В настоящее время в процессе обучения в школе делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными. В 2007 году в нашей школе был создан класс химико-биологического профиля. Работа по совершенствованию и обновлению содержания химического образования в профильном классе направлена, прежде всего, на углубление и расширение знаний учащихся в области химии, формирование у них познавательной активности, творческой инициативы, самостоятельности суждений, т.е. личностных компетенций, обеспечивающих успех в любой сфере деятельности, в том числе и учебной. Важным направлением работы является подготовка учащихся профильного класса к единому государственному экзамену. Поэтому обобщение опыта работы учителя химии нашей школы Рябовой О.Е. является актуальным и будет полезен коллегам.
Цель: Совершенствование структуры и содержания курса химии в классе химико-биологического профиля, поиск эффективных средств и методов организации учебного процесса при подготовке учащихся к единому государственному экзамену.
Сущность опыта: подобрана система расчётных задач по химии, способствующих подготовке выпускников к единому государственному экзамену; выявлен уровень готовности выпускников к ЕГЭ; экспериментально проверена эффективность системы расчётных задач.
Новизна: реализована целостная организационно-методическая система обучения учащихся решению сложных химических задач, разработаны рекомендации по выявлению готовности старшеклассников к ЕГЭ.
Трудоёмкость: подготовка учащихся к ЕГЭ требует от учителя систематической и кропотливой работы, внимания к вопросам формирования у учащихся важнейших общеучебных умений – анализировать сущность предложенного задания, переносить усвоенный алгоритм действий в новые ситуации, например на решение задач повышенного уровня сложности; необходимо обучать учащихся приёмам работы с различными контролирующими заданиями; использовать компьютерные формы контроля знаний.
Особенности методической системы: Рябова О.Е. считает, что ученики, как правило, не могут самостоятельно решить нестандартную задачу, и от педагога требуется помощь, максимально сохраняющая самостоятельность учащихся. Эти, казалось бы, взаимоисключающие требования к действиям учителя и составляют основные сложности его работы.
Учитель выделяет характерные затруднения учащихся при решении расчётных задач, возникновение которых объясняет личностными особенностями учеников:
- низким интересом к содержанию задач;
- недостаточными волевыми качествами и целеустремлённостью;
- заниженной или завышенной оценкой своих знаний и способностей.
Встречаются затруднения, связанные с неприятным отношением к своим действиям и знаниям: “зацикливание” на первой пришедшей в голову идеи, рассмотрением только одного варианта решения; отсутствием предварительного соотнесения идеи решения с условием, известными ученикам теоретическими положениями и фактами; дефицитом информации, например незнанием химических свойств веществ.
Учитывая причины затруднений учащихся, учитель подбирает задачи, содержание которых вызывает у учащихся интерес, подчёркивает их практическую значимость. Считает необходимой мобилизацию творческих способностей учащихся, направляет их на анализ различных вариантов решения задачи, проявление интуиции в поиске решения. Помощь ученику оказывает не тогда, когда он столкнётся с тем или иным затруднением, а в случае, если школьник не смог самостоятельно его преодолеть и начинает терять терпение.
Для формирования познавательной активности Рябова О.Е. использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности:
- систематически вводит в учебный процесс в химико-биологическом классе нетрадиционные задачи интегрированного содержания;
- создаёт педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
- стимулирует учеников к использованию способов решения задач без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
Таким образом, учитель оценивает деятельность ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижений.
Организационно-методическая система обучения учащихся решению сложных химических задач, сочетающая традиционные и нетрадиционные формы организации учебного процесса, включает следующие элементы:
- Уроки обучения приёмам решения задач.
- Уроки формирования навыков выбора способов решения задач.
- Практические занятия.
- Урок одной задачи
- Уроки-бенефисы.
Уроки формирования навыков выбора способов решения задач
1-й урок
Постановка перед учащимися цели: изучив условие задачи, предложить возможные способы её решения.
