Данное пособие, содержащее набор задач по физике, отличается от других тем, что в нем подобраны физические задачи с национально-региональным компонентом.
Цель данного пособия – оказать методическую помощь учителям физики средних общеобразовательных школ, работающим в регионе ХМАО – ЮГРА и показать способы применения физических законов и формул в различных жизненных ситуациях, встречающихся у коренных жителей этого региона.
В сборнике представлены задачи по таким темам как: механика, давление, трение, теплопередача, гидростатика.
Как показывает практика, что данный материал лучше представить в виде качественных задач, вопросов и заданий и использовать их комплексно с расчетными задачами в достаточной дозировке и систематически. Эти задачи помогут учащимся познакомиться с различными природными явлениями и глубже понять основные свойства окружающих их веществ и предметов, так как в условия задачи включены национальные и региональные компоненты с использованием местных данных, являющихся неотъемлемой частью жизни местного населения и наиболее знакомых учащимся. Кроме того, учащиеся прочнее усваивают изучаемые физические явления и закономерности, физические понятия. Решая задачи, содержащие национально-региональный компонент, физика помогает приобщиться учащимся к поддержанию традиций своего народа.
Многие наши беды объясняются низкой культурой межнационального общения. Чтобы приобщить учащихся к культуре разных народов, истории и искусству собственного народа, являющихся частью общей культуры человечества, я использую в преподавании физики материалы сказок народов не только Севера, но и других народов, живущих на территории поселения Саранпауль.
Наиболее приемлемой технологией считаю технологию личностно-ориентированного подхода, так как вследствие личностной направленности содержания задач активизируются духовные силы учащихся, которые дают толчок в развитии эмоциональной сферы и интеллекта.
В своей практике предлагаю задачи для учащихся с различной мотивацией, используя следующий методический прием: создание рисованных иллюстраций к сказкам и рассмотрение описанных в них ситуаций с точки зрения физики.
Здесь возможны следующие варианты:
1 – рисунки выполняют учащиеся, а задания к ним
подбирает учитель;
2 – рисунки и задания к ним выполняются самими
учащимися;
3 – рисунки и задания готовит учитель.
Например, предлагаю каждому учащемуся выбрать понравившуюся сказку из фольклора разных народов, создать ее «художественный образ», то есть сделать иллюстрации к ней, а потом сформулировать физические вопросы или дать физический разбор описанной там ситуации. На уроках, где используется этот дидактический материал, обязательно акцентирую внимание учащихся на том, к фольклору какого народа относится эта сказка, где живет этот народ, чем он славится. Таким образом, приобщаю ребят к быту и искусству народов разных стран; подростки учатся понимать не только физику, но и художественные ценности, уважать людей, создавших эти ценности. Считаю это хорошим средством развития учащихся, повторения материала, систематизации знаний, повышения познавательных интересов.