Арттерапевтические методы как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Арт-терапия – это здравоохранительная инновационная технология, (дословно) лечение искусством, т. е. метод изменения мироощущения человека через творческую деятельность. Актуальность данной технологии состоит в создании современных интересных и эффективных занятий.

За последние десятилетия наука расширила представления о природе детских восприятий и впечатлений, об их влиянии на развитие личности ребенка в целом. Творческое воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире. Поэтому надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе.

Каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Желательно чтобы все сенсорные процессы у детей развивались синхронно и сбалансировано. Ведь именно они раскрывают внутренний мир ребёнка и эмоционально окрашивают весь последующий процесс познания.

Работая с малышами, я заметила, что они как бы раскрепощённые в рисунке. Для них главное оставить след на бумаге, и при этом они много говорят, жестикулируют, потому что в младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны.

Подрастая, некоторые дети боятся самовыразиться, поэтому я стараюсь заинтересовать творческим процессом, раскрепостить, чтобы исчез страх перед листом бумаги, перед красками. Дети с большим желанием участвуют в проведении практических занятий.

Арт-терапевтические техники помогают мне достичь максимальных успехов в развитии творческих способностей детей и формировании изобразительных умений и навыков.
Отдельными техниками мы занимались три года, а в комплексе уже два года.

Тема: «Золотая осень» (подготовительная группа).

Цели:

  • знакомить с жанром изобразительного искусст­ва — пейзажем;
  • учить создавать различные образы дере­вьев, кустов и трав с помощью предложенных техник, развивать навыки и умения,
  • воспитывать любовь к природе.

Оборудование: альбом «Пейзаж», коллекция детских рисунков за прошлые годы, бумага формата АЗ, на которой дети ранее изобразили землю и небо пастелью, гуашь, печатки, листья, мягкие и жесткие кисти, кусочек картона для набрызга.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I этап. «Психологическое вхождение»

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Дети поют осеннюю песню «Падают листья» М.Красева.

II этап. «Познавательно-игровой»

Воспитатель показывает иллюстрации на тему «Осень», беседует с детьми о явлении природы, которое называется «бабье лето» – это короткий промежуток времени с хорошей погодой ранней осенью нет дож­дей, небо голубое, погода теплая, листья разноцветные.

Дети рассматривают пейзажи И. Левитана «Вечер­ний звон», «Золотая осень», рисунки своих сверстни­ков за прошлые годы, вспоминают, какие осенние цвета они видели.
Релаксация с использованием музыки П.Чайковский Времена года «Осенняя песенка» (обсуждаем то, что представили).

III этап. «Практический»

Работаем в цвете: игра «Кто больше» (дети должны сочинить на палитре как можно больше разных оттенков).

Педагог предлагает детям выбрать осенние краски, краски золотой осени (желтый, пурпурный, бордовый, оранже­вый, багряный, коричневый, охра) из множества имею­щихся на палитре, рассмотреть букеты сдавших листьев и пока­зать те из них, цвета и оттенки которых понравились.

Гимнастика для глаз: «Поймай зайчика»

Дается задание нарисовать пейзажи золотой осени с применением выбранных техник. При их выборе дети рассматривают и делают свои эскизы, решают, какие способы более привлекательны, комбинируют и дополняют разными оттисками и оттенками цвета.

IV этап. «Психологическая разгрузка»

Итог: анализ занятия. Законченные рисунки развешиваются для просмотра. Дети придумывают им названия, объясняют их. Рассказывают, чем похожи или не похожи их рисунки на другие картины осени. Обязательно положительно оценивается работа каждого ребёнка. Делаем выставку: «Осень»

Воспитатель читает стихотворение 3. Федоровской «Осень»:

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила,
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем, только дуб зеленый.
Утешает осень: Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!

Литература:

  1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с., илл.
  2. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – СПб: ТЦ Сфера, 2002.