Неотьемлимой частью моей работы, как учителя физики является внеклассная работа по предмету. Традиционно физика считается одним из самых сложных школьных предметов. Внеклассные мероприятия по физике способствуют развитию творческой фантазии и инициативы учащихся, позволяют им применить полученные на уроках знания в новой нестандартной ситуации, учат смотреть, видеть и задумываться, осмысливать свой бытовой повседневный опыт в области механики, термодинамики, оптики, звука, анализировать окружающий мир, объяснять увиденное на основе физических законов. Важно при этом создавать такие условия, при которых учащиеся не боятся самостоятельно высказываться, уважают своё и чужое право на ошибку, сопереживают и объективно оценивают друг друга. Чёткая организация, тщательная подготовка, учёт возрастных особенностей учащихся, атмосфера сотрудничества позволяют организовать яркое, живое, интересное и запоминающееся мероприятие. В непринуждённой, весёлой и доверительной обстановке у детей пропадает страх перед предметом, приходит удовольствие от общения друг с другом и физикой. Физический КВН я проводила уже несколько раз, в разные годы, когда у меня была параллель восьмых классов. Изменялись сценарии выступлений ребят с домашними заданиями, каждая команда фантазировала, как могла! Иногда менялось содержание конкурсов, но каждый раз и команды и зрители получали массу удовольствия!
Предлагаю вашему вниманию вариант проведения игры-соревнования по физике для 8 классов. Предложенная разработка может использоваться для подготовки внеклассного мероприятия в рамках недели естественных наук.
Организация подготовки игры
Игра проводится в виде соревнования двух команд. Команды комплектуются из учеников параллельных классов. Состав команды 7-8 человек- люди весёлые, находчивые, с чувством юмора. Каждая команда выбирает капитана способного к организаторским действиям, авторитетного, хорошо знающего физику. Капитан организует подготовку команды к соревнованию и подготовку болельщиков. Заранее формируется состав жюри: учащиеся старших классов, учителя цикла естественных наук. Содержание игры и условия, на которых оцениваются отдельные конкурсы, командам объявляются заранее. В процессе игры члены жюри не только объявляют промежуточные результаты конкурсов, но и комментируют их. Чтобы комментарии были вескими и аргументированными учитель физики должен заранее провести консультации для членов жюри. Руководит игрой учитель физики.
Оформление зала
Зал оформляется рисунками с физическим содержанием и газетами по физике. Конкурс рисунков и газет проводится заранее в рамках недели естественных наук. Для иллюстрации заданий командам используются мультимедийные технологии.
Содержание игры
Вступительное слово ведущего. Добрый день, дорогие друзья! Мы начинаем нашу весёлую игру "Физический КВН" В сегодняшней игре вам пригодятся находчивость, знания, смекалка, юмор, бойцовские качества и умение дружить. Вы должны помогать друг другу, а не винить за ошибки и неудачи. Будьте весёлыми, изобретательными, дружными и успех придёт к вам! Выступления команд оценивает жюри в составе: :(идёт представление жюри) В игре принимают участие команды::(идёт представление команд)
1 конкурс "Позвольте представиться" Команды представляют свои визитные карточки (название команды, девиз, эмблема)
Команда "Весёлые молекулы" Девиз команды: а удача улыбнётся, только тем, кто не сдаётся!
Команда "Почемучки" Девиз команды: хочу всё знать!
2 конкурс "Любители словесности"
Каждой команде выдаётся задание состоящее из трёх частей: расшифровать физический смысл пословицы (мороз невелик, да стоять не велит; либо в стремя ногой, либо в пень головой.) вставить в поговорку недостающее слово и пояснить его (от горшка два вершка; семь пядей во лбу) назвать пословицы и поговорки, имеющие физический смысл, а так же те, которые полезно знать ленивым ученикам (шила в мешке не утаишь; словно аршин проглотил; глаза страшат, а руки делают; где хотенье, там и уменье и т.д.) Максимальное количество - 3 балла.
