Цели и задачи:
- повторить и закрепить пройденный материал;
- расширить кругозор учащихся;
- продолжить воспитание уважительного отношения к истории России.
Класс делится на три команды, они рассаживаются
группами. Учитель знакомит учеников с правилами
игры.
Игровое поле представляет собой квадрат,
поделенный на 25 клеток. (Он чертится на доске.)
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Каждый столбик в квадрате имеет свою тему:
А – «События»
Б – «Личности»
В – «Историческая география»
Г – «Культура»
Д – «Термины»
Вопросы разного уровня сложности. Чем сложнее вопрос, тем больше очков дается команде, правильно на него ответившей. Первый ход разыгрывается.
Задание для розыгрыша первого хода:
Найдите значение выражения, составленного из
исторических дат. Какое событие отечественной
истории произошло в год Х?
(Начало правления княгини Ольги в Киеве +
Крещение Руси + Начало правления князя Ярослава
Мудрого – 12): 3 = Х
(945 + 988 + 1019 – 12): 3 = 980
В этом году началось княжение Владимира
Святославича в Киеве.
После розыгрыша первого хода команды по очереди выбирают вопрос, называя букву и цифру, например, «Б-2». Команда, выбравшая вопрос, имеет преимущественное право ответа. Если она не может ответить, отвечает команда, первой поднявшая руку. За правильный ответ команда получает то количество баллов, которое написано в соответствующей клетке. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
А. «События»
1. «Сперва он взял город Смоленск и
Любеч, которые стояли на дороге из Новгорода к
Киеву; потом собрал большое войско из всех
подвластных ему народов и поплыл к Киеву на
лодках. Только большую часть лодок позади
оставил, а на остальных воинов спрятал, приплыл к
Киеву и послал сказать Аскольду и Диру, что
приехали варяжские купцы, да понездоровилось им,
потому они и просят князей прийти к ним на суда.
Князья поверили, взяли с собой немного людей,
пришли на суда…, а он вышел к ним с малолетним
Игорем на руках и сказал: «Вы не князья, а вот сын
Рюрика». И в ту же минуту воины его вышли
из-под палуб судов, бросились на Аскольда и Дира и
убили их».
Назовите событие, о котором идет речь. Когда оно
произошло?
(Объединение Руси под властью князя Олега, 882 г.)
2. В память, о какой победе в Киеве
был построен Софийский собор?
(На том месте, где стоит киевский храм Святой
Софии, в 1036 г. русские войска во главе с князем
Ярославом наголову разбили печенегов, после чего
степняки перестали совершать набеги на Русь.)
3. «Чего хочешь от нас? Мы готовы дать
тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь
ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного:
дайте мне от каждого двора по три голубя и по три
воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую
дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало
…»
О каком событии рассказывается в отрывке из
«Повести временных лет»?
(В отрывке рассказывается о том, как княгиня
Ольга отомстила древлянам за убийство мужа князя
Игоря.)
Какие изменения внесла в управление
Древнерусским государством княгиня Ольга?
(Она установила точный размер дани – уроки и
места ее сбора – погосты. Дань теперь собирали не
сами князья, а специально назначенные ими люди.)
4. «Владимир повелел опрокинуть идолы.
Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали
его неверные… Затем послал [oн] по всему
городу сказать: « Если не придет кто завтра на
реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или
раб – будет мне врагом».
О каком событии идет речь?
(О крещении киевлян в 990 г.)
Каково значение принятия Русью христианства?
(Принятие христианства вело к
значительному смягчению царивших на Руси нравов.
Церковь категорически запрещала кровную вражду,
человеческие жертвоприношения, ритуальные
убийства жен и рабов на тризнах, упорно боролись
против работорговли. Христианство
способствовало укреплению княжеской власти.
Духовенство внушало населению и самим князьям,
что на престол их сажает сам Бог. Божественное
происхождение княжеской власти, по учению
церкви, требовало от подданных беспрекословного
повиновения, а от князя – осознания своей
высокой ответственности. Вместе с христианством
на Русь пришли письменность, образование,
церковное искусство.
Существенно изменилось и международное
положение Древнерусского государства. Оно
встало в общий ряд христианских государств
Европы. Наиболее тесные связи установились с
Византией. Именно она оказывала в то время на
Русь особенно сильное влияние.
Вне христианства невозможно представить себе
и объединение различных восточнославянских
племен в единый русский народ. До принятия
христианства человек осознавал себя
древлянином, тиверцем, кривичем. Став
христианином православным, он ощутил себя
русским.)
