Урок математики по теме "Противоположные числа"

Разделы: Математика


Цели урока:

Образовательные:

  1. Ввести определение противоположных чисел.
  2. Вести определение целых чисел.
  3. Научить находить числа, противоположные данным числам.

Развивающие:

  1. Развитие внимания и памяти.
  2. Развитие познавательного интереса к предмету.

Воспитательная – воспитание основ здорового образа жизни, формирование бережного отношения учащихся к своему здоровью;

Оборудование:

  1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  2. Презентация в MS PowerPoint 2003 (Приложение 1)
  3. Раздаточный материал (индивидуальные буклеты для работы на уроке) (Приложение 2)
  4. Плакаты с поговорками и пословицами о здоровье:

У кого есть здоровье – у того есть надежда.
У кого есть надежда – у того есть всё! (Восточная мудрость)

Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье. (Г.Гейне).

Наш организм создан для 120 лет жизни. Если мы живем меньше, то это вызвано не недостатками организма, а тем, как мы с ним обращаемся. (К. Купер).

Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы УМ работал правильно. (Р.Декарт)

ХОД УРОКА

I. Организационная часть. Приветствие. Объявление темы и целей урока.

Отметьте в буклетах ваше настроение в начале урока:

II. Подготовительная часть.

1. Устный счет. (Слайд №1)

а) Найди ошибки в примерах (примеры показаны через проектор на экране):

370 + 230 = 600

12*30 = 360

720 : 18 = 4 (верно 40)

6 – 3,5 = 3,5 (верно 2,5)

320 : 16 = 20

7,2 : 2,4 = 0,3 (верно 3)

8 * 1,2 = 9,6

2,4 : 0,12 = 2 (верно 20)

10 * 0,01 = 0,1

6,8 + 2,2 = 10 (верно 9)

7 – 2,1 = 4,9

20 * 0,125 = 25 (верно 2,5)

б) Решить устно задачи: (слайды № 2, 3)

  1. Детям необходимо в среднем потреблять 1800 мл воды в сутки. С пищей они получают 1/6 часть от общей нормы, остальное - в виде питьевой воды. Сколько воды (мл) дети должны выпивать за сутки? (Ответ 1500 мл)
  2. Детям 11–15 лет необходимо потреблять в день на каждые 10 кг своей массы белков 26 г, жиров 23 г, углеводов 104 г. Сколько должен потреблять белков, жиров, углеводов мальчик 13 лет, имеющий массу 40 кг. (Ответ 612 г)
  3. Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя Вася Тапочкин, который успел выкурить 2 сигареты на перемене за углом школы? (50 мг)

в) Задание на повторение понятий: координатная прямая, начало координат, координата точки на прямой, положительные и отрицательные координаты. (Слайд 4)

Ответить на вопросы:

Что такое координатная прямая? (Прямая с выбранной на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называется координатной прямой)

Что называют координатой точки на прямой? (Число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой этой точки)

Какими числами являются координаты точек на горизонтальной прямой, расположенных справа от начала координат (положительными), слева от координатной прямой (отрицательными)?

Какую координату имеет начало координат? (0)

г) Узнайте фамилию выдающегося ученого Франции:

Ответ: Декарт.

Комментарий к ответу. (Слайд № 5)

Рене Декарт – выдающийся французский философ, математик, биолог и физик. Его труды способствовали признанию отрицательных чисел, которые появились гораздо позже натуральных чисел, и математики долго относились к ним с недоверием. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел в 1637 году координатную прямую.

Физкультпауза. Офтальмотренажер. (Cлайды 6–7)

III. Основная часть. Изучение нового материала.

1. Рассмотреть рисунок 61 учебника (Математика 6 класс, авторы Н.Я. Виленкин и др) и ввести понятие противоположных чисел:

Определение: Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называют противоположными числами. (5 и -5, 8 и -8, 2,5 и – 2,5, и - , а и – а).

Для каждого числа есть только одно противоположное число.

