Цель: изучение числа 8, состава числа 8, написание цифры 8 и обучение навыкам счёта в пределах 8.
Задачи:
- познакомить с числом и цифрой 8, с составом числа 8, развивать навыки счёта в пределах 8, закреплять умение составлять выражения, повторить знания о геометрических телах;
- развивать логическое мышление, "математическую" речь, познавательный интерес и творческие способности детей;
- воспитывать культуру общения.
Оборудование: мультимедийная презентация, индивидуальные карточки от 1 до 8 у каждого ребёнка, наглядное пособие "Геометрические тела", карточки с индивидуальными и групповыми заданиями, картинки с изображением смешариков, конфеты из бумаги.
Ход урока
Начало урока.
-Сегодня мы с вами отправимся в увлекательный мир математики.
Актуализация опорных знаний.
1. Повторение изученных цифр.
-Отгадайте загадки и найдите, где спрятались изученные нами цифры? В каких предметах? (Цифры находятся на интерактивной доске, дети объясняют, где цифры спрятались)
Дети читают загадки о некоторых цифрах собственного сочинения.
Например:
Если школьник любит школу,
Любит он писать, считать,
Если в школе его хвалят,
То в тетради цифра ..5. (Гаева Ксения, 1 класс)Эта цифра, словно лебедь,
Грациозна и стройна.
Отгадайте, что за цифра?
Эта цифра просто..2. (Акопян Кристина, 1 класс)Это знает каждый из учеников
За оценку эту куча тумаков.
Выгнутая шея и волнистый хвост:
Что это за цифра? У кого ответ готов? 2 (Бронникова София, 1 класс)
Остальные загадки читает учитель.
На длинной ножке,
Застыв до поры,
Отдыхает палочка после игры. 1Это - месяц дугой,
ниже месяц другой.
А теперь -
Посмотри:
Получилась цифра :3!Делал Егорка с мамой уборку.
Опрокинул стул в квартире,
стал похож он на :4.Рогалик к бублику приклей.
Да только есть его не смей.
Не крендель это, чтобы есть.
А просто - цифра : 6!Эта цифра- кочерга.
У неё одна нога. 7
-Назовите числа в порядке увеличения и уменьшения.
2. Работа над составом чисел. Игра "Молчанка".
- У вас на столах карточки от 1 до 7. Слушаете внимательно мой вопрос и ответ показываете карточкой.
7 - это 5 и :
4 и 3 - это число :
Из какого числа вычтем 6 и получится 1
Я задумала число, прибавила к нему 2 и получила 7. Какое число я задумала? И т.д.
3. Геометрические тела.
а) Индивидуальная работа с проверкой на доске. "Расшифруй слово".
- Найдите значение выражений и расшифруйте слово.
7-5+2=...А 2+1+3= ...Р 6-3+4-5= ...Ш
2 4 6
Ш А Р
- Что такое шар? (Земной шар, воздушный шар, бильярдный шар, шар - геометрическое тело)
- Какие другие геометрические тела вы знаете? (конус, цилиндр, пирамида, параллелепипед, куб) Показ фигур.
б) Логическая цепочка.
- Продолжите ряд:
-Какую закономерность обнаружили в этом ряду?
Мотивация.
- К нам сегодня на урок пришли смешарики. А почему их так назвали? (смешные, шар)
- Пофантазируйте, как бы их назвали, если бы они были другой формы?
-Сегодня у Нюши День рождения. Нюша самая настоящая девочка и жизнь её полна приятных забот: дни напролёт она учится хорошим манерам, ест конфеты и наряжается. Она очень любит подарки, комплименты и знаки внимания. И мы постараемся сегодня её порадовать.
Динамическая пауза.
Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Постановка проблемы.
- А без кого ещё никак не обойтись на дне рождения? (Без гостей)
Послушайте задачу:
На день рожденья к Нюше
Пришли её друзья:
Пин, Лосяш, Копатыч,
Крош-озорник, сорви-голова,
Бараш, Совунья, Ёж, Кар-Карыч:
Сколько гостей, сосчитай поскорей? (8)
2. -Обратите внимание ребята на ряд чисел, который встретился в задании "Расшифруй слово": 2 4 6 .
- Какое число будет следующее, почему? (8)
-Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить и чему будем учиться? (предположения детей)
Показ цифры 8.
Открытие.
1. Цифра и число 8.
- На что похожа цифра 8? (ответы детей)
Цифра 8 так вкусна:
Из двух бубликов она.
Цифру 8, цифру 8
На носу всегда мы носим.
Цифра 8 плюс крючки -
Получаются : очки.
Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять,
Не сидится им опять.
- Соединить пальцы в виде восьмёрки.
-Соединить кисти, сделать 8 руками.
Письмо цифры 8 по образцу (учебник с.9)
Работа по учебнику.
№ 1 - Соотнесение числа и цифры.
-Соотнеси количество предметов с нужным числом.
-Посмотрите на ряд чисел. Что можете сказать о числе 8?
№ 2 - Сравнение числа 8 с другими числами.
-Путём составления пар сравните количество предметов.
3. Состав числа 8.
-Нюша рассыпала и перепутала все пуговицы, и они у неё все перепутались. Давайте поможем ей их разобрать.
-На какие группы можно разбить все пуговицы. По какому признаку?
7+1=8 | 2+6=8 | 3+5=8 | 4+4=8 |
1+7=8 | 6+2=8 | 5+3=8 | |
8-7=1 | 8-6=2 | 8-5=3 | 8-4=4 |
8-1=7 | 8-2=6 | 8-3=5 |
Вывод: Как можно получить число 8?
Динамическая пауза.
Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - чуть присесть,
Семь, восемь - лень отбросим.
Закрепление пройденного. Повторение изученного.
1. Составление выражений.
-Пришло время дарить подарки наше имениннице. Послушайте задачу в стихах.
У Нюши 7 нарядных платьев,
Какое нынче одевать ей?
Совунья ей ещё одно приносит.
И платьев теперь стало:8.
-Как получили 8? Составьте выражение. (7+1)
2. Работа в парах. Составляют выражения.
- А теперь я предлагаю вам самостоятельно составить выражения по картинкам. А потом мы все вместе проверим.
Итог урока. Рефлексия.
- О чём говорили на уроке? Что нового узнали?
-Давайте поблагодарим наших героев. Дайте конфету тому герою, с которым у вас одинаковое настроение после нашего урока. (на доске картинки с изображением смешариков, у детей на столах конфеты из бумаги)