Заседание клуба "Поколение XXI века" по теме "Проблема равенства в современном обществе"

Разделы: Внеклассная работа


Тема: Проблема равенства в современном обществе.

Цель: способствовать формированию активной гражданской позиции старшеклассников.

Задачи:

  • Продолжить развитие умения формулировать и публично высказывать собственную точку зрения.
  • Проследить изменение подходов к пониманию идеи равенства.
  • Способствовать формированию гражданского самосознания.
  • Определить, насколько эта проблема является актуальной для современного общества.

Форма проведения: круглый стол с элементами диспута; ученики заранее делятся на две группы, цель которых – сформулировать аргументированный ответ на вопрос: «Возможно ли достижение идеала равенства в современном обществе?»

Оборудование: мультимедийный проектор или интерактивная доска, презентация (Приложение).

Приглашаются: представители от партий (Единая Россия), уполномоченный по правам участников образовательного процесса, представители школьного самоуправления

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Я все чаще вижу над чащей
Догорающий солнца свет…
Равенство есть у лежащих,
У живущих – равенства нет

Кто-то в «Волге», а кто-то в трамвае,
Кто-то в «Чайке», а кто-то пешком
Сам Господь не всегда понимает,
Что кому предназначил потом…

Всех нас ждут похоронные звоны
Этот звук может всех породнить…
Где-то памятник весом за тонны,
Где-то крестик убогий стоит

Я запутался в жизненной гуще,
Мне не светит уж солнца свет.
Равенства нет у живущих, –
И у лежащих равенства нет!

В. Раменский

Ведущий: Идея равенства является вечной темой размышлений человека и зачастую ассоциируется с понятием «справедливость». С этой идеей в разные времена люди шли на баррикады, это слово было одним из символов Французской революции, за эту идею умирали. Равенство  является одной из центральных ценностей современного общества, поскольку именно  ее интерпретация напрямую обуславливает социальную практику и политические реалии государства.
В свете сегодняшнего дня, когда наша страна стоит перед проблемой формирования новой социальной структуры и поиска национальной идеи, от ответа на вопрос: «Что есть равенство?» – зависит тот политический и социальный выбор, который сделает наше общество.
Изучению данной проблемы мы посвятили свой исследовательский проект. Мы попытаемся определить, каковы основные критерии для понятия «равенство» в современном мире, каким образом российское общество может приблизиться к достижению этого идеала.

Ученик 1: Ценности равенства числились среди фундаментальных основ христианской традиции, с которой идентифицировали себя европейцы:
1. Ветхий Завет рассказывает, что человек был cоздан  Гоcподом  прежде всего для того, чтобы показать, как пpиятно ему «единcтво cpеди множеcтва».
2. Религия, претендующая на универсальный характер, не могла не проповедовать равенство своих адептов.
В XVIII-XIX столетиях западные философы вышли за пределы христианской теории равенства и свободы. Они сочли, что равенство должно распространяться не только на религиозную, но и на социальную и политической сферу – вплоть до свободы выбора не только веры, но и правительства.  Уже в XIII веке св. Фома Аквинский говорил о том, что подчинение cлабого cильным неизбежно в ходе становления общества, но оно не должно стать базой социального cтpоя и в пеpcпективе должно быть иcкоpенено.

Ученик 2: По мере распространения эгалитаристских идей, они все больше применялись не только к политической, но и к экономической сфере жизни общества. Сначала «утописты» начали рассуждать о неком идеальном государстве, граждане которого хотя и бедны, но уравнены в экономических правах. Затем Ш.Фурье и немецкие коммунисты осудили буржуазное общество как воспроизводящее неравенство. И, наконец, К.Маркс и Ф.Энгельс создали концепцию, согласно которой капиталисты обогащаются за счет эксплуатации рабочих, которые лишены средств производства, и потому вынуждены продавать свою рабочую силу. Равенство все чаще интерпретировалось как “равенство возможностей” — в том смысле, что никто не имеет права произвольно препятствовать другим индивидуумам в использовании их возможностей для достижения поставленных ими перед собой целей. Ключ к тому, что именно имели в виду Томас Джефферсон и его современники, когда речь шла о том, что “все люди созданы равными”, находится в следующей фразе Декларации независимости: “Они наделены Создателем определенными неотъемлемыми правами, среди которых — право на Жизнь, право на Свободу и на стремление к достижению Счастья”. Таков основной смысл, который и сейчас вкладывает в это выражение большинство граждан Соединенных Штатов.

Ученик 3: Мировые войны обострили существовавшие в обществе противоречия и привели к целой череде социальных взрывов, поставивших под сомнение  возможность дальнейшего существования капиталистического строя. Ответом на это стали меры, направленные на сокращение имущественного разрыва: “равенство” стало интерпретироваться как равенство конечных результатов. Все должны жить на одном уровне, иметь одинаковые доходы...  Наибольших успехов такая политика достигла в Европе и США после  Второй мировой войны.  Статистика свидетельствует, что с начала ХХ века и вплоть до середины 70-х годов имела место устойчивая тенденция к снижению разрыва между богатыми и бедными.

