Цели:
- Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
- Формирование коммуникативной, информационной компетентности.
Задачи:
- Познакомиться с кремнием, как необходимым элементом для жизни растений, животных и человека.
- Научиться оформлять результаты работы.
- Научиться работать с различными источниками информации.
Планируемый конечный результат.
- Устные сообщения учащихся с компьютерными презентациями.
- Создание учащимися стенда минералов для кабинета географии.
- Оформление учащимися стенда "Юный химик" по данной теме.
- При проведении данного урока использован метод проектов.
За неделю до занятия учащиеся класса разбиваются на три группы. При делении класса учитываются индивидуальные особенности учащихся, входящих в группу. Все группы примерно по числу учащихся и по интеллектуальному развитию. В каждой группе был выбран ответственный за данную работу. Консультации проводились с группами мною, если возникали вопросы. Занятие проводилось в компьютерном классе.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объяснения нового материала
а) сообщения с презентациями;
б) показ и краткий рассказ о минералах;
в) показ и краткий рассказ рубрик для стенда "Юный химик".
3. Беседа по проблемным и частным вопросам учебной темы.
Проблемные вопросы учебной темы:
- Почему углерод называют элементом живой природы, а кремний - основным элементом неживой природы?
- Почему физические свойства оксидов кремния и углерода резко отличаются друг друга?
- Почему нельзя хранить плавиковую кислоту в стеклянной посуде?
Частные вопросы:
- Каковы физические свойства кристаллического и аморфного кремния?
- Что общего в химических свойствах кремния и углерода?
- Какие отличия в химических свойствах кремния и углерода?
- Как получают кремниевую кислоту?
- Какой раствор называют "жидким стеклом"? Где его используют?
4. Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ)
Представьте себе - встает человек утром с постели, подходит к зеркалу, а вместо него - пустая рамка, ищет очки, а от них лишь одна оправа; вдруг он ощущает порывы ветра, так как в доме нет ни одного окна; от ужаса человек хочет выпить глоток воды, но не может найти ни одной чашки, стакана - вообще нет никакой в доме посуды - все бесследно исчезло! И это только начало ужаса:
Далее треск, грохот - рушатся потолок, стены, они летят и рассыпаются, превращаясь в пыль и песок: Параллельно с этим выделяется огромное количество кислорода, который меняет состав воздуха, то есть земной атмосферы!
А самое страшное, что в последствии почти целиком исчезает земная кора, испаряются океаны и не существует больше жизнь на Земле:
Что это за элемент и почему его исчезновение могло вызвать такие катастрофические изменения?
Выполнение теста.
1. Содержание кремния в земной коре составляет примерно:
а) 30%;
б) 20%;
в) 40%;
г) 50%.
2. Кремний в промышленности получают из:
а) нефти;
б) глины;
в) песка;
г) силицида магния.
3. В природе оксид кремния встречается в виде: 1) глины; 2) песка; 3)горного хрусталя; 4) карборунда; 5) корунда; 6) кварца; 7) яшмы. Какие утверждения правильны?
а) 2, 3, 6, 7;
б) 1, 2, 3, 4;
в) 3, 4, 5;
г) 2, 4, 5, 6;
4. Кремниевая и угольная кислоты сходны между собой:
а) по силе;
б) по агрегатному состоянию;
в) основностью;
г) кислотностью.
5. Какое из производств существенно обособлено:
а) цемента;
б) целлюлозы;
в) кирпича;
г) стекла.
Ответы: 1а; 2в; 3а; 4в; 5б.
Вывод.
В природе кремний - второй по распространенности после кислорода химический элемент. Кремний применяют для полупроводниковых материалов, а также кислотоупорных сплавов. Его оксиды являются основной частью песка и глины, в виде кристаллов входит в состав горных пород. На основе его соединений создано промышленное производство керамики, стекла, цемента.