Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ. Модернизация требует создания и развития различных направлений повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения, предполагает овладение педагогами инновационных ДОУ новым содержанием профессионально-педагогической деятельности, их готовность внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
В настоящее время наблюдается тенденция к снижению нравственного уровня, переоценке ценностей и идеалов. В новых социально-экономических условиях существующая воспитательная система не оправдывает себя и требует нового подхода, обеспечивающего развитие сознания, чувств, формирования поведения ребенка.
На сегодняшний день идея воспитания находит свое отражение в нормативных документах, регулирующих деятельность образовательных учреждений. В Законе РФ “Об образовании” указано, что образование должно носить гуманистический характер и приоритет должен отводиться общечеловеческим ценностям.
В “Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.”, и “Концепции воспитания Кировской области” (февраль 2006 г.) образовательным учреждениям предъявляются новые социальные требования к переосмыслению задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании.
Понимая важность обозначенной проблемы и определяя цель дальнейшего развития детского сада - модернизация воспитательно-образовательного процесса через создание модели инновационной деятельности-основным приоритетом является воспитательный аспект.
Деятельность коллектива определяется основными направлениями, которые открывают дорогу к цели, наполняют ее содержанием.
1. Модернизация структуры управления ДОУ.
В связи с новыми целями, стоящими перед ДОУ, потребовалось обновление структуры управления.
Созданный коллегиальный совет под руководством заведующей вырабатывает педагогическую стратегию, тактику и принимает управленческое решение.
Высокий профессиональный, квалификационный уровень, творческий потенциал коллектива позволяет повысить качество воспитательно-образовательного процесса за счет введения в структуру управления ДОУ научно-методической службы. Она помогает в ведении в практику работы ДОУ инновационных технологий, обобщении и распространении передового педагогического опыта и издании методических разработок.
Качественному выполнению функциональных обязанностей и преодолению трудностей на профессиональном пути молодых специалистов помогает вновь созданный Совет наставников.
Для установления маркетинговых связей создана РR-группа, которая формирует банк информации для помещения на сайте ДОУ, обеспечивает диалог с потребителями услуг и продвигает “философию” деятельности ДОУ на рынке услуг.
В условиях реализации намеченного курса предстоит модернизация микросреды образовательного пространства за счет установления тесного взаимодействия детского сада и общественности. Поэтому в структуре самоуправления ДОУ введен компонент – Собрание родителей и представителей общественности под руководством Совета родителей. Это позволяет эффективно решать финансово-экономические аспекты ДОУ, обеспечивать соблюдение нормативно-правовой культуры и развитие детско-взрослого сообщества.
Таким образом, модернизированная схема управления позволяет решать поставленные проблемы в полном объеме.
2. Интеграция деятельности специалистов в организации новых форм работы.
С введением новых образовательных услуг (информатики, английского языка) в ДОУ увеличился объем базисного учебного плана. Поэтому, встала острая необходимость организации интегрированных занятий по взаимодействию всех специалистов ДОУ:
- интегрированные занятия по искусству “Художественная мастерская”;
- интегрированные занятия коррекционно-развивающей направленности.
Такие занятия позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, снять перегрузки, освободить время для игры.
Для развития творческих способностей детей, их интересов в ДОУ работают кружки:
- танцевальный “Озорные горошины” (музыкальный руководитель);
- вокальный “Домисолька” (музыкальный руководитель).
Дополнительные образовательные услуги способствуют созданию условий для развития и самореализации личности ребенка.
3. Профессионально-личностное развитие педагогов.
На современном этапе развития общества приоритетными становятся отношение к человеку как к высшей ценности, выявление и развитие его творческого потенциала, создание широкого культурного пространства для личностного развития. Поэтому гуманизация профессионального взаимодействия специалистов ДОУ актуальна в образовательном процессе. Основу развития профессионального взаимодействия составляет гуманно-личностный подход, который способствует развитию сотрудничества и равноправия во взаимоотношениях.
Выбор такого подхода при организации воспитательно-образовательного процесса означает:
- создание в образовательном сообществе гуманистических взаимоотношений;
- признание того, что ребенок обладает определенными правами, которые священны для педагога;
- отказ от ранжирования детей на “сильных” и “слабых”, понимание того, что все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других;
- переход от формулы “я тебя учу” к алгоритму “мы с тобой вместе учимся”.
Качественно новым для педагогов ДОУ является внедрение воспитательно-образовательных технологий, программ, обеспечивающих гуманистический характер ценностных ориентаций содержания: гуманно-личностной педагогики Ш.А. Амоношвили, программы М.Н. Поповой “Навстречу друг другу”.
Так, целенаправленная работа способствует профессиональному развитию и саморазвитию педагогов, что влияет на качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
4. Развитие форм социального партнерства.
Современное дошкольное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого взаимодействия с социумом, а также без интеграции общественного и семейного воспитания.
Для активизации позиции семьи в воспитании ребенка в ДОУ ведется поиск наиболее эффективных форм в работе с родителями.
Организованы новые формы:
- дискуссионный клуб “Силы семейных уз” с целью повышения педагогической компетентности, создания атмосферы взаимного уважения;
- организация Лекотеки с целью обучения родителей приемам коррекционно-речевой поддержки ребенка;
- издание журнала “Планета “Ребенок”- советы родителям по развитию и воспитанию детей.
- родительский клуб “Дружная семья” с целью совершенствования процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями.
Усиление информационно-педагогической поддержки молодой семьи обеспечено в рамках деятельности “Академии для родителей”. Программа является составной частью социально-педагогического комплекса районной программы “Возрождение”.
Развивая сотрудничество со школой искусств с целью духовного развития личности педагогов, расширения их кругозора, в детском саду открыта педагогическая гостиная “Родник”. В рамках этого мероприятия организованы “встречи” с известными художниками, композиторами, поэтами. Это возможность интересного общения, диалога позволяет отклик на свои мысли, на свой опыт и ответы на вопросы о воспитании.
Активное сотрудничество продолжается с
образовательными учреждениями города и сельских
поселений:
Таким образом, осуществление модели инновационной деятельности позволит реализовать направления, заложенные в концепции развития ДОУ и модернизации образования Кировской области: обновление содержания образования; усиление воспитательного потенциала и гуманистических подходов в воспитательной деятельности.