Главная цель преподавания – не только обучить учащихся основному содержанию науки, развить интерес и понимание к изучаемому материалу, но и сформировать практические навыки для дальнейшего развития личности.
Для наиболее эффективного метода работы в школе необходимо выбрать такие формы, при которых будут в равной степени задействованы все виды физических чувств восприятия в процессе обучения. Для выявления наиболее эффективных каналов восприятия информации мной было проведено исследование, главная задача которого – определить количество и долю учеников с выраженными физическими особенностями восприятия для использования их в обучении. Предмет исследования - личные физические чувства в процессе обучения и работы.Актуальность проблемы заключается в выявлении более эффективного канала восприятия информации учащимися и его дальнейшее использования в педагогической деятельности, с целью активизации обучения. Инструментарием для исследования явился Аналитический обзор стиля обучения (АОСО), разработки самостоятельного метода оценки восприятия и запоминания, автор РебеккаЛ. Оксфорд, доктора наук Университета Алабамы, 1993 г.
Исследования мной школьной группы учащихся выявили преобладание учеников со слуховым каналом восприятия (62,06%), тогда как доля способных воспринимать информацию зрительным органом чуть ниже (57,24%). Из этого я сделала вывод, что для эффективной работы по усвоению материала лучше всего будет создание рабочих групп, куда войдут учащиеся с различными каналами восприятия, что поможет ученикам дополнительно получать информацию друг от друга, лучше усвоить ее и добиться более высокого результата. Подтверждением являются высокие оценки за групповые творческие работы в среднем на 1-2 балла более чем у 70% учащихся.
В работе я часто использую групповые методы, как для изучения нового материала, так и для его закрепления. Самыми популярными являются: деловые игры, проектная деятельность, экскурсионный метод, кейс-метод. В группах ребята работают наиболее эффективно и качественно. Это объясняется рядом факторов: 1)особенностью восприятия и прочтения информации, 2)возможностями обсуждения информации, постановки и решения проблем, 3)коллективной выработкой и подачей решений, 4)возможностью сравнительного подведения итогов. Так, выработка решений требует четких и слаженных действий от участников, им необходимо не только найти правильное решение, но и обосновать его или представить творческую защиту. В подобных заданиях дается критерий, на который группа ориентируется в своей работе. Данные критерии отражают не только глубину знаний по вопросу, но и развитие способностей и общечеловеческих качеств (творчество, аккуратность, пунктуальность и др.). В своей практике я применяю данные методы с пятого класса, что дает хорошие результаты. Дополнительной мотивацией в работе является соревновательный характер подведения итогов, поскольку оценивается работа группы, а значит, проводится своеобразный рейтинг успешности групп, что так же очень важно для учащихся. Подобные занятия проводятся как в начале, так и в конце учебного года.
Основными целями подобных работ являются:
- ознакомление с природными компонентами на данной территории (например: изучение почв и растительного покрова в природных комплексах пришкольного участка, леса, парка и др.);
- определение взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;
- выявление изменений произошедших в природе объекта за период (например: зима, осень, весна, или более короткий временной отрезок);
- прогноз изменений на будущее и разработка возможных защитных мер по остановке развития негативных изменений объекта;
- определение антропогенного воздействия на природу объекта, его степени, значения и глубины;
- формирование экологической и природоохранной культуры учеников.
На экскурсиях школьники учатся анализировать наблюдаемые ими местные особенности природы и хозяйственной деятельности людей, сравнивать различные географические объекты и территории. На основе конкретного изучения причинно-следственных связей географических явлений и процессов во время экскурсий у школьников формируется осознание необходимости бережного отношения к естественным ресурсам. Экскурсии и практические работы, которые строятся на изучении, накоплении и использовании краеведческого материала, содействуют активному усвоению знаний и формированию практических умений и навыков.
В ходе выполняемых работ идет сбор и обработка информации и составление программы возможных и посильных действий учащихся, их семей и ближнего окружения по защите среды обитания от негативного влияния на природные компоненты и природные комплексы. Итогом выполнения работ и усвоения материала являются практические работы, оформленные учащимися, творческие работы, устный опрос или иная форма проверки знаний.
Я предлагаю материалы для уроков природоведения в 5 классе, с использованием методики групповых творческо-практических работ, которые позволяют представить направление и уровень подготовки к географии.
Тема урока: «Осенняя экскурсия».
Тип урока: экскурсия на природу.
Цели, задачи урока:
- закрепить понятие о теле, веществе, живой и неживой природе, фенологических наблюдениях;
- методом наблюдения установить особенности осеннего этапа развития живой природы;
- формирование внимательного и бережного отношения к окружающей среде;
- выработка навыков и умений наблюдать и сопоставлять увиденное, формирование творческого подхода к выполнению работ;
- формирование интереса к естественным наукам.
Оборудование: тетради для записей, карандаши, бумажные пакеты для гербария, фотоаппараты, раздаточный материал.
План урока:
1. Ввести понятия фенология и фенологические
наблюдения.
