Урок-игра проводится в 5-7 классах с целью закрепления знаний и активизации интереса учащихся к космонавтике. Игру можно проводить на классном часе, уроке естествознания или как внеклассное мероприятие.
Для игры необходимо создать команды по 5-6 человек. Внутри каждой команды выбираются: командир корабля, штурман, бортинженер, техник и ученый. Класс можно красочно оформить изображениями звезд, планет и т.п. Не забудьте заранее приготовить весь реквизит.
12 апреля 1961 года в кабину космического корабля “Восток” поднялся тот, кому первому из людей предстояло шагнуть в неведомую бездну космического пространства, гражданин СССР, майор Военно-Воздушных Сил СССР Юрий Алексеевич Гагарин.
Последние подготовительные команды перед стартом. Часы на космодроме показывают 9 часов 07 минут. Подъем! Окутанная столбами пламени, дрогнула и, медленно набирая скорость, пошла ввысь гигантская ракета.
- Поехали. – раздался по радио возбужденный голос Юрия Гагарина. – Самочувствие хорошее. Чувствую перегрузки. Все нормально. Прием.
Вес корабля “Восток” вместе с пилотом составлял 4 752 кг. Наибольшая высота над поверхностью Земли – 327 км. За 108 минут корабль сделал полный виток вокруг Земли, пролетев около 40 тыс.км.
Теперь день 12 апреля ежегодно торжественно отмечается в нашей стране как День Космонавтики.
Итак, представьте себе, что все команды готовятся взлететь в космос. Добро пожаловать на космодром!
После того, как члены команд распределили обязанности, вся команда придумывает название своему космическому кораблю. Названия записываются на доске.
1 задание (для бортинженера)
За 1 минуту на листке бумаги или на доске, представители каждой команды должны составить список необходимого груза на их корабле. За каждый полезный и необходимый в космосе предмет дается 1 балл. За “неполезный” предмет тоже можно получить 1 балл, если участник остроумно определит его назначение на космическом корабле.
2 задание (для штурмана)
Записать на доске названия всех планет Солнечной системы в порядке их удаления от Солнца. В итоге штурманы составляют карту полета своего космического корабля. За каждую правильно названную – 1 балл, расположенную – еще 1 балл.
3 задание (для всей команды)
Проводится викторина. За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Почему все подкинутое вверх, падает на Землю? Из-за земного притяжения.
- Ближайшее к Земле небесное тело, спутник Земли? Луна.
- Почему Марс красный? Из-за цвета почвы.
- Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? Большая Медведица.
- Звездопад. Что это такое? Метеоры и метеориты.
- Наука, изучающая звезды, планеты и Вселенную? Астрономия.
- Космически летательный аппарат, выведенный на околоземную орбиту для решения различных научных задач? Спутник.
- Человек, совершивший полет в космос на космическом объекте? Космонавт.
- На чем летают в космос космонавты? На ракетах.
- Место, где собирают космические ракеты, готовят к пуску и отправляют в космос? Космодром.
- Кто побывал в космосе до человека. Как звали пассажиров первых космических кораблей? Собаки Белка и Стрелка.
- Почему в космос летают на ракетах, а не на самолетах? Только ракета может преодолеть земное притяжение, для самолета нужен воздух.
- Как называется состояние, когда все предметы и человек теряют свою тяжесть? Невесомость.
- Какими тарелками пользуются космонавты в полете? Пакеты и тубы.
- Выходная одежда космонавта? Скафандр.
- Главный космический конструктор? Королев.
- Первый космонавт Земли? Юрий Алексеевич Гагарин.
- Первая женщина-космонавт? Валентина Терешкова.
- Космонавты какой страны первыми высадились на Луне? США.
- Как называется дорога, по которой космическая станция летает вокруг Земли? Орбита.
- К каким планетам летали автоматические межпланетные станции “Луна”, “Венера”, “Марс”?
- Первый советский космический корабль? “Восток”.
- Самый известный американский космический корабль? “Аполлон”.
- Как называлась первая передвижная космическая лаборатория, доставленная на Луну советской автоматической станцией? “Луноход-1”.
4 задание (для техника)
Неожиданно на корабле вышла из строя вся аппаратура. Внутри корабля неполадки не обнаружены и поэтому техник выходит в открытый космос в скафандре без связи с экипажем. То, что он обнаружит в космосе, можно передавать и изображать мимикой и жестами. Весь экипаж космического корабля наблюдает за техником в иллюминатор. Если они угадали с первой попытки – 5 баллов.
Примерные ситуации: пробоина в солнечной батарее, вижу летающую тарелку, произошла утечка кислорода, нас атакует враждебный корабль.
5 задание (для командира корабля)
Неисправность устранить не удалось и нужно послать сигнал бедствия. Код знает только командир. Он должен сосчитать от 1 до 30, где каждое число делящееся и оканчивающееся на 3 надо заменить своим именем. Например: 1, 2, имя, 4, 5, имя, 7, 8, имя, 10, 11, имя, имя, 14, имя,… Командир, который справился с заданием всех лучше, получает помощь и 5 баллов, его корабль благополучно возвращается на Землю. Остальные смогут приземлится, когда их командир правильно назовет код.
На Земле подводятся итоги полетов. Победители получают значки астронавтов.