный, а СКН – обозначают согласные звуки.
г) РНЛС – С – парный глухой согласный, а РНЛ – непарный звонкий согласный.
Вы подключили к работе зрительное внимание, а теперь подключим слуховое внимание.

5. Игровая (с помощью сигналов) ответ обосновывается.

Игра: «Нет или да, а не знаешь, так беда»

У: Звук мы видим?
Д: Нет
У: Букву мы можем написать?
Д: Да
У: Гласный звук произносится легко, его можно спеть?
Д: Да
У: Сколько согласных, столько и слогов?
Д: Нет
У: Согласные бывают парные и непарные?
Д: Да
У: Гласные бывают звонкие и глухие?
Д: Нет
У: Сколько гласных столько и слогов?
Д: Да
У: Продолжите цепочку: звуки ––>
Д: Звуки    ––>  слог  ––>   слово   ––>   предложение   ––>   речь.
Начали со звука, закончили цепочку речью. Это звенья. Все они связаны между собой. Работая над звуками, мы учимся говорить правильно, красиво, учимся мыслить, грамотно излагать свои мысли, а в дальнейшем и грамотно писать. В страну «Буквы и звуки» мы вернемся ещё не раз. А наше путешествие не заканчивается. На следующем уроке мы попадем в страну: «Развитие речи»

6. Конечная

С помощью сигнальных карточек дети оценивают свою работу. Высказывают своё мнение по поводу своей работы.

– Что особенно понравилось на уроке?
– Какие трудности возникли?