Групповые творческо-практические работы на уроках природоведения и географии

Разделы: География


Главная цель преподавания – не только обучить учащихся основному содержанию науки, развить интерес и понимание к изучаемому материалу, но и сформировать практические навыки для дальнейшего развития личности.

Для наиболее эффективного метода работы в школе необходимо выбрать такие формы, при которых будут в равной степени задействованы все виды физических чувств восприятия в процессе обучения. Для выявления наиболее эффективных каналов восприятия информации мной было проведено исследование, главная задача которого – определить количество и долю учеников с выраженными физическими особенностями восприятия для использования их в обучении. Предмет исследования - личные физические чувства в процессе обучения и работы.Актуальность проблемы заключается в выявлении более эффективного канала восприятия информации учащимися и его дальнейшее использования в педагогической деятельности, с целью активизации обучения. Инструментарием для исследования явился Аналитический обзор стиля обучения (АОСО), разработки самостоятельного метода оценки восприятия и запоминания, автор РебеккаЛ. Оксфорд, доктора наук Университета Алабамы, 1993 г.

Исследования мной школьной группы учащихся выявили преобладание учеников со слуховым каналом восприятия (62,06%), тогда как доля способных воспринимать информацию зрительным органом чуть ниже (57,24%). Из этого я сделала вывод, что для эффективной работы по усвоению материала лучше всего будет создание рабочих групп, куда войдут учащиеся с различными каналами восприятия, что поможет ученикам дополнительно получать информацию друг от друга, лучше усвоить ее и добиться более высокого результата. Подтверждением являются высокие оценки за групповые творческие работы в среднем на 1-2 балла более чем у 70% учащихся.

В работе я часто использую групповые методы, как для изучения нового материала, так и для его закрепления. Самыми популярными являются: деловые игры, проектная деятельность, экскурсионный метод, кейс-метод. В группах ребята работают наиболее эффективно и качественно. Это объясняется рядом факторов: 1)особенностью восприятия и прочтения информации, 2)возможностями обсуждения информации, постановки и решения проблем, 3)коллективной выработкой и подачей решений, 4)возможностью сравнительного подведения итогов. Так, выработка решений требует четких и слаженных действий от участников, им необходимо не только найти правильное решение, но и обосновать его или представить творческую защиту. В подобных заданиях дается критерий, на который группа ориентируется в своей работе. Данные критерии отражают не только глубину знаний по вопросу, но и развитие способностей и общечеловеческих качеств (творчество, аккуратность, пунктуальность и др.). В своей практике я применяю данные методы с пятого класса, что дает хорошие результаты. Дополнительной мотивацией в работе является соревновательный характер подведения итогов, поскольку оценивается работа группы, а значит, проводится своеобразный рейтинг успешности групп, что так же очень важно для учащихся. Подобные занятия проводятся как в начале, так и в конце учебного года.

Основными целями подобных работ являются:

  • ознакомление с природными компонентами на данной территории (например: изучение почв и растительного покрова в природных комплексах пришкольного участка, леса, парка и др.);
  • определение взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;
  • выявление изменений произошедших в природе объекта за период (например: зима, осень, весна, или более короткий временной отрезок);
  • прогноз изменений на будущее и разработка возможных защитных мер по остановке развития негативных изменений объекта;
  • определение антропогенного воздействия на природу объекта, его степени, значения и глубины;
  • формирование экологической и природоохранной культуры учеников.

На экскурсиях школьники учатся анализировать наблюдаемые ими местные особенности природы и хозяйственной деятельности людей, сравнивать различные географические объекты и территории. На основе конкретного изучения причинно-следственных связей географических явлений и процессов во время экскурсий у школьников формируется осознание необходимости бережного отношения к естественным ресурсам. Экскурсии и практические работы, которые строятся на изучении, накоплении и использовании краеведческого материала, содействуют активному усвоению знаний и формированию практических умений и навыков.

В ходе выполняемых работ идет сбор и обработка информации и составление программы возможных и посильных действий учащихся, их семей и ближнего окружения по защите среды обитания от негативного влияния на природные компоненты и природные комплексы. Итогом выполнения работ и усвоения материала являются практические работы, оформленные учащимися, творческие работы, устный опрос или иная форма проверки знаний.

Я предлагаю материалы для уроков природоведения в 5 классе, с использованием методики групповых творческо-практических работ, которые позволяют представить направление и уровень подготовки к географии.


Тема урока: «Осенняя экскурсия».

Тип урока: экскурсия на природу.

Цели, задачи урока:

  • закрепить понятие о теле, веществе, живой и неживой природе, фенологических наблюдениях;
  • методом наблюдения установить особенности осеннего этапа развития живой природы;
  • формирование внимательного и бережного отношения к окружающей среде;
  • выработка навыков и умений наблюдать и сопоставлять увиденное, формирование творческого подхода к выполнению работ;
  • формирование интереса к естественным наукам.

Оборудование: тетради для записей, карандаши, бумажные пакеты для гербария, фотоаппараты, раздаточный материал.

