Любую деятельность человека можно рассматривать как череду исполняемых проектов, разных по масштабу, ответственности и последствиям. Сюда можно отнести приготовление завтрака на скорую руку, продумывание своего вечернего костюма, защиту диссертации, расстановку мебели в комнате и т.д. (СЛАЙД 1, находится у автора)
Проектированием как процессом создания проекта будем называть поиск аргументированных решений, необходимых для достижения выбранной цели с учетом заданных условий.
Проектирование является неотъемлемой частью любой исследовательской деятельности. Проекты могут быть технические, социальные, экономические, военные, педагогические, художественные и т.д. (СЛАЙД 2)
Проектирование включает в себя следующие логические операции:
- разбивку каждого вопроса на части для облегчения его решения;
- исследование закономерности – даже там, где очевидной и естественной последовательности на первый взгляд не выявляется;
- исключение метода проб и ошибок как нерационального (хотя именно благодаря нему до нас дошли многие удивительные творения старины);
- построение мысленных макетов, моделей, образов, схем будущего объекта проектирования;
- максимальное использование своих знаний и воображения;
- изучение литературы и других источников по теме проектирования;
- разносторонний и системный подход к вопросу;
- выбор из всех предлагаемых решений наилучшего.
Проект должен быть убедительным, т. е. аргументы должны быть научно обоснованными.
Рассмотрим последовательность этапов проектирования: (СЛАЙД 3)
1. Начинать работу над проектом надо с выбора темы.
Следует выбрать объект проектирования, т.е. изделие или произведение, социальное мероприятие или услугу, которые вы действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, с помощью которых можно было бы удовлетворить какие-либо потребности людей.
К выбору темы проекта предъявляются определенные требования:
- объект проекта должен быть вам хорошо знаком, понятен, а главное – интересен;
- будущее новое изделие (услуга, мероприятие) должно изготовляться промышленным или кустарным способом с определенной программой выпуска и расчетом на массового или единичного потребителя;
- вы должны быть уверены, что выбранный объект позволит вам реализовать себя в творчестве, что он вам по силам, что вы справитесь с поставленными задачами;
2. На следующем этапе проектирования образов (моделей) будущего изделия исследуется банк идей. От части из них, может быть, придется отказаться, однако некоторые детали, нюансы, находки могут еще пригодиться в дальнейшем.
Образ будущего изделия лучше всего, конечно, передает рисунок. На первых порах не следует пренебрегать чертежами, сделанными от руки, рабочими зарисовками.
Есть учебное задание, которым часто пользуются проектировщики на этапе формирования банка идей. Оно называется клаузу рой – это образ будущего изделия в целом (а также его деталей), выполненный в виде рисунков.
Образ будущего изделия должен иметь законченную композицию и выразительность. Можно использовать любые изобразительные средства (надписи, выделения цветом, даже наложение изображений), лишь бы была достигнута предельная информативность.
3. Тема проекта выбрана, и вы уже кое-что знаете об изделии на уровне образа, представления. Однако теперь еще надо ответить (в первую очередь себе) на следующие вопросы:
- Что из подобных товаров уже предлагает рынок? Какова их эволюция и тенденция изменения? Существует ли конкуренция? Есть ли динамика рыночной цены? Каковы плюсы и минусы этого производства?
- Кто потенциальные потребители вашего нового изделия (возраст. пол, социальное положение, образ жизни, уровень материального состояния, уровень культуры и др.)?
- Какие потребности вы собираетесь удовлетворить внедрением своего изделия, услуги, мероприятия (улучшение потребительских или эстетических качеств; изменение себестоимости и цены; расширение рынка; сокращение производственных, торговых и транспортных расходов и др.)?
4. Теперь вам надо определить источники информации, то есть откуда вы узнаете о том или ином изделии.
5. Материал для изготовления изделия следует выбирать по критериям:
- пригодность материала к обработке с учетом возможностей школьных учебных мастерских;
- возможность декоративной обработки материала;
- прочность, долговечность;
- стоимость материала;
- стоимость его обработки (затраты электроэнергии и рабочего времени);
- амортизация оборудования.
6. Планирование процесса изготовления. Разработка вариантов технологического процесса. Анализ выбранных методов производства в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.
7. Корректировка плана в соответствии с проведенным анализом правильности выбранных вами решений.
8. Оценка стоимости готового изделия и экологическая оценка проекта. Разработка возможностей его реализации с учетом спроса на данную продукцию.
9. Выполнение проекта.
10. Защита проекта.
Любой проект включает в себя: (СЛАЙД 4)
а) пояснительную записку, в которой отражен путь от замысла, через поиск идей и решений, через графическое их воплощение – схемы, рисунки, чертежи – к окончательному проектному решению (пояснительная записка выполняется на листах формата А4, на одной стороне, рукописно или на компьютере, имеет титульный лист, на котором отражена тема проекта – исследования, фамилия, имя, отчество учащегося и руководителя, название учебного заведения, дата; содержание, список литературы, приложения, в тексте должны быть обязательно сноски на литературу);
б) материальное воплощение проекта (изделие, опытный образец, макет, тексты, рисунки, фотографии, видеофильмы и т.д.);
в) публичную защиту выполненного проекта и его результатов. Оценка проекта – исследования. (СЛАЙД 5)
Оценка проекта может проводиться по следующим пяти критериям на четырех уровнях (0, 5, 10, 20 баллов):
- аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;
- объем и полнота разработок, выполнение этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта;
- аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии;
- уровень творчества, оригинальность темы, подходов, найденных решений, предлагаемых аргументов; оригинальность материального воплощения и представления проекта;
- качество оформления, соответствие стандартным требованиям, рубрикация и продуманность структуры текста, качество эскизов, схем, рисунков.
Рассмотрим этапы проектирования на примере проекта-исследования “Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры”.
- Титульный лист. (СЛАЙД 6)
- Содержание. (СЛАЙД 7)
- Введение (актуальность темы, обоснование потребности, цель работы).
- История развития куклы, как предмета культуры и искусства с древнейших времен и до наших дней. (СЛАЙД 8)
- Схема поиска проблемы. (СЛАЙД 9)
- Последовательность выполнения проекта. (СЛАЙД 10)
- План работы. (СЛАЙД 11)
- Источники информации. (СЛАЙД 12)
- Создание классификации русской куклы (практическая часть).
- Выбор модели, материала, оборудования, инструментов, приспособлений для изготовления куклы.
- Технологическая последовательность изготовления куклы.
- Экономическая и экологическая оценка проекта.
- Заключение (выводы о проделанной работе, самооценка и оценка других людей).
- Список литературы.
- Приложения (альбом, готовые изделия).
Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их. Навыки работы с материалами, инструментами, информацией учащиеся получают по мере реализации той или иной идеи в процессе выполнения различных проектов.
Наиболее важными результатами выполненных учащимися проектов являются: реализованный на практике объект проектирования (изделие, услуга, мероприятие), оформленное описание проекта (дневник проектирования или проектная папка), освоенные в ходе проектной деятельности знания и умения, развитые личностные качества и способности школьников.