Ведущий предлагает вопросы для обсуждения: В истории нашей страны также была попытка создать общество, построенное на принципе равенства конечных результатов. Как вы считаете, была ли эта попытка удачной?

Приглашенные, ученики высказываются:

– Перераспределение доходов несправедливо.

– В таком обществе нет стимулов к развитию.

– Она стала одной из основных причин тенденции все большего усиления и расширения полномочий централизованной государственной власти.  Конечным результатом такой политики может быть царство террора: доказательством этого могут служить Советская Россия, Китай, а в более недавнее время – Камбоджа. Такая постановка вопроса в принципе противоречит идее равенства и свободы, лежащей в основе идеологии либерализма.

– Эта идея оказывает дестабилизирующее влияние на современную общественную жизнь во многих странах Европы, провоцируя «бунты». Большинство из них –  попытка заставить государство дальше следовать пути перераспределения доходов, что,  свою очередь, ущемляет права более обеспеченного населения. Примером такого рода поведения служат погромы и поджоги автотранспорта, предпринятые жителями окраин Парижа летом-осенью 2007 года.

– В последнее время политические деятели на Западе все чаще пытаются объяснить внутренние социальные проблемы неравенством в распределении природных энергетических ресурсов. Так, в ноябре 2007 года  бывший госсекретарь Соединенных Штатов  Мадлен Олбрайт заявила, что естественные богатства Сибири несправедливо принадлежат одной России. Администрация США предполагает также возможность конфликта вокруг природных ресурсов Арктики. «Изменения климата постепенно открывают водные пространства Арктики не только для разработки новых ресурсов, но также для новых судоходных маршрутов, которые могут изменить глобальную транспортную систему», – говорится в распространенной в декабре 2007г. в Норфолке (штат Вирджиния) программной "Стратегии сотрудничества по военно-морским силам 21 века".

– Такая постановка вопроса на фоне быстро растущих цен на бензин и дизельное топливо в странах Западной Европы не может не вызывать беспокойство, ибо может привести к воссозданию в массовом сознании общества образа врага.

Ведущий: Возможно ли, в таком случае, вообще реализовать идею равенства в современном обществе?

– Эта идея заложена в Конституции.

– Современный мир принадлежит к информационному обществу, что предполагает совершенно иной, чем ранее, проход к решению проблемы распределения финансовых и властных ресурсов, а, значит, и ответ на вопрос о происхождении и преодолении социального неравенства надо искать в другой сфере. Основатель теории постиндустриализма Д.Белл считал: «Если в течение последних ста лет главными фигурами были предприниматель, бизнесмен, руководитель промышленного предприятия, то сегодня ими являются ученые, математики, экономисты и другие представители новой интеллектуальной технологии».

– Принадлежность к новому высшему классу определяется прежде всего качеством образования: человек относится к управленческой или научной элите вследствие наличия у него информации и таланта к  превращению ее в новое знание.

– Вопрос об образовании становится принципиальным, ибо определяет будущее место человека в социальной структуре общества. Правительства стран Запада, следуя принципам эгалитаризма, проводят политику обеспечения равенства возможностей, пытаясь сделать элитное образование общедоступным. Именно таков, например, смысл школьной реформы в Бельгии: все школы, в том числе и элитные, обязаны взять тех учеников, чьи родители первыми подадут заявления 30 ноября 2007 года.

– Система образования в России также переживает период реформ. С одной стороны, введение профильного обучения и системы ЕГЭ должно облегчить для выпускника школ поступление в профильный ВУЗ, обеспечив абитуриентам одинаковые условия в момент поступления – исключительно в соответствии с их подготовкой.

– Однако у реформы есть и оборотная сторона:

  • введение профильного обучения по сути лишает учеников небольших школ, где на параллели 1-2 класса возможности выбирать – а это большинство сельских школ страны;
  • значительно сужает рамки выбора и существующая на данный момент система добровольных попечительских взносов, варьирующихся в зависимости  от типа школы;
  • окончив школу, выпускник сталкивается с такой же проблемой в ВУЗах: при наличии ограниченного числа бюджетных мест, стремящихся к нулю на самые востребованные специальности, встает вопрос о плате за получение образования.

Ведущий: Исследование показало, что качественное образование, особенно высшее доступно не всем. Считаете ли вы, что ведущая роль в формировании общества социальной справедливости принадлежит государству?

(Вопрос адресуется приглашенным; далее – обмен мнениями)

Ведущий: Подводя итоги  дискуссии, можно сделать вывод о том, что единственным способом гарантии социального равенства в современном обществе является наличие в России элементов гражданского общества и правового государства. Все мы, присутствующие в этом кабинете, являемся гражданами, а значит, именно от нас, нашей гражданской позиции, степени нашего участия в делах государства зависят во многом ответы на вечные вопросы: «Что такое равенство и социальная справедливость?»