3 конкурс "Урок физики"
Команды по очереди отвечают на забавные вопросы с физическим содержанием. Подборка вопросов сделана с использованием книги Георгия Остера "Задачник по физике". Например: Пете нечего было делать. От скуки он просунул швабру под шкаф, надавил на ручку и неожиданно для самого себя, опрокинул шкаф на пол. Что представляет собой швабра с точки зрения физики? Папа тянет на себя одеяло с силой 0,5 килоньютона, а мама тянет то же самое одеяло на себя с силой 600 ньютонов. Догадайся, у кого из родителей сильнее мёрзнут по ночам пятки? Дядя Боря, мечтая создать у себя в комнате уют, два часа толкал свой шкаф с пиджаками и брюками, но так и не смог сдвинуть его с места. Какую механическую работу, совершил дядя Боря? Пете велели покрасить забор, на его покраску Петя израсходовал ведро зелёной краски и 50 Дж энергии, вместе с забором он нечаянно покрасил друзей. Всего на покраску друзей и забора он израсходовал три ведра краски и 150 Дж энергии. Каков К.П.Д. Пети? Количество вопросов зависит от планируемого времени игры. Полный и правильный ответ на вопрос приносит команде 2 балла.
4 конкурс "Экспериментальный"
Физический эксперимент готовит и проводит каждая команда. Соперники должны дать эксперименту объяснение. Учитель физики заранее должен убедиться, что предлагаемые эксперименты соответствуют знаниям восьмиклассников. Опыт должен выглядеть эффектно. При необходимости учитель помогает подобрать эксперимент. За красивый эксперимент - 2 балла. За правильное его объяснение - 3 балла.
5 конкурс "Конкурс капитанов" Капитаны представляются. По просьбе "ведущего" называют свой рост и вес. Вес должен быть назван в ньютонах.
Примеры вопросов для конкурса капитанов.
- Выходя из воды, животные встряхиваются, какой физический закон используется при этом?
- Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут?
- Для чего ботинки водолаза делают с тяжёлыми свинцовыми подошвами?
- При лёгком надавливании на тюбик с зубной пастой мы извлекаем её содержимое, какой закон при этом используется? На каком физическом явлении основывается засолка огурцов?
- Во время сильных морозов птицы нахохливаются, почему при этом они легче переносят холод?
- В стихотворении А.С.Пушкина " Кавказ" есть
такие строки: "Орёл, с отдалённой поднявшись
вершины, парит неподвижно со мной наравне".
Почему крупные птицы могут парить в небе, т.е. держаться на одной высоте, не взмахивая крыльями? - Почему в сильную жару собака высовывает язык?
Если капитан не знает ответа на вопрос, то команда имеет право помочь ему.
- Правильный ответ капитана на вопрос приносит команде 2 балла.
- Правильный ответ команды - 1 балл.
6 конкурс "Домашнее задание" Команда должна убедить зрителей и жюри, что физику необходимо учить не только для того, чтобы в дневнике не появлялись "2", знания по физике, необходимы в обыденной жизни. Оцениваются содержание выступления и артистичность выступающих. Максимальное количество - 5 баллов.
Выступление команды "Весёлые молекулы"
Ребята пробегают по сцене, кто с физическим прибором, кто с плакатом.
Выходит ученик, удивлённо спрашивает:
"Что случилось в нашей школе
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось кувырком?"
Один из пробегающих по сцене останавливается и говорит: "Да вот, готовимся к физическому КВНу." Ученик: "Фу, какая мука физика наука! Формулы ужасные и законы страшные! Как боюсь я вас, хоть и вижу вас я не в первый раз!"
Ребята, останавливаясь, начинают объяснять.
1-й: "Но без физики, как хочешь, ты и дня прожить не сможешь!"
2-й:
"Если ты по коридору мчишься, как гепард по джунглям,
А навстречу вдруг из класса вышел завуч погулять!
Знай же, что без промедленья тебе поможет сила тренья
Столкновенья избежать!"
3-й
В классе лампочка сгорела. Ты полез её чинить, позабыв ток отключить!
Друг, поверь мне, в этот миг ты был классный проводник!
4-й:
Ты варил себе сосиску, но стоял ты слишком близко,
После долгого лечения ты запомнишь испарение!
5-й
Больше ты не ешь сосиски! Не подходишь к плите близко!
Учишь всё об испарении, о кипении и горении
Чтобы больше не лечиться, стал усердно ты учиться!
6-й
Трудно нам решать задачи, сложно опыт проводить!
Но не можем мы иначе, нам без физики не жить!
1-й
Лет не знаю, сколько было, слово физика узнал.
И с тех пор я, сна не зная, книги умные читал.
2-й
Делал опыты нередко. Кухню раз пяток взрывал.
Почему соседи злились, никогда не понимал!
3-й
Думал, что один на свете физику могу любить
Говорили папа с мамой: не пора ль к врачу сходить?
4-й
Но сегодня здесь собрались целый зал, таких как я,
Все командами назвались и нам весело друзья!
Ученик: "С понедельника, с понедельника начинаю я новую жизнь!