Как вы думаете, какое число противоположно 0? (Ответ: число 0 противоположно самому себе)

Условимся считать, что знак “-“, поставленный перед каким-нибудь числом, изменяет его на число, ему противоположное. Число, противоположное числу а, обозначают – а .

Запись – 4 можно читать двумя способами: “минус 4” и “число, противоположное числу 4).

    Если а = 5,6, то –а = - 5,6

    а = -7, -а = 7

    а= 0, - а= 0

Как можно объяснить такую запись: -(-9)? (Ответ: число, противоположное числу – 9, т.е число 9). Значит верна запись –(-9) = 9.

Определение: Натуральные числа, противоположные числа и 0 называют целыми числами.

Можно на закрепление понятия целых чисел провести игру:

Если учитель называет целое число – ученики, стоя в проходе, поднимают руки вверх, называет число, не являющееся целым – руки на пояс.

IV Закрепление.

1. Выполнить задания № 926 (устно) (можно выполнить это упражнение с мячом, отвечает тот, к кому попадает в руки мяч) 927 (на доске и в тетрадях), 931, 933 (а-г), 935.

2. Самостоятельная работа с самопроверкой. (Слайд 10)

Вопрос

Ответ

1

Запишите число, расположенное на расстоянии 4 единицы левее нуля.

- 4

2

Запишите число, расположенное на расстоянии 6 единиц правее нуля.

+ 6

3

Запишите число, не являющееся ни положительным, ни отрицательным.

0

4

Запишите число, противоположное числу 11.

- 11

5

Запишите число, противоположное числу – 6,8.

+ 6,8

6

Запишите число, противоположное самому себе.

0

7

Найдите значение - а, если а = 4,5

- 4,5

8

Найдите значение – с, если с = -18

+ 18

9

Запишите все целые числа, которые находятся между числами -3 и 2

-2, -1, 0, 1

10

Любое ли целое число является натуральным? (запиши ДА или НЕТ)

НЕТ

(например, число -2 –целое, но не натуральное)

Проверка по слайду.

Самооценка:

  1. Если ошибок нет – МОЛОДЕЦ! (В домашнем задании реши только задачу “Режим дня”)
  2. Если 1-2 ошибки – НЕПЛОХО! (Дома прочитай внимательно п.27 и выполни упражнения)
  3. Если ошибок больше двух – НЕ ОТЧАИВАЙСЯ! (Дома прочитай внимательно п. 26, 27 и выполни упражнения)

Итог урока.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие числа называют противоположными?
  2. Какое число противоположно 0?
  3. Существует ли число, имеющее два противоположных ему числа?
  4. Какие числа называют целыми?

Понятие ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ присуще не только числам, но и каким-то явлениям (день-ночь), состоянию здоровья (больной – здоровый), человеческим поступкам, качествам личности, которые могут как положительно, так и отрицательно повлиять на здоровье и жизнь человека.

Я буду называть отрицательные качества, которые ухудшают здоровье, а вы подберите ему противоположное – положительное, которое сохраняет и укрепляет его.

  1. Курение сигарет —> леденцы, семечки.
  2. Употребление алкоголя —> сок, лимонад.
  3. Переедание —> умеренное здоровое питание.
  4. Гиподинамия (малая двигательная активность) —> спорт.
  5. Чувство ненависти к окружающим —> любовь.

Домашнее задание:

1. Задача “Режим дня” (по желанию). Учебные занятия в школе занимают 25% времени суток. Продолжительность ночного сна должно быть в 1,5 раза больше времени, проводимого в школе, не менее 1/16 части суток должен составлять активный отдых на свежем воздухе. Подготовка домашнего задания должна занимать 5/18 от времени, отведенного на учебные занятия. Досуг составляет около 1,8 времени от времени приготовления уроков дома. Время провождения около телевизора не должно превышать 1/6 части вашего досуга.

2. Изучить п. 27, решить из учебника № 943, 945.

Отметьте ваше настроение в конце урока:

Если настроение не очень хорошее, то предлагаю дома приготовить себе блюдо по приведенному рецепту:

Рецепт здоровья и счастья

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути. Учитель математики