Цели:
- Сформировать представление о вычитании как удалении совокупности предметов ее части.
- Познакомить с записью вычитания, знаком “–”, ввести термины “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”.
- Закрепить состав числа 7
- Развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные интересы и творческие способности.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка учебной задачи
Актуализация знаний.
– Папа Карло отправил Буратино в школу. Он хотел, чтобы Буратино стал умненьким, благоразумненьким. Какие предметы взял Буратино с собой в школу?
– Сосчитайте их вперед и обратно.
– Что интересного происходит с числами?
– На какие группы можно разбить предметы?
– Сколько игрушек?
– Сколько предметов для школы?
– Какой знак нужно поставить между числами? 5=5
– Что у нас получилось?
Вывод: Что такое равенство? Можем ли мы сказать, что группы равны? Почему?
Какой предмет стоит на седьмом месте?
Какой предмет перед ним, за ним? На каком месте?
Какой предмет справа от пенала?
Какой предмет на втором месте слева от машинки? На третьем месте справа от шарика?
Вывод: Мы повторили взаимное расположение предметов (слева, справа)
–Чтобы попасть в школу Буратино должен выполнить следующее логическое задание.
– Какую фигуру нужно вставить вместо вопросительного знака?
– Но вместо школы Буратино попал в кукольный театр Карабаса-Барабаса.
– Какие фигуры вы видите? Сколько их?
– На какие группы их можно разбить? ( По цвету – красные и синие: 6 и 1; по форме – квадраты и треугольники: 5 и 2; по размеру большие и маленькие: 4 и 3)
Вывод:
6 и 1
5 и 2
4 и 3 – это части , какого числа?
– Что интересного вы заметили? Продолжите ряд.
– Карабас- Барабас дал Буратино несколько золотых монет, чтобы выведать у него тайну Золотого ключика. Буратино стал их складывать.
– Назовите первое слагаемое, второе, сумму.
– Где здесь части, где целое?
– Что получится, если поменять местами слагаемые?
Вывод: От перестановки мест слагаемых, значение суммы не меняется.
Постановка проблемы.
– Лиса Алиса и Кот Базилио отобрали у Буратино его золотые монеты. Лиса Алиса взяла себе три большие монеты. Что досталось Коту Базилио?
– Как вы думаете, какое математическое действие совершила Лиса Алиса?
(Предположения детей)
Сообщение темы и цели урока
Тема нашего урока: Вычитание.
– Цель урока: Познакомиться с понятием “вычитание”, действием вычитания, компонентами вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность.
3. “Открытие” нового знания
– Как узнать, что досталось Коту Базилио?
– Давайте вспомним, сколько монет было у Буратино?
– Положите в первый большой мешок 3 большие монеты ( 3 желтых круга) и 2 маленькие монеты ( 2 маленьких желтых круга)
– Что сделала Лиса Алиса?
– Переложите три большие монеты во второй мешок
– Какое действие мы совершили?
– Действие, которое мы с вами выполнили, называется вычитанием.
– Как вы поняли, что значит “вычесть”?
Вывод: “ Вычесть” - взять, убрать, отложить.
– Какие фигуры остались в первом мешке?
– Оставшиеся фигуры называют разностью. Это результат вычитания.
– Положите разность в третий мешок, в котором мы показываем результат действия.
– Оставшиеся фигуры, т. е. разность можно обозначить по-другому.
– Для этого в первый мешок положим фигуры, которые были в начале.
– Как записать действие вычитания на математическом языке? При помощи какого знака?
– Между первым и вторым мешками поставьте знак “–”
– Запись слева тоже обозначает оставшиеся фигуры, но она более подробная – в ней показано, какие фигуры были вначале и какие взяли. Эта запись называется разностью-выражением.
– Теперь посмотри, как вы поняли. Что обозначает первый мешок? Что обозначает второй мешок? А третий?
– Как вы думаете, где здесь целое, части, где разность-выражение, разность-результат?
– Итак, обе записи разности обозначают одно и тоже – оставшиеся фигуры: 3 круга.
– Сравните их. Какой знак можно поставить между этими записями?
– В записи вычитания каждый мешок имеет свое название. Первый мешок, из которого берут фигуры, называется уменьшаемым, второй мешок – вычитаемым, третий – разностью.
4. Физкультминутка
Уменьшаемое – 3 хлопка, 2 щелчка; вычитаемое – 2 щелчка. Чему равна разность?
Уменьшаемое – 2 раза прыгнуть, 1 раз присесть; вычитаемое – 2 раза прыгнуть. Чему равна разность?
Итог.
– Что же досталось Коту Базилио?
– Как мы узнали, при помощи какого действия?
– Что значит “вычесть”?
– Что обозначает первый мешочек? (Какие фигуры были вначале.) Как он называется?
– Что обозначает второй мешочек? (Какие фигуры взяли.) Как он называется?
– Что обозначает третий мешочек? (Оставшиеся фигуры.) Как он называется?
5. Первичное закрепление
– Составьте числовое выражение. 5 – 3
– Кто подскажет, как называется это выражение? (Разность, разность-выражение.)
– Как называется число 5, из которого вычитают. (Уменьшаемое)
– А число, которое вычитают? (Вычитаемое)
– То, что получилось в результате вычитания называют … (Разность, разность-результат)
– Результат вычитания еще называют значением разности.
– Найдите значение разности. 5 – 3 = 2
– Как на числовом луче показать вычитание?
– Кто прав, Миша или Маша? Объясни, как рассуждал Миша.
– Запишите равенство, соответствующее каждому рисунку.
(Один ученик у доски выполняет задание комментируя)
6. Физкультминутка
Мальчики и девочки встают в один круг, это уменьшаемое. Мальчиков “вычитают” , они перемещаются во второй круг, это вычитаемое. Чему равна разность? Девочки перебегают в третий круг.
7. Самостоятельная работа с проверкой в классе
Работа по вариантам.
(По одному ученику с каждого варианта, ученики работают с обратной стороны доски)
– Найдите значения выражений.
9 – 2 6 – 4 5 – 2 |
8 – 3 7 – 4 6 – 2 |
7 – 3 5 – 3 6 – 3 |
9 – 6 8 – 7 9 – 3 |
Индивидуальная работа со слабыми учениками.
Дополнительно № 204, № 206.
8. Итог урока
Какое мы сегодня сделали “открытие”?
Что нового узнали?
Что значит “вычесть”?
Кто запомнил, как называются компоненты при вычитании?