5. О каком событии говорится в
приведенном отрывке летописи: «Земля наша велика
и обильна, а наряда (управления) в ней нет. Да
пойдите (приходите) княжить и володети нами».
(О призвании варягов в 862 г.)
Как вы считаете, является ли призвание варягов
началом существования Древнерусского
государства?
(Славяне и скандинавы находились в VIII-IX вв.
примерно на одном уровне социального развития. В
этих условиях варяги, разумеется, не могли
принести славянам ни более высокой культуры, ни
государственности. Государственность есть итог
самостоятельного длительного развития общества.
Государство возникает как сила, способная
сохранить порядок и погасить внутренние,
социальные конфликты. Да и сам летописец отметил,
что варягов призвали на княжение, ? значит, эта
форма власти уже была известна. Варяги, по
летописи, осели в уже существующих городах. Само
их существование – показатель высокого развития
восточнославянского общества. Именно города
выступают основой формирования нового
государственного деления славян взамен
древнего, племенного. Толчком для славянского
объединения и на севере, и на юге стала внешняя
опасность, экономической основой – торговый
путь «из варяг в греки».)
Б. «Личности»
1. Он стал княжить в Новгороде после
смерти Рюрика. Сумел объединить Русь под своей
властью. Киев объявил «матерью городов русских»,
столицей своих земель. Первым из киевских князей
принял титул князя всех князей (великого князя).
Успешно воевал с Византией, добился права
беспошлинной русской торговли в этой стране.
(Олег Вещий)
2. Он поднял мятеж против собственного
отца, будучи князем, в Новгороде. С его именем
связано создание первого письменного свода
законов Руси. Он затратил огромные средства на
украшение Киева, взяв за образец
Константинополь. Стремился укрепить положение
Руси с помощью династических браков.
(Ярослав Мудрый)
3. В историю он вошел не столько как
князь, а, сколько как воин. Он сам вел в бой свои
дружины, воодушевляя воинов пламенной речью: «да
не посрамим земли русской, но ляжем костьми,
мертвые срама не имут», и всегда предупреждал
врагов о своем появлении. Простые люди обвиняли
его в том, что он не заботился об охране своей
столицы. Погиб в неравном бою, из его головы
печенежский хан сделал себе чашу.
(Святослав Игоревич)
4. О ком были сказаны следующие
слова: «Повадится волк к овцам, перетаскает все
стадо, пока не убьют его. Так и этот: пока не убьем
его, всех нас разорит».
(Об Игоре Старом, когда он вознамерился с
древлян собрать дани сверх меры.)
5. Крупный литератор Древней Руси,
первый киевский митрополит из русских. Он
создал целый ряд произведений в жанре слова –
торжественного и поучающего обращения. Наиболее
известным является его «Слово о Законе и
Благодати». Через все произведение красной нитью
проходит идея величия Руси, ее особой роли в
христианском мире.
(Илларион)
В. «Историческая география»
1. «Рассказывали, что греки не посмели
встретить русских в поле, а загородили пристань
цепями, заперлись в [городе], но войско Олега
выжгло всю окрестность, и князь велел ещё
перетащить по земле лодки в пристань. … Олег
велел поставить лодки на колёса и распускать
паруса, и … лодки от ветра покатились. Греки
испугались и стали просить мира …». Об осаде
какого города рассказывается в отрывке?
(Об осаде Константинополя (Царьграда) в 907 г.)
2. Этот город Святослав объявил своей
новой столицей. Он говорил: «…Там середина земли
моей, туда со всех сторон свозят все доброе: от
греков золото, ткани, вина, фрукты разные, от
чехов и венгров серебро и коней, из Руси меха, мед,
воск и рабов».
Назовите город и реку, на берегу которой он
находился.
(Переяславец на Дунае.)
3. Чтобы заставить Византийскую
империю соблюдать договор, Владимиру пришлось
овладеть этим городом, который он затем вернул
императорам в качестве выкупа за невесту. О каком
городе идет речь?
(О Херсонесе (Корсуни))
4. Через какие водные объекты проходил
торговый путь «из варяг в греки»?
(Из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве
караваны купцов попадали в Ладожское озеро,
оттуда по реке Волхов в озеро Ильмень и далее по
реке Ловать до верховьев Днепра. С Ловати на
Днепр в районе Смоленска и на днепровских
порогах переходили «волоковыми путями».
Западным берегом Черного моря доходили до
Константинополя (Царьграда)).
5. Где изначально жили славяне?
