Окружающий мир по теме "Растения, которые мы едим". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема: «Растения, которые мы едим»

Цель: создать проблемную ситуацию для сравнения понятий «ягода» и «плод».

Задачи:

  • познакомить учащихся с признаками деления растений; с понятием «плод», типами плодов
  • учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;
  • воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.

Ожидаемый результат для учащихся: научатся различать понятия плод и ягода, увидят, из каких этапов состоит исследовательская деятельность.

Оборудование: компьютер с программой PowerPoint, экран (или интерактивная доска), заранее заготовлены картинки ягод и фруктов, созданы некоторые слайды.

Примечание: презентация составлена вместе с детьми на уроке (Приложение 1).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Посмотрите и улыбнитесь друг другу.

II. Постановка темы

– Отгадайте загадки:

Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

Круглое, да не мяч,
Желтое, да не масло,
Сладкое, да не сахар,
С хвостиком, да не мышь. (Репа)

Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец)

– Как назвать одним словом эти отгадки? (Плоды, растения)
– Что еще между ними общего? (Едим)
– А теперь объедините эти два ответа и вы узнаете тему нашего урока. (Растения, которые мы едим)

III. Постановка проблемы

– Попробуйте в группах разделить растения на группы: яблоко, груша, томат, капуста, малина, огурец, морковь, редис, слива. Назовите признаки деления растений. (Во время групповой работы детей вставляются картинки в слайд 2)

Каждая команда защищает свое мнение о какой-либо одной группе. Другие дети обсуждают. (Создается слайд 3 в период выступления групп).

– Посмотрите, как по-разному мы разделили растения на группы, назвали разные признаки деления. Почему одна группа отнесла малину к фруктам, а другая к ягодам? Что же такое малина?
– Вспомните, как делим растения, которые мы едим, на группы? (Где растут, какие части растений мы употребляем, слайд 4)
– Какой вывод нашей работы можно сделать? (Создается слайд 5)
– Какую цель нашей работы можно поставить? (Создается слайд 6)
Какие гипотезы можете предложить? (Создается слайд 7)

IV. Работа по теме

– Перед вами толкование слова «плод». (Слайд 8)
– Что интересного узнали из определения?
– Кто объяснит смысл слова «плод»?
– Какие плоды вы узнали? (Слайд 9, в начале дети узнают типы плодов, потом сравнивают свои ответы)
– Что интересное заметили? (Ягода – вид плода)
– Молодцы! А сейчас я усложняю задание и предлагаю познакомиться с разным количеством косточек в плодах. (Изучение происходит по слайдам 10,11)

Физминутка

– Вы внимательно и активно работали и прежде, чем перейти к следующему заданию, немного отдохнем.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все выше, выше,
Деревцо все ниже.

V. Обобщение полученных знаний

– Итак, вы, как настоящие ученые, изучили типы плодов, признаки ягоды, и теперь можете проанализировать и обобщить новые знания (Создается слайд 12)
– Где растут растения? (В огороде, саду)
– Что растет в огороде, саду? (Овощи, фрукты)
– Какие части овощей мы употребляем в пищу? (Корень, стебель, листья, плод)
– А что объединяет фрукт и плод? Вспомните определение плода. (ПЛОД, орган растений, образующийся из цветка и служащий для формирования, защиты и распространения заключенных в нем семян.)
Что мы знаем о плодах? (Бывают сухими и сочными)
– Приведите примеры сухих и сочных плодов. (Сухие плоды: орехи, зерна, семечки; сочные плоды: яблочко, костянка)
– Куда отнести ягоду? (К сочным плодам, относящимся к фруктам и овощам)
– Каков будет вывод нашего исследования? (создается слайд 13)

VI. Закрепление знаний. Проверь себя

– Ну что же, теперь вы сами сможете различать типы плодов, узнавать ягоду. Давайте посмотрим, как у вас это получится. Сейчас вам нужно будет, опираясь на полученные знания, ответить на два вопроса. Назовите фрукты, у которых плод – ягода? (Малина, смородина, земляника, клубника, киви, арбуз)
Назовите овощи, у которых плод – ягода? (Огурец, помидор, кабачок, тыква, баклажан) (создается слайд 14)

VII.Домашнее задание

– Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику с. 143 – 145 и выполните задания в тетради. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – нарисовать фрукты, у которых плод – ягода.

VIII. Итог урока

– Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?
– Что нового для себя вы узнали?
– Что было самым трудным?
– А что больше всего понравилось делать?
– Что помогало вам справиться с заданиями?
– Что было самым интересным?
– Поблагодарите друг друга за работу, я благодарю всех вас.