Закрепление полученных знаний и умений в применении ручных швов и вышивки для изготовления новогодних сувениров

Разделы: Технология


Новый год – праздник яркий и искристый. В эту волшебную ночь так приятно получать подарки, тем более в необыкновенно красивых подарочных мешочках, которые уже сами по себе являются маленькими, милыми сердцу шедеврами. Их изготовление основано на большой фантазии, индивидуальном творчестве, любви к прекрасному и совсем небольших материальных затратах – в ход идут любые кусочки тканей, ниток, тесьмы и др.
Поэтому мы со своими девочками (кружковцами «Мастерицы») всегда во 2 четверти (ноябрь, декабрь) приступаем к изготовлению новогодних сувениров, на которых закрепляются полученные навыки в ручных швах и в вышивке. В зависимости от способностей и желания детей подбираются размер и вид изделия. Мы делаем:

  • Разнообразные мешочки для подарков, в которые впоследствии родители кладут детям сладости (поэтому этот вид сувениров востребован в первую очередь);
  • Новогодние носочки (используются аналогично предыдущим);
  • Новогодние вышитые открытки и пр.

Новогодняя атрибутика на сувенирах присутствует в разных сочетаниях и композициях: в разнообразных букетах, венках, миниатюрных пейзажах, натюрмортах, жанровых сценках.
Для большей красочности наряду с общепринятыми новогодними атрибутами, такими, как, еловые веточки и свечи, и пр., использованы разные по размеру, цвету и форме, порой неожиданные цветы, как например, цикламены, пуансеттии и т. д. Любые цветы можно вышить как гладью (тогда они выглядят ярко и объемно), так и элегантным крестом. Рядом с игольчатыми листьями очень эффектны более широкие вышитые гладью (крестом) листья, выполненные 2-3 тонами зеленых ниток.
Следует отметить разнообразие форм и размеров мешочков, способных удовлетворить любой вкус, а также оригинальность оформления. В большинстве своем при пошиве использовались льняные, хлопчатобумажные ткани, а также остатки шерстяных, драповых и шелковых тканей. В ряде случаев при пошиве использовался эффект совмещения контрастных тканей, например, сиреневый драп в сочетании с золотистой отделкой.
Мешочки из белой ткани смотрятся элегантно, а из серого льна – более самобытно: ближе к народному стилю. Празднично смотрятся мешочки из темно-синего льна в сочетании с вышивкой крестиком на белой вставке и разбросанными по синему полю вышитыми серебристыми снежинками. Хорошо сочетаются зеленый креп с яркой жанровой вышивкой крестом на белой ткани.
И те, и другие мешочки очень хорошо дополняет отделка их тесьмы, которую также можно располагать по-разному.

Цели занятий:

  • Образовательные:
    • формирование умений и навыков вышивки и шитья;
    • закрепление приобретенных учащимися навыков и приемов выполнения ручных стежков;
    • использование знаний о гармонии цвета.
  • Развивающие:
    • развитие волевых качеств личности (целеустремленность, настойчивость, умение преодолевать трудности, доводить начатое до конца);
    • развивать умение конструировать образы из готовых элементов и выстраивать последовательность технологической цепочки от материала к образу;
    • развитие сенсорно-моторных качеств рук.
  • Воспитательные:
    • воспитание бережного отношение к труду;
    • воспитание аккуратности при работе;
    • формирование у учащихся художественного вкуса, фантазии, творческого воображения при создании работ;
    • формирование интереса к народному творчеству;
    • создание на занятиях дружеской рабочей атмосферы.

Необходимое оборудование: куски ткани (для мешочка и носочков), канва для вышивки крестом, лекала, иголки, булавки, ножницы, линейка, мелок, нитки для вышивки (мулине, ирис, металлизированные нити и пр.), нитки швейные, тесьма, кружево, цветной картон, бумага, фурнитура; инструкционные карты, раздаточный материал, образцы готовых изделий.

План занятий:

Занятие 1.