2. Постановка целей и задач на проведение
экскурсии.
3. Проведение вводного инструктажа по технике
безопасности.
4. Организация и проведение экскурсии.
5. Домашнее задание по итогам экскурсии.
ХОД УРОКА
1. Знакомство с понятиями «фенология» и «фенологические наблюдения», «фенологические сезоны»
В качестве опережающих заданий классу были выданы тексты для домашнего изучения, в классе проводится фронтальный опрос по проверке усвоения материала.
На доске висят таблички с понятиями:
ФЕНОЛОГИЯ, ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ СЕЗОНЫ
2. Постановка целей и задач (цели висят на доске)
Цель экскурсии – расширить фактические знания об особенностях окружающей среды в осенний период развития природы.
Задачи:
- уметь наблюдать за природой и ее особенностями;
- выявлять характерные признаки природы и ее частей в различных проявлениях;
- научиться творчески оформлять и демонстрировать изученный материал;
- научиться быстро и слаженно работать в группе.
3. Экскурсия на пришкольный участок
Класс разбить на 4 группы, в каждой группе выбрать бригадира, художника-оформителя, биологов, журналистов и ответственного за презентацию. На каждую группу выдать лист с инструкциями и заданиями и план пришкольного участка, с обозначенным на нем маршрутом экскурсии. Учитель проводит экскурсию по территории пришкольного участка, показывает и называет растения (деревья, кустарники, цветы и травы), произрастающие во дворе школы, вместе с учениками определяет и перечисляет особенности развития природы в осенний период. Ученики записывают основную информацию, фотографируют или зарисовывают растения, собирают растения для гербария.
5. Постановка домашнего задания
Домашнее задание прописано в раздаточном материале, который был выдан на группу (лист подсказок). Учителю необходимо еще раз напомнить учащимся об этих заданиях и указать критерии оценок для их проверки.
На следующем уроке каждая бригада защищает свой творческий проект: «Лицо-коллаж пришкольного участка». Основные критерии для оценки: (записаны в раздаточном материале).
Раздаточный материал:
1. Информационный лист и основные критерии
оценки.
2. Лист подсказок
3. Задания для группы.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
БРИГАДИР – лицо ответственное за работу всей
бригады, порядок и дисциплину в группе при
проведении экскурсии и работы в целом.
ХУДОЖНИК-ОФОРМИТЕЛЬ – отвечает за оформление и
эстетическую подачу материала, под его
руководством группа создает проект.
БИОЛОГ – отвечает за правильность написания
названий растений и животных, подбирает и
готовит необходимую информацию об изучаемых
объектах живой природы, отвечает за подготовку и
оформление гербария с растениями.
ЖУРНАЛИСТ – отвечает за подбор разного рода
информации (тексты, фотографии, картинки,
музыкальное сопровождение и т.д.), составляет или
пишет тексты, готовит картинки или фотографии
изучаемых объектов, отвечает за подачу
материала.
ОРАТОР – организует и проводит презентацию и
защиту творческого проекта.
ЛИСТ ПОДСКАЗОК
ФЕНОЛОГИЯ – наука о сезонном развитии живой природы в связи со сменой времен года и изменениями погоды.
ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ СЕЗОНЫ – части года, границы между которыми устанавливаются по наступлению особенно характерных сезонных явлений:
1) предвесенний – время пробуждения небольшого
числа самых ранних видов растений.
2) ранняя весна – время появления и начала
развития листьев большинства деревьев и
кустарников до начала цветения фруктовых
деревьев и ягодных кустарников.
3) разгар весны – до начала цветения озимой ржи на
полях и малины в садах.
4) раннее лето – время максимального цветения
луговых растений и начала созревания первых ягод
до цветения липы мелколистной.
5) полное лето – время созревания ранних плодов и
уборки хлебов, кончается полным созреванием
плодов рябины и началом осеннего пожелтения
листьев берез и лип.
6) ранняя осень – время созревания поздних
плодов, осеннего расцвечивания листьев у
древесной и кустарниковой растительности.
7) глубокая осень – время массового листопада,
кончается полным листопадом и прекращением
вегетации травянистых растений.
8) зима – период покоя растительности.
Задания для группы:
1. Изучить маршрут экскурсии, определить места
стоянок.
2. Собрать максимум информации о растениях и
животных, которые встретятся во время экскурсии
(названия научные и народные, характеристики,
применение их человеком, фотографии, картинки и
рисунки каждого объекта).
3. Собрать материалы для осеннего гербария,
оформить гербарий в виде альбома или коллажа.
4. На листе ватмана подготовить и защитить
творческую работу группы: «Лицо-коллаж
пришкольного участка».
Основные критерии для оценки творческих заданий:
- правильность отображения собранной информации – 2 балла;
- образность создания творческого проекта – 1 балл;
- уверенная и интересная защита выполненной работы, яркая презентация – 2 балла.
Итого: максимально – 5 баллов.
Тема урока: «Весенняя экскурсия».
