Число и цифра 8 (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: изучение числа 8, состава числа 8, написание цифры 8 и обучение навыкам счёта в пределах 8.

Задачи:

  1. познакомить с числом и цифрой 8, с составом числа 8, развивать навыки счёта в пределах 8, закреплять умение составлять выражения, повторить знания о геометрических телах;
  2. развивать логическое мышление, "математическую" речь, познавательный интерес и творческие способности детей;
  3. воспитывать культуру общения.

Оборудование: мультимедийная презентация, индивидуальные карточки от 1 до 8 у каждого ребёнка, наглядное пособие "Геометрические тела", карточки с индивидуальными и групповыми заданиями, картинки с изображением смешариков, конфеты из бумаги.

Ход урока

Начало урока.

-Сегодня мы с вами отправимся в увлекательный мир математики.

Актуализация опорных знаний.

1. Повторение изученных цифр.

-Отгадайте загадки и найдите, где спрятались изученные нами цифры? В каких предметах? (Цифры находятся на интерактивной доске, дети объясняют, где цифры спрятались)

Дети читают загадки о некоторых цифрах собственного сочинения.

Например:

Если школьник любит школу,
Любит он писать, считать,
Если в школе его хвалят,
То в тетради цифра ..5. (Гаева Ксения, 1 класс)

Эта цифра, словно лебедь,
Грациозна и стройна.
Отгадайте, что за цифра?
Эта цифра просто..2. (Акопян Кристина, 1 класс)

Это знает каждый из учеников
За оценку эту куча тумаков.
Выгнутая шея и волнистый хвост:
Что это за цифра? У кого ответ готов? 2 (Бронникова София, 1 класс)

Остальные загадки читает учитель.

На длинной ножке,
Застыв до поры,
Отдыхает палочка после игры. 1

Это - месяц дугой,
ниже месяц другой.
А теперь -
Посмотри:
Получилась цифра :3!

Делал Егорка с мамой уборку.
Опрокинул стул в квартире,
стал похож он на :4.

Рогалик к бублику приклей.
Да только есть его не смей.
Не крендель это, чтобы есть.
А просто - цифра : 6!

Эта цифра- кочерга.
У неё одна нога. 7

-Назовите числа в порядке увеличения и уменьшения.

2. Работа над составом чисел. Игра "Молчанка".

- У вас на столах карточки от 1 до 7. Слушаете внимательно мой вопрос и ответ показываете карточкой.

7 - это 5 и :

4 и 3 - это число :

Из какого числа вычтем 6 и получится 1

Я задумала число, прибавила к нему 2 и получила 7. Какое число я задумала? И т.д.

3. Геометрические тела.

а) Индивидуальная работа с проверкой на доске. "Расшифруй слово".

- Найдите значение выражений и расшифруйте слово.

7-5+2=...А 2+1+3= ...Р 6-3+4-5= ...Ш

2 4 6

Ш А Р

- Что такое шар? (Земной шар, воздушный шар, бильярдный шар, шар - геометрическое тело)

- Какие другие геометрические тела вы знаете? (конус, цилиндр, пирамида, параллелепипед, куб) Показ фигур.

б) Логическая цепочка.

- Продолжите ряд:

-Какую закономерность обнаружили в этом ряду?

Мотивация.

- К нам сегодня на урок пришли смешарики. А почему их так назвали? (смешные, шар)

- Пофантазируйте, как бы их назвали, если бы они были другой формы?

-Сегодня у Нюши День рождения. Нюша самая настоящая девочка и жизнь её полна приятных забот: дни напролёт она учится хорошим манерам, ест конфеты и наряжается. Она очень любит подарки, комплименты и знаки внимания. И мы постараемся сегодня её порадовать.

Динамическая пауза.

Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.

Постановка проблемы.

- А без кого ещё никак не обойтись на дне рождения? (Без гостей)

Послушайте задачу:

На день рожденья к Нюше
Пришли её друзья:
Пин, Лосяш, Копатыч,
Крош-озорник, сорви-голова,
Бараш, Совунья, Ёж, Кар-Карыч:
Сколько гостей, сосчитай поскорей? (8)

2. -Обратите внимание ребята на ряд чисел, который встретился в задании "Расшифруй слово": 2 4 6 .

- Какое число будет следующее, почему? (8)

-Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить и чему будем учиться? (предположения детей)

Показ цифры 8.

Открытие.

1. Цифра и число 8.

- На что похожа цифра 8? (ответы детей)

Цифра 8 так вкусна:
Из двух бубликов она.
Цифру 8, цифру 8
На носу всегда мы носим.
Цифра 8 плюс крючки -
Получаются : очки.

Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять,
Не сидится им опять.

- Соединить пальцы в виде восьмёрки.

-Соединить кисти, сделать 8 руками.

Письмо цифры 8 по образцу (учебник с.9)

Работа по учебнику.

№ 1 - Соотнесение числа и цифры.

-Соотнеси количество предметов с нужным числом.

-Посмотрите на ряд чисел. Что можете сказать о числе 8?

№ 2 - Сравнение числа 8 с другими числами.

-Путём составления пар сравните количество предметов.

3. Состав числа 8.

-Нюша рассыпала и перепутала все пуговицы, и они у неё все перепутались. Давайте поможем ей их разобрать.

-На какие группы можно разбить все пуговицы. По какому признаку?

7+1=8 2+6=8 3+5=8 4+4=8
1+7=8 6+2=8 5+3=8
8-7=1 8-6=2 8-5=3 8-4=4
8-1=7 8-2=6 8-3=5

Вывод: Как можно получить число 8?

Динамическая пауза.

Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - чуть присесть,
Семь, восемь - лень отбросим.

Закрепление пройденного. Повторение изученного.

1. Составление выражений.

-Пришло время дарить подарки наше имениннице. Послушайте задачу в стихах.

У Нюши 7 нарядных платьев,

Какое нынче одевать ей?

Совунья ей ещё одно приносит.

И платьев теперь стало:8.

-Как получили 8? Составьте выражение. (7+1)

2. Работа в парах. Составляют выражения.

- А теперь я предлагаю вам самостоятельно составить выражения по картинкам. А потом мы все вместе проверим.

Итог урока. Рефлексия.

- О чём говорили на уроке? Что нового узнали?

-Давайте поблагодарим наших героев. Дайте конфету тому герою, с которым у вас одинаковое настроение после нашего урока. (на доске картинки с изображением смешариков, у детей на столах конфеты из бумаги)

Приложение.