(От среднего течения реки Днепр до реки Одер и
от северного склона Карпатских гор до реки
Припять. «Повесть временных лет» говорит о
прародине славян на Дунае, «где теперь земля
Венгерская и Болгарская».)
Г. «Культура»
1. Какой тип храмов получил
распространение на Руси?
(Крестово-купольные храмы.)
2. Кому приписывают авторство «Повести
временных лет»? Кроме летописания, в каком еще
литературном жанре работал этот древнерусский
писатель?
(Монах Киево-Печерского монастыря Нестор был
одним из первых создателей житий – литературных
описаний жизни людей, причисленных православной
церковью к лику святых. Он написал одно из первых
житий Бориса и Глеба.)
3. Что называли в средние века «Библией
для неграмотных»?
(Так называли храмовую живопись.)
4. Почему собор Успения Богородицы,
ставший главным храмом крещеной Руси, называли
также Десятинной церковью? Что вам известно о
судьбе этого храма?
(Название Десятинная церковь связано с тем,
что на ее содержание князь Владимир пожаловал
десятую часть своих доходов. От этого сооружения
до нас дошел лишь фундамент. Во время
монголо-татарского нашествия захватчики
подожгли храм и под его развалинами были
погребены последние защитники Киева.)
5. Назовите первое известное нам
портретное изображение в истории русской
живописи. Где его можно увидеть?
(В Киеве в Софийском соборе написан групповой
портрет семьи строителя храма Ярослава Мудрого.
На одной стене – князь со своими сыновьями (к
сожалению, эта фреска почти не сохранилась), на
другой – княгиня Ирина с дочерями.)
Д. «Термины»
1. Объясните, что такое
подсечно-огневое земледелие, переложное
земледелие?
(Подсечно-огневая система земледелия – это
когда вырубается участок леса, затем выжигаются
пни и корни. Землю обрабатывали два-три года, а
когда она переставала давать хороший урожай, ее
забрасывали и готовили новый участок.
Переложная система земледелия – когда
участки земли использовались в течение
нескольких лет до полного истощения, затем
переходили на новые участки. Истощенная земля
примерно 20 лет не обрабатывалась до
восстановления ее плодородия.)
2. По какому принципу образован ряд:
смерды, рядовичи, закупы, холопы. Дайте
определение этим терминам.
(Это категории феодально-зависимого населения
Древнерусского государства. Смерды –
крестьяне-общинники, несшие повинности в пользу
князя и платившие ему дань. Рядовичи – люди,
которые заключили договор (ряд), согласившись
жить и работать у господина на определенных
условиях. Закупы – разорившиеся общинники,
пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу),
проценты с которой они отрабатывали на поле у
человека, ссудившего их деньгами. Закуп
продолжал вести свое собственное хозяйство, а,
вернув долг, становился свободным человеком. Холопы
– зависимое население Древней Руси, близкое по
положению к рабам.)
3. Что является лишним в ряду: зернь,
скань, мозаика, эмаль. Дайте краткий ответ.
(Лишняя в ряду – мозаика, так как это
картина из разноцветных камешков или кусочков
цветного непрозрачного стекла – смальты. Зернь,
скань, эмаль - это техника, которую использовали
древнерусские ювелиры.)
4. Решите кроссворд и из букв в выделенных клетках, составьте слово. Дайте ему определение.
1. Власть, защищающая общественные интересы и
регулирующая отношения между людьми, опираясь на
вооруженную силу.
2. Объезд киевским князем с дружиной своих
владений для сбора дани.
3. Постоянное войско князя.
4. Народное собрание на Руси.
5. Религия, для которой характерно поклонение
силам природы, наличие множества богов и
идолопоклонство.
(1. Государство; 2. Полюдье; 3. Дружина; 4. Вече; 5.
Язычество. Слово, которое можно сложить из букв в
выделенных клетках – «вервь». Вервь –
название общины в Древней Руси.)
5. Многие понятия и термины исторической науки имеют латинские и греческие корни. Определите термины, которые получены в результате буквального перевода их на русский язык.
1) наука о древности;
2) преобразование, изменение;
3) норма, правило.
(1. Археология; 2. Реформа; 3. Канон.)
Подведение итогов урока-игры.
Литература:
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России
с древнейших времен до конца XVI века. Учебник для 6
класса. М., 2002. С.4 – 72.
2. Ишимова А.О. История России для детей. М.,
1993. С.5 – 36.
3. Рябцев Ю.С. История русской культуры.
Художественная жизнь и быт XI – XVII вв.: Учебное
пособие. М., 1997.
4. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и
ее ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до
Петра Великого. М., 1995. С.101 – 156, 563 – 568.