В проведении урока помогает слайдовая презентация (приложение №1).
Тема урока: “О деепричастном обороте, знаках препинания в нем и не только”.
Форма урока: урок-хоккейный матч.
Цели урока (рис. № 2):
1. Усвоить понятие деепричастного оборота, правило постановки знаков препинания в нем.
2. Научиться строить предложения с деепричастным оборотом.
3. Предупредить ошибки при употреблении деепричастий в речи.
4. Проверить степень первичного усвоения материала.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Мы будем вести репортаж с арены стадиона, комментировать матч, который начнется по сигналу судьи. Угадайте, в какую игру мы сыграем.
Загадка эта нелегка:
Пишу всегда через два К:
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я … (хоккей).
2. Проверка домашнего упражнения №234 (рис. № 3, 4).
а) Спортивная разминка “Лови ошибку”.
Найдите ошибки в распределении словосочетаний по 3-м группам.
б) Расскажите правило о написании НЕ с деепричастиями.
3) Словарно-орфографическая минутка. “Спортивный словарь” (рис. № 5, 6).
а) Запишите данные слова, прокомментируйте их лексическое значение.
Комментировать, репортаж, арена, сигнал, традиция, стадион.
б) Из истории слова “хоккей”.
4. Объяснение нового материала. Тренерские
наставления (рис. № 7).
Деепричастный оборот – это деепричастие с
зависимыми словами.
Пример:
Не покладая рук готовились хоккеисты к матчу.
5. Закрепление материала. 1-й период (рис. № 8).
а) Объясните строение выделенных деепричастных оборотов, указав зависимые от деепричастий слова. Определите место деепричастного оборота в предложении.
1) Начиная хоккейный матч, спортсмены по традиции приветствуют друг друга.
2) Судья, подавая сигнал к началу игры, вбрасывает шайбу в поле.
3) Игроки бросаются вперед, стремясь захватить шайбу.
б) № 237. Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. Запишите предложения, подчеркивая деепричастные обороты. Объясните постановку запятых.
6. Штрафная минута. (Если учащиеся допустили ошибки, рис. № 9).
Отредактируйте предложение.
Поехав на спортивный матч, неожиданно начался снегопад.
7. Закрепление материала. 2-й период (рис. № 10).
а) Запишите текст. Используя интонацию, правильно расставьте знаки препинания в предложениях, в том числе при деепричастном обороте.
Что такое вратарь? Вы наверняка ответите: “Конечно же, это игрок, защищающий ворота при игре”. Но когда-то слово “вратарь” имело значение “сторож городских, крепостных ворот”. С развитием спортивных игр слово “вратарь” возрождается, возвращаясь из небытия.
б) Перестройте предложение с деепричастным оборотом, поставив его в начало и в середину предложения. Прочитайте выразительно.
8. Штрафная минута (рис. № 11).
Вставьте в предложение деепричастный оборот, записанный в скобках. Не нарушайте порядок слов в предложении.
Снег засыпал дорожки стадиона белым пушистым покрывалом (падая беспрерывно крупными хлопьями).
9. Закрепление материала. 3-й период (рис. № 12).
Преобразуйте простые предложения с деепричастными оборотами в сложные. Подчерните главные члены предложения.
1) Нападающий Касатонов допустил ошибку, дав пас защитнику.
2) Судья удалил игрока, напомнив хоккеистам о необходимости быть на площадке корректными.
3) Выиграв матч по буллитам, хоккеисты “ЦСКА” с трудом доказали свое преимущество.
10. Обобщение материала. Овертайм (рис. № 13).
№ 241. Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните, в чём заключаются ошибки.
11. Самостоятельная творческая работа. Буллит (рис. № 14).
№ 242. Рассмотрите рисунок. Опишите, что происходит на поле, употребляя глаголы и деепричастия. Несколько предложений запишите.
12. Подведение итогов. Награждение (рис. № 15).
13. Домашнее задание. § 143, № 240.
Использованная литература:
1. В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская. Русский язык. Сборник заданий. 6–7 классы. М. “Дрофа”. 1999 г.
2. В. Волина. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь. М. “АСТ-пресс”. 1996 г.