План урока:

1. Ввести понятия фенология и фенологические наблюдения.
2. Постановка целей и задач на проведение экскурсии.
3. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности.
4. Организация и проведение экскурсии.
5. Домашнее задание по итогам экскурсии.

ХОД УРОКА

1. Знакомство с понятиями «фенология» и «фенологические наблюдения», «фенологические сезоны»

В качестве опережающих заданий классу были выданы тексты для домашнего изучения, в классе проводится фронтальный опрос по проверке усвоения материала.

На доске висят таблички с понятиями:

ФЕНОЛОГИЯ, ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ СЕЗОНЫ

2. Постановка целей и задач (цели висят на доске)

Цель экскурсии – расширить фактические знания об особенностях окружающей среды в осенний период развития природы.

Задачи:

  • уметь наблюдать за природой и ее особенностями;
  • выявлять характерные признаки природы и ее частей в различных проявлениях;
  • научиться творчески оформлять и демонстрировать изученный материал;
  • научиться быстро и слаженно работать в группе.

3. Экскурсия на пришкольный участок

Класс разбить на 4 группы, в каждой группе выбрать бригадира, художника-оформителя, биологов, журналистов и ответственного за презентацию. На каждую группу выдать лист с инструкциями и заданиями и план пришкольного участка, с обозначенным на нем маршрутом экскурсии. Учитель проводит экскурсию по территории пришкольного участка, показывает и называет растения (деревья, кустарники, цветы и травы), произрастающие во дворе школы, вместе с учениками определяет и перечисляет особенности развития природы в осенний период. Ученики записывают основную информацию, фотографируют или зарисовывают растения, собирают растения для гербария.

5. Постановка домашнего задания

Домашнее задание прописано в раздаточном материале, который был выдан на группу (лист подсказок). Учителю необходимо еще раз напомнить учащимся об этих заданиях и указать критерии оценок для их проверки.

На следующем уроке каждая бригада защищает свой творческий проект: «Лицо-коллаж пришкольного участка». Основные критерии для оценки: (записаны в раздаточном материале).

Раздаточный материал:

1. Информационный лист и основные критерии оценки.
2. Лист подсказок
3. Задания для группы.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

БРИГАДИР – лицо ответственное за работу всей бригады, порядок и дисциплину в группе при проведении экскурсии и работы в целом.
ХУДОЖНИК-ОФОРМИТЕЛЬ – отвечает за оформление и эстетическую подачу материала, под его руководством группа создает проект.
БИОЛОГ – отвечает за правильность написания названий растений и животных, подбирает и готовит необходимую информацию об изучаемых объектах живой природы, отвечает за подготовку и оформление гербария с растениями.
ЖУРНАЛИСТ – отвечает за подбор разного рода информации (тексты, фотографии, картинки, музыкальное сопровождение и т.д.), составляет или пишет тексты, готовит картинки или фотографии изучаемых объектов, отвечает за подачу материала.
ОРАТОР – организует и проводит презентацию и защиту творческого проекта.

ЛИСТ ПОДСКАЗОК

ФЕНОЛОГИЯ – наука о сезонном развитии живой природы в связи со сменой времен года и изменениями погоды.

ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ СЕЗОНЫ – части года, границы между которыми устанавливаются по наступлению особенно характерных сезонных явлений:

1) предвесенний – время пробуждения небольшого числа самых ранних видов растений.
2) ранняя весна – время появления и начала развития листьев большинства деревьев и кустарников до начала цветения фруктовых деревьев и ягодных кустарников.
3) разгар весны – до начала цветения озимой ржи на полях и малины в садах.
4) раннее лето – время максимального цветения луговых растений и начала созревания первых ягод до цветения липы мелколистной.
5) полное лето – время созревания ранних плодов и уборки хлебов, кончается полным созреванием плодов рябины и началом осеннего пожелтения листьев берез и лип.
6) ранняя осень – время созревания поздних плодов, осеннего расцвечивания листьев у древесной и кустарниковой растительности.
7) глубокая осень – время массового листопада, кончается полным листопадом и прекращением вегетации травянистых растений.
8) зима – период покоя растительности.

Задания для группы:

1. Изучить маршрут экскурсии, определить места стоянок.
2. Собрать максимум информации о растениях и животных, которые встретятся во время экскурсии (названия научные и народные, характеристики, применение их человеком, фотографии, картинки и рисунки каждого объекта).
3. Собрать материалы для осеннего гербария, оформить гербарий в виде альбома или коллажа.
4. На листе ватмана подготовить и защитить творческую работу группы: «Лицо-коллаж пришкольного участка».

Основные критерии для оценки творческих заданий:

  • правильность отображения собранной информации – 2 балла;
  • образность создания творческого проекта – 1 балл;
  • уверенная и интересная защита выполненной работы, яркая презентация – 2 балла.

Итого: максимально – 5 баллов.


Тема урока: «Весенняя экскурсия».

