Пояснительная записка: Трудности изучения причастий в 7-м классе связаны с тем, что сданной грамматической категорией учащиеся встречаются впервые. С другой стороны, опора на навыки родного языка при изучении причастий весьма ограниченна вследствие того, что многие грамматические свойства русских причастий не имеют аналогии в якутском языке. Так, например, в якутском языке причастия не делятся на действительные и страдательные, склоняются как имена существительные, выступают в предложении не только в роли определения, но и других членов, обособляются только в функции распространенного обстоятельства и в составе вводного сочетания.
Эти факторы определяют практическую направленность изучения темы “Причастие” в данном классе. Главное внимание обращается на формирование навыков употребления этой категории в речи, на усвоение основных правил правописания и пунктуации. При этом для активного усвоения отбираются наиболее употребительные причастия, связанные, главным образом, с учебной деятельностью школьников.
При первоначальном знакомстве с причастием очень важно раскрытие понятия “признак по действию”. Анализируя примеры типа Снег белеет. Белеющий снег…, дети практически усваивают, что причастие образуется от глагола, но в отличие от него обозначает признак предмета, возникающий в момент действия.
Тип урока: урок усвоения нового материала .
Элементы содержания:
- Вопрос о причастии в системе частей речи.
- Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении.
Цели урока:
- знать, что такое причастие, какие особые признаки они имеют, как изменяются;
- уметь отличать причастия от прилагательных, узнавать их признаки;
- учиться изменять причастия по падежам;
- понимать значения причастий при сопоставлении с глаголом и прилагательным;
- понять, какую роль выполняют причастия в речи.
Опорное повторение: Таблица склонения имен прилагательных.
Основные моменты урока:
- для различения причастий от имен прилагательных можно использовать алгоритм:
Заключение урока: причастия очень употребительны в речи, они обогащают речь, делают ее более полной, обстоятельной, подробной.
ХОД УРОКА
1. Беседа с классом.
- На дворе зима. Какая она? (Холодная, морозная, снежная)
- Падает снег. Какой? (Белый, чистый…)
- А как надо ответить, чтобы запечатлеть момент падения снега? Каким он будет? (Падающим)
- А если запечатлеть снег в полете? (Летящий)
- Вы сидите на уроке, слушаете, учитесь, значит, вы какие ученики, школьники? (Учащиеся)
- Мы назвали с вами не просто признаки, а признаки действующего предмета, т.е. такого, который совершает определенное действие. Какая же из частей речи может обозначать признак предмета по его действию?
- Эта часть речи называется причастием. Причастие – это особая форма глагола. Оно, как и прилагательное, обозначает признак предмета ( но по его действию), отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? относится к существительному, изменяется по родам, числам и падежам.
2. Сравните слова:
Белый (снег) – белеет (снег) – белеющий (снег).
- Определите лексическое, грамматическое значения слов (лексическое – значение цвета; грамматическое – признак предмета, действие предмета, признак предмета).
- Тогда можно ли назвать слово белеющий прилагательным?
Белый снег уже не изменит цвета, это его постоянный признак ; белеющий снег – тот, который сейчас белеет, это признак по действию, которое совершает предмет или которое совершается с предметом. Следовательно, это не прилагательное, а причастие .
- Измените словосочетание белеющий снег в роде, числе, падеже.
- Какие признаки заимствовало причастие у прилагательного (обозначает признак, отвечает на вопрос “какой?”; изменяется по родам, числам, падежам).
- Составьте предложение со словосочетанием белеющий снег. Разберите его синтаксически. Сделайте вывод: каким членом предложения является причастие. Почему?
Учащиеся оформляют в таблицу свои наблюдения. Таблица может быть составлена в таком варианте:
Признаки прилагательного | Признаки причастий |
1. Обозначает признак предмета (какой?) | |
2. Согласуется в роде, числе, падеже | |
3. Синтаксическая роль-определение |
Чем отличаются данные причастия?
Падающий (снег) – падавший (снег )
Летающие (птицы) – улетевшие (птицы). (Они настоящего и прошедшего времени, образованы от глаголов несовершенного и совершенного вида)
Учитель подводит учащихся к выводу о глагольных признаках причастия. Сведения заносятся в таблицу.
4. Формальный признак причастия – суффиксы : -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -им-, -ем, -вш-, -ш-, -енн-, -н-, -т-.
3. Закрепление изученного. Тест по вариантам (1 и 2).
1) Укажите причастие:
белый белеет белеющий белея |
сверкает веркающий сверкать сверкая |
2) Укажите словосочетание “прил. + сущ.”
зимняя дорога зимующие птицы замерзшая река политый цветок |
растаявший лед замолкшие голоса беленький заяц покрытая снегом |
3) Укажите словосочетания “прич. + сущ.”.
падающий снег сидящие на дереве северная природа выполнивший задание |
летящий снег сияющее солнце удивительный узор мигающие звезды |
4) Найдите прилагательные и причастия с зависимыми словами в предложениях. Выпишите их, распределяя в 2 колонки:
Прилагательные с зависимыми словами | Причастия с зависимыми словами |
А. Народ, именующий себя “cаха”, гордится своими традициями.
Б. Олонхо - это героический эпос древних якутов.
В. Олонхосут - это человек, исполняющий олонхо.
Г. В песнях олонхо народ создавал образ своей Родины, воспевал красоту полярного дня и огромные богатства северной природы.
Д. Сказочный, чудесный мир встает в его песнях.
Е. Богатырь, одерживающий победу над врагами, является героем олонхо.
5) С чем нельзя согласиться?
Причастие, как особая форма глагола, имеет следующие грамматические признаки глагола:
А) переходность и непереходность
Б) залог
В) вид
Г) время
Д) лицо
6) С чем нельзя согласиться?
Причастие, как особая форма глагола, имеет следующие грамматические признаки прилагательного:
А) род
Б) число
В) падеж
Г) степень сравнения
Д) краткая форма
4. Домашнее задание.