Тема: «Растения, которые мы едим»
Цель: создать проблемную ситуацию для сравнения понятий «ягода» и «плод».
Задачи:
- познакомить учащихся с признаками деления растений; с понятием «плод», типами плодов
- учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;
- воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.
Ожидаемый результат для учащихся: научатся различать понятия плод и ягода, увидят, из каких этапов состоит исследовательская деятельность.
Оборудование: компьютер с программой PowerPoint, экран (или интерактивная доска), заранее заготовлены картинки ягод и фруктов, созданы некоторые слайды.
Примечание: презентация составлена вместе с детьми на уроке (Приложение 1).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Посмотрите и улыбнитесь друг другу.
II. Постановка темы
– Отгадайте загадки:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)Круглое, да не мяч,
Желтое, да не масло,
Сладкое, да не сахар,
С хвостиком, да не мышь. (Репа)Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец)
– Как назвать одним словом эти отгадки? (Плоды,
растения)
– Что еще между ними общего? (Едим)
– А теперь объедините эти два ответа и вы узнаете
тему нашего урока. (Растения, которые мы едим)
III. Постановка проблемы
– Попробуйте в группах разделить растения на группы: яблоко, груша, томат, капуста, малина, огурец, морковь, редис, слива. Назовите признаки деления растений. (Во время групповой работы детей вставляются картинки в слайд 2)
Каждая команда защищает свое мнение о какой-либо одной группе. Другие дети обсуждают. (Создается слайд 3 в период выступления групп).
– Посмотрите, как по-разному мы разделили
растения на группы, назвали разные признаки
деления. Почему одна группа отнесла малину к
фруктам, а другая к ягодам? Что же такое малина?
– Вспомните, как делим растения, которые мы едим,
на группы? (Где растут, какие части растений мы
употребляем, слайд 4)
– Какой вывод нашей работы можно сделать? (Создается
слайд 5)
– Какую цель нашей работы можно поставить? (Создается
слайд 6)
– Какие гипотезы можете предложить? (Создается
слайд 7)
IV. Работа по теме
– Перед вами толкование слова «плод». (Слайд
8)
– Что интересного узнали из определения?
– Кто объяснит смысл слова «плод»?
– Какие плоды вы узнали? (Слайд 9, в начале дети
узнают типы плодов, потом сравнивают свои ответы)
– Что интересное заметили? (Ягода – вид плода)
– Молодцы! А сейчас я усложняю задание и
предлагаю познакомиться с разным количеством
косточек в плодах. (Изучение происходит по
слайдам 10,11)
Физминутка
– Вы внимательно и активно работали и прежде, чем перейти к следующему заданию, немного отдохнем.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все выше, выше,
Деревцо все ниже.
V. Обобщение полученных знаний
– Итак, вы, как настоящие ученые, изучили типы
плодов, признаки ягоды, и теперь можете
проанализировать и обобщить новые знания
(Создается слайд 12)
– Где растут растения? (В огороде, саду)
– Что растет в огороде, саду? (Овощи, фрукты)
– Какие части овощей мы употребляем в пищу? (Корень,
стебель, листья, плод)
– А что объединяет фрукт и плод? Вспомните
определение плода. (ПЛОД, орган растений,
образующийся из цветка и служащий для
формирования, защиты и распространения
заключенных в нем семян.)
– Что мы знаем о плодах? (Бывают
сухими и сочными)
– Приведите примеры сухих и сочных плодов. (Сухие
плоды: орехи, зерна, семечки; сочные плоды:
яблочко, костянка)
– Куда отнести ягоду? (К сочным плодам,
относящимся к фруктам и овощам)
– Каков будет вывод нашего исследования? (создается
слайд 13)
VI. Закрепление знаний. Проверь себя
– Ну что же, теперь вы сами сможете различать
типы плодов, узнавать ягоду. Давайте посмотрим,
как у вас это получится. Сейчас вам нужно будет,
опираясь на полученные знания, ответить на два
вопроса. Назовите фрукты, у которых плод – ягода? (Малина,
смородина, земляника, клубника, киви, арбуз)
Назовите овощи, у которых плод – ягода? (Огурец,
помидор, кабачок, тыква, баклажан) (создается
слайд 14)
VII.Домашнее задание
– Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику с. 143 – 145 и выполните задания в тетради. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – нарисовать фрукты, у которых плод – ягода.
VIII. Итог урока
– Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть
учеными, исследователями?
– Что нового для себя вы узнали?
– Что было самым трудным?
– А что больше всего понравилось делать?
– Что помогало вам справиться с заданиями?
– Что было самым интересным?
– Поблагодарите друг друга за работу, я
благодарю всех вас.