Цели, задачи урока:
- повторить и закрепить понятие фенология и методах изучения природы, методом наблюдения установить особенности весеннего этапа развития живой природы, сравнить его с осенними признаками;
- формировать внимательное и бережное отношение к окружающей среде, чувства сострадания и помощи природе от негативного влияния природного и антропогенного воздействия;
- выработать навыки и умения наблюдать и сопоставлять увиденное, формировать творческий подхода к выполнению работ, формировать умения определять причинно-следственные связи природных и антропогенных явлений и их последствий.
Оборудование: блокноты для записей, карандаши, бумажные пакеты для гербария, фотоаппараты, раздаточный материал на группу, табличка «БАНК ДАННЫХ».
План урока:
1. Постановка целей и задач для экскурсии,
оформление выставки работ «Банк данных»
(творческие работы по результатам осенней
экскурсии).
2. Проведение вводного инструктажа по технике
безопасности.
3. Организация и проведение экскурсии на
пришкольный участок.
4. Домашнее задание по итогам урока.
ХОД УРОКА
1. Постановка целей и задач для экскурсии(висят на доске в печатном варианте)
Цели экскурсии:
- изучить территорию пришкольного участка, определить количество деревьев и кустарников
- на территории пришкольного участка;
- выявить пострадавшие растения, обозначить их на плане;
- объяснить причины бедственного состояния растений на территории;
- разработать программу помощи пострадавшим растениям;
- подготовить и защитить творческую работу «Экологический паспорт пришкольного участка».
2. Проведение вводного инструктажа по ТБ
3. Экскурсия на пришкольный участок
Класс разбить на 4 группы, в каждой группе
выбрать ответственных. На группу выдать листы с
инструкциями, приложениями и заданиями и план
пришкольного участка, с обозначенным на нем
маршрутом экскурсии, а так же вывесить на доске
под рубрикой «Банк данных»
творческие работы учащихся по результатам
осенней экскурсии, для восстановления знаний.
Учитель проводит экскурсию по территории
пришкольного участка, напоминает называния
растения деревьев и кустарников, произрастающие
во дворе школы, вместе с учениками определяет и
перечисляет особенности развития природы в
весенний период, обращает внимание на
повреждения изучаемых растений после зимы.
Ученики записывают основную информацию,
фотографируют или зарисовывают растения и
поврежденные участки, определяют степень и
причины повреждений, собирают растения для
гербария.
4. Домашнее задание
Домашнее задание прописано в раздаточном
материале, который выдается на группу. Учителю
необходимо еще раз напомнить учащимся об этих
заданиях и указать критерии оценок для их
проверки, для удобства рассмотрения
раздаточного материала на доске вывешиваются
материалы листа подсказок и критерии оценки.
На следующем уроке каждая бригада защищает свой
творческий проект: «Экологический паспорт
пришкольного участка».
Основные критерии оценки (висят на доске и выдаются бригадирам):
- правильность и четкость отображения собранной информации – 1 балл;
- образность создания творческого проекта – 1 балл;
- уверенная, интересная и яркая защита выполненной работы – 1 балл;
- творческий подход к презентации групповой работы (проекта) – 1 балл;
- высказывание собственных мнений и суждений по оценке и перспективам изучаемых объектов – 1 балл.
Итого:максимально – 5 баллов.
Раздаточный материал:
1. Информационный лист (из материалов осенней
экскурсии) и основные критерии оценки.
2. Лист подсказок (из материалов осенней
экскурсии)
3. Задания для группы.
4. Требования к созданию творческого проекта.
Задания для группы:
1. Вспомнить маршрут осенней экскурсии, места
стоянок, названия растений.
2. Собрать максимум информации о пострадавших
растениях, которые встретятся во время экскурсии
(названия научные и народные, их характеристики,
использование человеком, фотографии, картинки и
рисунки каждого объекта, возможные способы
поддержки растений и устранение обнаруженных
травм на растениях), определить фенологический
сезон.
3. Собрать материалы для весеннего гербария,
оформить гербарий в виде альбома или коллажа.
4. В произвольной форме подготовить и защитить
творческую работу группы: «Экологический
паспорт пришкольного участка».
Требования к созданию творческого проекта:
1. Информация о месте нахождения территории.
2. Информация об объектах территории (описание
объектов).
3. Задачи исследования.
4. Результаты исследования (что выявлено в
результате исследования и изучения территории и
объектов).
5. Предложения по выявленным результатам
исследований, личное мнение и отношение к
полученным сведениям (программа посильной
помощи пострадавшим объектам).
6. Творческий подход.
7. Аккуратность и эстетичность оформления работы
8. Список использованной литературы и источников.
Итогом работы является творческая защита проекта «Экологический паспорт пришкольного участка», который заслушивается на следующем учебном занятии. Особо заинтересованные ученики продолжают работу в летний период, где могут реализовать свой план помощи пострадавшим растениям. Для некоторых эта работа является своеобразным этапом в научно-исследовательской и проектной деятельности. Подобные работы в старших классах стимулируют учеников не только к развитию географической культуры, но и к самопознанию и самосовершенствованию.