Цели, задачи урока:

  • повторить и закрепить понятие фенология и методах изучения природы, методом наблюдения установить особенности весеннего этапа развития живой природы, сравнить его с осенними признаками;
  • формировать внимательное и бережное отношение к окружающей среде, чувства сострадания и помощи природе от негативного влияния природного и антропогенного воздействия;
  • выработать навыки и умения наблюдать и сопоставлять увиденное, формировать творческий подхода к выполнению работ, формировать умения определять причинно-следственные связи природных и антропогенных явлений и их последствий.

Оборудование: блокноты для записей, карандаши, бумажные пакеты для гербария, фотоаппараты, раздаточный материал на группу, табличка «БАНК ДАННЫХ».

План урока:

1. Постановка целей и задач для экскурсии, оформление выставки работ «Банк данных» (творческие работы по результатам осенней экскурсии).
2. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности.
3. Организация и проведение экскурсии на пришкольный участок.
4. Домашнее задание по итогам урока.

ХОД УРОКА

1. Постановка целей и задач для экскурсии(висят на доске в печатном варианте)

Цели экскурсии:

  • изучить территорию пришкольного участка, определить количество деревьев и кустарников
  • на территории пришкольного участка;
  • выявить пострадавшие растения, обозначить их на плане;
  • объяснить причины бедственного состояния растений на территории;
  • разработать программу помощи пострадавшим растениям;
  • подготовить и защитить творческую работу «Экологический паспорт пришкольного участка».

2. Проведение вводного инструктажа по ТБ

3. Экскурсия на пришкольный участок

Класс разбить на 4 группы, в каждой группе выбрать ответственных. На группу выдать листы с инструкциями, приложениями и заданиями и план пришкольного участка, с обозначенным на нем маршрутом экскурсии, а так же вывесить на доске под рубрикой «Банк данных» творческие работы учащихся по результатам осенней экскурсии, для восстановления знаний.
Учитель проводит экскурсию по территории пришкольного участка, напоминает называния растения деревьев и кустарников, произрастающие во дворе школы, вместе с учениками определяет и перечисляет особенности развития природы в весенний период, обращает внимание на повреждения изучаемых растений после зимы. Ученики записывают основную информацию, фотографируют или зарисовывают растения и поврежденные участки, определяют степень и причины повреждений, собирают растения для гербария.

4. Домашнее задание

Домашнее задание прописано в раздаточном материале, который выдается на группу. Учителю необходимо еще раз напомнить учащимся об этих заданиях и указать критерии оценок для их проверки, для удобства рассмотрения раздаточного материала на доске вывешиваются материалы листа подсказок и критерии оценки.
На следующем уроке каждая бригада защищает свой творческий проект: «Экологический паспорт пришкольного участка».

Основные критерии оценки (висят на доске и выдаются бригадирам):

  • правильность и четкость отображения собранной информации – 1 балл;
  • образность создания творческого проекта – 1 балл;
  • уверенная, интересная и яркая защита выполненной работы – 1 балл;
  • творческий подход к презентации групповой работы (проекта) – 1 балл;
  • высказывание собственных мнений и суждений по оценке и перспективам изучаемых объектов – 1 балл.

Итого:максимально – 5 баллов.

Раздаточный материал:

1. Информационный лист (из материалов осенней экскурсии) и основные критерии оценки.
2. Лист подсказок (из материалов осенней экскурсии)
3. Задания для группы.
4. Требования к созданию творческого проекта.

Задания для группы:

1. Вспомнить маршрут осенней экскурсии, места стоянок, названия растений.
2. Собрать максимум информации о пострадавших растениях, которые встретятся во время экскурсии (названия научные и народные, их характеристики, использование человеком, фотографии, картинки и рисунки каждого объекта, возможные способы поддержки растений и устранение обнаруженных травм на растениях), определить фенологический сезон.
3. Собрать материалы для весеннего гербария, оформить гербарий в виде альбома или коллажа.
4. В произвольной форме подготовить и защитить творческую работу группы: «Экологический паспорт пришкольного участка».

Требования к созданию творческого проекта:

1. Информация о месте нахождения территории.
2. Информация об объектах территории (описание объектов).
3. Задачи исследования.
4. Результаты исследования (что выявлено в результате исследования и изучения территории и объектов).
5. Предложения по выявленным результатам исследований, личное мнение и отношение к полученным сведениям (программа посильной помощи пострадавшим объектам).
6. Творческий подход.
7. Аккуратность и эстетичность оформления работы
8. Список использованной литературы и источников.

Итогом работы является творческая защита проекта «Экологический паспорт пришкольного участка», который заслушивается на следующем учебном занятии. Особо заинтересованные ученики продолжают работу в летний период, где могут реализовать свой план помощи пострадавшим растениям. Для некоторых эта работа является своеобразным этапом в научно-исследовательской и проектной деятельности. Подобные работы в старших классах стимулируют учеников не только к развитию географической культуры, но и к самопознанию и самосовершенствованию.