Цели урока:
- Образовательные: – закрепление знаний об особенностях строения одноклеточных организмов, их образе жизни и значении.
- Развивающие: – умение сравнивать и выделять главное, работать в группах, совершенствовать творческие способности.
- Воспитательные: – формирование коммуникативных качеств, интереса к знаниям, ответственности за результаты своего труда.
Оборудование: проектор, экран, презентации детей, компьютеры.
Технические требования: Microsoft Power Point 2007
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Активизация опорных знаний.
Учитель: Ребята, на прошлом уроке к нам пришло письмо по электронной почте, что в ИМПЕРИИ – КЛЕТОЧНЫХ организмов, в НАДЦАРСТВЕ – ЭУКАРИОТ великий переполох. Одноклеточные организмы никак не могут определиться, кто же у них важнее всех на свете. Они обратились к нам за помощью, и мы обещали им помочь. Готовы?
“Я приглашаю вас в живой природы мир,
Где интерес – наш главный ориентир.
Узнаем мы, что все здесь не случайно,
Найдем ответы, разгадаем тайны…”
Для этого нам нужно открыть тетради, записать число и тему нашего урока. “ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ядерные ОРГАНИЗМЫ”
Записали, теперь давайте вспомним, какие жизненные формы существуют в живой природе, а для этого я предлагаю вам в тетрадях заполнить схему, которая записана на доске.
Значит, сегодня на нашем уроке мы будем говорить о трех царствах ядерных одноклеточных организмах - РАСТЕНИЯХ, ГРИБАХ, ЖИВОТНЫХ.
Учитель: “ Скажите мне, пожалуйста, ребята, а можем ли мы увидеть одноклеточные организмы невооруженным глазом?..”. (Звучат разные версии ответов, но верным принято считать: “Да, можем, но это только организмы – гиганты, достигающие в длину 1,5 мм,” – подводит итог учитель”). Кто же подарил нам эту возможность – увидеть их, создав световой микроскоп? Кто из ученых первым открыл клетку?”
(Конец XVI века – И. Янсен; Роберт Гук в 1665 году усовершенствовал микроскоп, открыл и ввел термин “клетка” Антони ван Левенгук в 1675 году изобрел микроскоп с увеличением в 270 раз.)
На экране появляются портреты названных ученых и их биографии и созданные ими микроскопы.
ИТАК: МИКРОСКОП – это первая тайна открытий.
“Так давайте отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки”
Учитель: “А теперь, давайте вспомним ,какие же организмы называют одноклеточными?”
(Одноклеточными называют организмы, тело которых состоит из одной клетки, имеющей ядро, им присущи все жизненные свойства клетки и самостоятельного организма.)
Ребята, вы готовы помочь ОДНОКЛЕТОЧНЫМ разобраться, кто на свете всех важнее и нужнее?
Учащиеся работали в группах, отвечая на следующие вопросы:
- Назовите представителей данного царства.
- Где обитают указанные организмы?
- Значение их в природе и в жизни человека.
- Ваши творческие задумки.
Учащиеся представляют свои работы:
“Одноклеточные организмы царства Растений” – /Приложение №2./
- Ребята, какие вопросы у вас появились? Может, есть дополнения, посмотрите, в 9 параграфе… Дополнения обязательно будут. “Что такое хроматофор?”.
А теперь запишем основные понятия в тетрадь по плану.
“Одноклеточные организмы царства Грибы” – /Приложение №3./
Какие волшебники нас окружают- дрожжи- но это волшебство происходит только в умелых руках… Есть ли вопросы к ребятам этой группы?
“Даша, скажи, пожалуйста, что такое ГИФЫ?” Далее учащиеся делают основные записи в тетрадь.
“Одноклеточные организмы царства Животные” – /Приложение №4./
О, сколь огромно это царство! Какие они красивые и необычные! Появились ли вопросы к этой группе?
Учитель: После всего, что вы увидели и услышали, можем ли мы выделить кто из них всех важнее и нужнее!?
ПРИНИМАЮТСЯ ВСЕ ВЕРСИИ ОТВЕТОВ, а вывод таков:
“Что в органическом мире все живые организмы выполняют определенную роль в природе, и каждый из них важен и нужен”.
“Беречь и родство, и соседство, и дружество – прежде всего,
И слушать веление сердца, и следовать зову его”.
Давайте теперь подведем итог нашей работы, используя форму СИНКВЕЙН, я напомню вам, что
- Строка- 2-3 существительных;
- Строка-2-3 прилагательных;
- Строка -2-3глагола;
- Строка -1-2 суждения, вывода.
ВОДОРОСЛИ:
- Хлорелла, хламидомонада, вольвокс;
- Зеленые, микроскопические, нужные;
- Фотосинтезируют ,выделяют, очищают;
- Это самые древние растения на Земле
- Они обогащают воду и атмосферу кислородом.
- Водоросли являются первым звеном цепи питания.
ГРИБЫ:
- Мукор, дрожжи, фитофтора;
- Полезные, необходимые, но опасные;
- Производят, разрушают, заражают;
- Разрушители отмерших тел организмов;
- Необходимы для выпечки хлеба;
- Возбудители заболеваний растений.
ЖИВОТНЫЕ:
- Амеба, радиолярия, эвглена;
- Простейшие, необычные, красивые;
- Передвигаются, светятся, производят;
- Питаются готовыми органическими веществами;
- Особое звено цепи питания;
- Возбудители тяжелых заболеваний человека и
животных.
IV. Закрепление материала, изученного на уроке.
А теперь, я предлагаю вам сесть за компьютеры, открыть тест урока № 9 и выполнить его.
Оценки за урок: количество баллов:
90-100 оценка “5”, 100% набрали - 19 учащихся;
80-90 оценка “4”, 88% набрали - 4 учащихся;
Менее 80 баллов –“3”, 75%набрала -1 ученица.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: №9, тест – тренажер, тест – контроль.
Использованная литература:
- И.А.Акперова “Уроки биологии в 6 классе”- М.: Дрофа, 2005.-288с.
- Библиотека “Первого сентября” “Я иду на урок биологии”. Зоология : Беспозвоночные:- М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.-366с.: ил.
- Энциклопедия для детей. Биология. М.: Издательство “Аванта+”,1994.-688 с.: ил.