Забываю про лень и безделие, стану вкалывать, только держись!
Выступление команды "Почемучки"
Двое из команды выбегают на сцену и поют:
Только звякнет на любимый наш урок звонок и учитель физики уже в пути
Выбегаем мы из школы со всех ног, и попробуй ты нас только догони! (2раза)
1-й
Физика наук наука нам любили повторять,
Но какая ж это мука уравненье составлять!
2-й. Как было бы замечательно, если бы все физические законы исчезли!
1-й.
Размечтался! Давай лучше пока идёт урок, вздремнём на солнышке!
Под медленную и негромкую музыку, ученики начинают изображать полёт, движение вверх.
Товарищи по команде проносят за ними облака, затем звёзды. Ученики испуганно кричат.
2-й Господи, где это мы!? Что это с нами? Мамочка!!
1-й Спасите!!!
Появляется ангел с крыльями и толстым справочником по физике в руках.
Ангел: " Чего кричите? Сами виноваты! Вы же хотели, чтобы исчезли физические законы? Вот закон всемирного тяготения и перестал работать! Так теперь и будете болтаться в космосе!
1-й Что же делать? Что делать?! Помоги нам!
2-й Мы будем всегда учить физику, клянёмся!
Ангел: "Закон начнёт снова действовать, если вы вспомните, кто его открыл?"
Ученики усиленно думают: дёргают себя за волосы, хватаются за голову.
1-й
Ура!! Я кажется, вспомнил!!! "Однажды в думы погружён,
Увидел Ньютон яблока паденье,
И вывел притяжения закон
Из этого простого наблюденья" (Байрон)
Ангел даёт ученикам по зонтику и уходит. Ученики изображают полёт вниз. За ними проносят сначала звёзды, затем облака.
Звенит школьный звонок. Ученики просыпаются.
2-й
Нам во сне вдруг ясно стало, что знаем мы уж слишком мало!
Сейчас бежим скорей учиться, чтобы умнее становиться.
Чтоб дураками не прослыть и в состязании победить!
Поют: " Ну подружка верная, физика ты древняя
стать умней нам помоги!
Мы всему научимся, всё у нас получится! Нам с
тобою по пути! (2 раза)
Выходят остальные члены команды.
3-й
Эй, проснись, начинается игра! Кто сказал, что физика - полная мура?!
Я докажу обратное, слушайте меня: без этой самой физики нам не прожить и дня!
4-й
Под рукой звенит струна, в небесах висит луна! Как?
Кто зажёг лучи звезды? Что поют в лесу ручьи?
5-й
Где найти на всё ответ? Даст вам физика совет!
Кто сказал, что мука и сплошная скука? Физика - клёвая наука!
Седьмой конкурс "Литературный" проводится для болельщиков.
Лучше разделить его на две части и начать в то время, когда жюри готовит промежуточные итоги, а вторую часть провести перед подведением окончательных итогов. Болельщики могут принести своей команде дополнительные баллы, а победители конкурса награждаются вместе со всеми победителями. Задания могут быть разнообразными. Например: кто больше вспомнит отрывков из стихотворений или куплетов из песен с физическими явлениями. Можно предложить болельщикам найти ошибку в литературном тексте или объяснить его. Например. Г.Уэльс "Человек, который умел творить чудеса" Герой рассказа захотел остановить вращение Земли. Желание его исполнилось "Страшный вихрь бушевал между небом и землёй, не давая мистеру Фодерингею приподнять голову. Вокруг него неслись камни, обломки зданий, металлические предметы разного рода "Где же город? Где дома и улицы? Откуда взялся ветер? Я не приказывал быть ветру" Фодерингей сквозь пыль и мокрый снег увидел при вспышке молний надвигавшуюся на него громадную стену воды"
Откуда взялся ветер, почему разрушились здания, почему пришла в движение вода?
Игра заканчивается подведением итогов и награждением победителей. Показавшие наилучшие знания по физике получают отличные оценки в журнал.
Список используемой литературы.
- С.А.Тихомирова Дидактический материал по физике. Физика в художественной литературе-М. Просвещение. 1996.
- Григорий Остер Задачник по физике-М: ООО "Издательство Астрель". 2000.
- В.М. Варикаш, Б.А. Кимбар, И.М. Варикаш Физика в живой природе. Издательство "Народная асвета", 1984
- Старинные русские пословицы и поговорки Составитель В.П. Аникина М. "Детская литература" 1984.
- Л.А.Горев Занимательные опыты по физике Пособие для учителей.-М, "Просвещение", 1977.