Этапы урока:
- Устные упражнения с целью повторения необходимых для решения формул.
- Фронтальная беседа с учащимися по выделению химических модулей для решения задач.
- Фронтальная работа по решению задачи одним из модулей.
- Самостоятельное решение задачи другого типа (проверка по образцу).
- Устный анализ нескольких решений задач, сравнение их с позиции целесообразности и эффективности.
2-й урок
- Проверка учителем выполнения домашних заданий.
- Классификация учащимися на уроке задач по способам решения.
- Выделение из каждой группы задач, которые можно решить различными способами.
Урок одной задачи
Урок такого типа как бы завершает некоторый этап обучения решению задач, поэтому его лучше провести в тот момент, когда учениками усвоены необходимые понятия и разобран ряд частных приёмов решения задач. Внимание на этом уроке концентрируется в основном на анализе приёмов решения задачи. Поэтому, чтобы не тратить силы на знакомство с условием нескольких задач, достаточно рассмотреть решение только одной задачи, интересной по содержанию, богатой идеями, имеющей несколько способов решения. Творческая активность учащихся, в конечном счёте успех урока, целиком зависят от тех методических приёмов, которые выбирает учитель для анализа задачи. Они подчинены в основном двум целям:
- направить деятельность школьников на исследование связей между данными задачи;
- отработать умение делать логические выводы из полученных результатов.
После того как задача решена несколькими способами, учитель предлагает ученикам вопросы аналитического содержания:
Какими способами была решена задача?
Какой из них наиболее рациональный?
Какая закономерность между данными задачи была основной в каждом способе?
Нельзя ли рассматривать эту задачу как частный случай более общей задачи?
Чем интересна данная задача?
Вопросы помогают учащимся совершить рефлексию – осознать, какими новыми приёмами обогатился их опыт решения задач.
Уроки-бенефисы
На таких уроках Рябова О.Е. проводит отчёты учащихся профильного класса о самостоятельных домашних исследованиях. Одним из требований к “бенефисной” задаче является возможность увидеть несколько способов её решения. Ученикам с низким уровнем активности и мотивации условие задачи предлагает учитель. Важно, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций). Ведь цель таких уроков – стимулирование творческой деятельности учащихся.
На всех этапах учебного процесса учитель применяет учёт и корректировку учебной деятельности учащихся с целью стимулирования самооценки ими уровня усвоения способов учебно-познавательной деятельности и её результатов и предоставление ученикам информации для самостоятельного планирования и продвижения в усвоении учебного материала.
Опыт работы показывает, что можно организовать подготовку к единому государственному экзамену без опоры на “динамический тренинг” – натаскивание. Для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности учитель обращается к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления). Учитывая технологическую процедуру проведения ЕГЭ (заполнение документации, ограничение временем), учитель предлагает ребятам наряду с традиционными формами контроля знаний и умений компьютерные формы тестирования – индивидуальные, автоматизированные. Изюминка здесь заключается в том, что использование компьютерного тестирования значительно усилило мотивацию обучаемых:
а) повысилась активность работы на занятиях;
б) появился дух состязательности;
в) увеличилось количество положительных эмоций в ходе занятия;
г) появилось устойчивое стремление “победить” компьютер, доказав при этом наличие твёрдых знаний по предмету;
д) усилился интерес к самостоятельной подготовке.
Результативность: реализация учителем методической системы обучения учащихся решению расчётных задач привела к сокращению количества ошибок в контрольных работах учеников, вызванных несформированностью навыков самоконтроля и самокоррекции, отсутствием самостоятельно найденных способов решения; возросла успешность решения учащимися задач с недостающей и избыточной информацией; увеличилось количество оригинальных решений типовых задач и успешно выполненных нестандартных решений с ориентиром на задания ЕГЭ. Контрольные срезы знаний, призовые места на районной олимпиаде по химии, результаты выпускных и вступительных экзаменов в высшие учебные заведения показывают положительную динамику изменения уровня обученности учащихся по предмету.