Беседа об истории нового года и традициях его празднования в разных странах. Показ образцов сувенирной продукции, выполненной учащимися предыдущих годов. Выбор работ и подбор материалов для изготовления новогодних сувениров. Создание эскиза будущего изделия. Техника безопасности при работе с иголками и ножницами, так как весь цикл занятий посвящен новому году, то и правила у нас «сказочные». (Приложение 1, Приложение 2).

Занятие 2-3.

Выполнение вышивки по выбранной схеме (крестик) или переведенному рисунку (гладь).

Занятие 4.

Оформление работы.

Рассмотрим подробнее технологию изготовления.

Мешочки № 1 и № 2 изготовлены из холщевой ткани или мешковины. Размер готовых изделий: мешочек №1 – 20х12 см, мешочек №2 – 40х17 см. Вышивка крестом производится в соответствии с инструкционной картой № 1 (Приложение 3) непосредственно на основной ткани. Мешочки украшены обрезками тесьмы.

Мешочки № 3 и № 4 выполнены из тонкой, но прочной ткани (в данном случае – поплине). Размер готовых изделий: мешочек №3 – 21х26 см, мешочек №2 – 35х27 см. Вышивка гладью производится в соответствии с инструкционной картой № 2 (Приложение 4) непосредственно на основной ткани по предварительно перенесенному рисунку. Мешочек № 4 украшен тесьмой синий «вьюнчик».

Мешочек № 5 сшит из сиреневого драпа, а мешочек № 6 – из синтетической ткани в горошек. Их объединяет не только то, что оба они вышиты на дополнительной ткани (канве), которая настрачивается на основную ткань мешка. Эти мешочки за счет серебристой и золотистой тесемочек имеют особую праздничность и привлекательность.
Размер готовых изделий: мешочек №5 – 25х16 см, мешочек №6 – 28х18 см.
Работы выполняются по инструкционным картам № 3 (Приложение 5).

В данной технике выполнены и мешочки № 7, 8, (см. Приложение 2), предоставленные мне для иллюстрации данной работы ученицей (МОУ СОШ № 11 , 5 класс, 1 год обучения) Забидаровой Татьяной, за что ей отдельная благодарность.

В этой же технике выполнены новогодние носочки № 1 и № 2, только из основной ткани вырезается не прямоугольник, а 2 парные детали носочка (сапожка) желаемого размера произвольной формы.

Носочек № 1 и носочек № 2 выполнены из голубого драпа. На первом носочке вышивка расположена в верхней части, а нижняя часть украшена тесьмой и тонкой полупрозрачной материей с люрексом. Вышивка на втором носочке выполнена по центру. Для того чтобы подчеркнуть вышивку и показать всю ее красоту, она выделена кружевом и красной с люрексом веревочкой.
Размер готовых изделий: носочек №1 – 20х16 см, мешочек №2 – 28х15 см.

Новогодний мешочек № 3 предоставлен мне для иллюстрации данной работы моей ученицей (МОУ СОШ № 11 , 5 класс, 1 год обучения) Забидаровой Татьяной, выполненный в соответствии с инструкционной картой № 3 (Приложение 6). Размер работы 13х8 см.

Новогодние открытки № 1 и № 2 выполнены на кусках канвы крестиком по готовым схемам. Канва с вышивкой приклеивается на специально подготовленную заготовку из картона. Инструкционная карта № 4 (Приложение 7). Открытки предоставлены ученицами МОУ СОШ № 1 Азаровой Анной и Ахметовой Ольгой, посещавшими кружок в 2006-2008 годах.

Схемы для вышивки крестом можно найти в многочисленных журналах по вышивке и рукоделию. В них можно подобрать сюжеты на любой вкус и размер.
Мешочки и носочки даже с одним и тем же рисунком у разных учениц получались совершенно непохожими, т. к. рисунок располагался в разных местах мешочка (носочка): вверху, в центре, в нижней части изделия, да и отделка у каждой девочки подбиралась в соответствии с ее вкусом. Сравнивая свои работы, девчонки загорались вышивать еще и еще , что приводило к тому, что у каждой получилось по 3-5 разнообразных работ. А ведь так важно для учителя, чтобы заразить учеников творчеством!