Урок по окружающему миру по теме "Береги воду". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема: «Берегите воду».

Цели:

  • Рассмотреть пути загрязнения вод и способы их охраны.
  • Способствовать развитию логического мышления, умению самостоятельно работать с таблицами.
  • Воспитать чувство ответственного бережного отношения к окружающей среде.

Оборудование: карта мира (или глобус), плакат «Основные загрязнители водоёмов», учебник: «Мир вокруг нас». 3 класс, авт. – А.А. Плешаков, кассета с шумом горного ручья, плакат с лозунгом:

«Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!»

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

Учитель: Ребята, послушайте высказывание писателя Антуана де Сент- Экзюпери и попробуйте угадать о чём пойдёт речь на нашем уроке.

…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не возможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами.
С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете.

Ученики: Здесь говорится о воде.

Обобщение учителя: Конечно же, речь сегодня пойдёт о воде. Давайте взглянем на карту. Наша планета названа Землёй по явному недоразумению: на сушу приходится всего около 1/3 территории, а остальное – вода. Правильнее было бы назвать планету – «Вода». Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. Но вода в них солёная, а людям необходима пресная вода, которая составляет всего 3% всей воды планеты. Причём 2% пресной воды заключено в ледниках и только 1% – приходится на реки и озёра Земли.

Учитель: Ребята, скажите, для чего людям нужна вода?

Ученики: Люди употребляют воду для приготовления пищи, для мытья, для того, чтобы поливать растения.

Учитель: И, конечно, людям требуется не любая вода, а только чистая, но её остаётся всё меньше и меньше. Как вы думаете, почему?

Ученики: Потому, что люди бросают в реки различный мусор.

Учитель: Но не только человек загрязняет водоёмы. Вода необходима также промышленным предприятиям и сельскому хозяйству.

III. Самостоятельная работа

Учитель: Давайте с вами рассмотрим плакат «Основные загрязнители водоёмов» (Приложение 1) и заполним в тетради таблицу. (Ученики самостоятельно заполняют таблицу в тетради)

Учитель: От загрязнения воды страдает всё живое. В реках, озерах, морях погибают растения и животные. Загрязненная вода наносит вред здоровью человека.
– Ребята, скажите, как загрязненная вода может повлиять на здоровье людей?

Ученики: Люди могут отравиться или заболеть.

Обобщение учителя: В России половина населения пользуется водой, которая не соответствует санитарным нормам. Холера, гепатит А, дизентерия – болезни, непосредственно, связанные с качеством воды. Из вышесказанного можно сделать вывод, что загрязнение вод оказывает влияние на экологическую безопасность населения.

Учитель: Ребята, давайте запишем в тетради, что такое экологическая безопасность.

Ученики: Записывают в тетради: Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды. Учитель: В Кемеровской области проблема загрязнённости вод является одной из главных.

Учитель: Ребята, давайте рассмотрим диаграмму, показывающую, как изменился сброс загрязнённых вод в реки Кемеровской области за последние годы (Приложение 2). Как вы думаете, как это повлияло на экологическую безопасность населения нашей области?

Ученики: Люди стали чаще болеть.

Учитель: Кроме некачественной питьевой воды, на здоровье человека могут оказывать влияние и продукты питания, входящие в цепь загрязнения. Давайте рассмотрим рисунок в учебнике на странице 29 и попробуем привести свои примеры.

Ученики: Рыба обитала в загрязнённой воде ––> рыбу съела птица ––> птицу съел человек ––> человек получил отравление.

Учитель: А сейчас, давайте немного отдохнём.

IV. Физкультминутка

Могучий океан сердит (качают головой)
То волны вверх, (делают руками волновые движения вверх)
То волны вниз. (Волновые движения вниз)
Виднеют чёрные круги, (разводят руками круги)
То нефть оставила следы.
Она, качаясь на воде, (покачиваются)
Огромный вред таит в себе. (Разводят руки вверх и скрестив, складывают на груди)

Учитель: Ребята. Как вы думаете, можно ли как-то охранять водоёмы?

Ученики: Да. Нужно запретить предприятиям сливать грязную воду в реки.

Учитель: Чтобы очищать сточные воды, строят очистные сооружения. В них, загрязнённая вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают. Сейчас строятся такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязнённую воду там очищают и снова используют.

Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что есть водоёмы, где воду очищают особые бактерии, которые живут в этом водоёме. Пропуская воду через себя, они обезвреживают ядовитые вещества.

V. Закрепление нового материала

Для того чтобы закрепить, полученные знания, давайте поиграем с вами в игру.

Игра «Устами младенца. Продукты загрязнения водоёмов»

1. Это легче воды.
2. Это образует плёнку на воде и не тонет.
3. В реке этого становится много, когда моют машины.
4. Это мешает дышать рыбам. (Машинное масло, нефть)

1. Это остаётся после того, как мы покушаем.
2. Это может быть бумага, пакеты, банки и т.д.
3. Это мы выносим из дома каждый день.
4. Из этого получаются большие свалки. (Бытовой мусор)

1. Это используют в сельском хозяйстве.
2. Это попадает на растения, затем в землю, а потом в воду.
3. Это используют, когда на сельскохозяйственных полях много вредных насекомых.
4. Этим можно отравиться. (Ядохимикаты)

1. Это бывает, когда в городе есть фабрики или заводы.
2. Когда это становится не нужно, их выливают.
3. Её берут чистой, а сливают грязной.
4. Ещё их можно очищать. (Сточные воды промышленных предприятий)

VI. Подведение итогов

Учитель: Молодцы, ребята! Мы сегодня хорошо поработали на уроке. Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Ученики: Мне понравилось составлять цепи загрязнения.

– А мне понравилась игра «Устами младенца».

Учитель: Ребята, в заключение нашего урока хочется сказать: людям всегда нужно помнить, что вода – это жизнь. Пусть журчание горного ручья напомнит нам, как прекрасна наша планета Земля и всё, что есть на ней, и что всё это – наше общее достояние.

Звучит запись с шумом горного ручья и читается стихотворение.

«Природа-мать»

Природа-мать, во тьме сомненья
От часа в час, от века в век,
Готовила венец творенья,
Тебя рождала человек.
Даря тебе тепла улыбки,
Она тебя учила жить,
Жестоко мстила за ошибки,
Чтоб ты не смел их повторить.
Но вновь и вновь ты ошибался,
Хлыстал ты землю, как хлыстом,
Ты разобраться не старался
В том, что ты бил,
Ты бил свой дом.

– Спасибо за урок!

Литература для учителя:

  1. Вавилина Е.М. Экологическое воспитание в школе. Волгоград, 2008 – 109с.
  2. Матвеев А. КВН по природоведению.// Начальная школа – 1991,№6, с.65.
  3. Плешаков А.А. Изучение темы «Сбережём воздух, воду, полезные ископаемые и почву» в новом курсе природоведения. // Начальная школа – 1991, № 9, с.38-43.
  4. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса.– М.: Просвещение, 2006.
  5. Чередниченко И.П. Экология, Волгоград, 2008 – 134с.